• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Амбарцумов, Владимир Амбарцумович
Амбарцумов Владимир Амбарцумович
Священномученик
Новомученик
Священник
Дата рождения:

20 сентября 1892(1892-09-20)

Место рождения:

Саратов

Дата смерти:

5 ноября 1937(1937-11-05) (45 лет)

Место смерти:

Бутовский полигон, Московская область

Амбарцу?мов Влади?мир Амбарцу?мович, Влади?мир пресвитер Моско?вский (20 сентября 1892 года, Саратов — 5 ноября 1937 года, Бутовский полигон, Московская область) — священномученик из Собора святых новомучеников и исповедников российских, иерей, священнослужитель Русской Православной церкви, родоначальник большого православного рода.

Содержание

Биография

Корни семейства Амбарцумовых восходят к армянской фамилии Амбарцумянц. Отец — Амбарцум Егорович (Григорьевич, Крикорович) Амбарцумов, почётный гражданин г. Шемахи, Бакинская губерния, благотворитель, сподвижник основателя обучения глухонемых в России Фёдора Андреевича Рау, племянник Саркиса Амбарцумянца, основавшего в Шемахе первую лютеранскую общину. Основатель и владелец частной школы для глухонемых в г. Саратове. Мать — Каролина Андреевна Кноблох, немка по происхождению, лютеранка по вероисповеданию. Богатые духовные и религиозные христианские традиции родителей с детства взрастили во Владимире непоколебимую веру. После переезда родителей в Москву в конце 1890-х годов обучался в Московском Петропавловском училище при Петропавловской лютеранской церкви. После окончания училища в 1911 году юноша поступил на физико-математический факультет Московского Императорского университета, где проучился три семестра. В марте 1913 года по настоянию матери он переехал в Германию, чтобы продолжить образование в Высшем политехническом училище, Берлин. Однако, трудности, связанные с языковым барьером, не позволили обучаться Владимиру вполне комфортно. Прожив в Берлине около года, Владимир вернулся в Россию, почувствовав непреодолимую, буквально мистическую тягу домой. Как позднее стало известно, поезд, увёзший юношу на родину был последним из Германии в Россию. Началась Первая мировая война. В июле 1914 года Владимир вновь поступил на физико-математический факультет Московского Императорского университета. По его окончании, несмотря на нерядовой научный потенциал, талант незаурядного физика, Владимир оставил исследовательскую деятельность и посвятил себя служению Богу и миссионерству. В годы обучения в университете Владимир стал членом Христианского студенческого кружка и перешёл из лютеранства в баптизм. Целью христианского студенческого движения была проповедь слова Божия среди молодёжи, а основной формой деятельности — изучение Евангелия в небольших кружках.

Смерть

Отец Владимир был заключён в Бутырскую тюрьму. Допрашивали его 20 и 21 сентября и 12 октября 1937 года:

Расшифровка допроса сохранилась

— В каких контрреволюционных организациях, когда и где вы вообще состояли?

— Я никогда ни в каких контрреволюционных организациях и группах не состоял.

— А чем вы тогда объясняете арест членов христианского студенческого кружка, фактически занявшегося контрреволюционной деятельностью?

— Прежде всего, я глубоко убеждён, что советская власть религиозных людей не понимала и не понимает по сиё время, поэтому совершенно естественно, [что] уже тогда возникли подозрения в том, что христианский студенческий кружок, проповедовавший христианскую веру среди студенческой молодёжи, занимается контрреволюционной деятельностью. Я этот факт категорически отвергаю, а поэтому не могу считать себя состоявшим в контрреволюционной организации.

— Назовите известных вам по 1920 году членов христианского студенческого кружка и укажите, где они находятся в настоящее время.

— Руководителями этой организации были: Марценковский Владимир Филимонович — лектор, примерно в 1921 году был выслан из пределов СССР за границу; где он находится, мне неизвестно, и связи с ним я не имею; Шереметьева Анна Сергеевна (бывшая графиня) — умерла примерно в 1933 году. Фамилий рядовых членов организации я не назову, ибо не нахожу нужным.

— Расскажите следствию, какую роль вы играли в христианском студенческом кружке в 1920 году.

— В городе Куйбышеве (бывшая Самара) я был активным руководителем организации, являясь председателем.

— Назовите круг ваших родственников и близких знакомых и укажите, где они живут, чем занимаются.

— Брат — Амбарцумов Аршак Амбарцумович, живёт в городе Москве, Вспольный переулок, дом № 19, квартира 9, работает инженером Главугля; сестра — Амбарцумова Наталья Амбарцумовна, проживает в городе Москве, Владимиров проезд, дом № 6, работает учительницей глухонемых; что касается своих знакомых, то я их просто не назову, ибо не хочу компрометировать своей судьбой. Должен ещё указать тётку Кноблох Ольгу Андреевну, которая выслана в Кировскую область в 1935 году из Сталинградского края, города Красноармейска, а за что — мне неизвестно…

— Следствие располагает данными, что вы у себя на квартире проводили тайные богослужения. Дайте показания по этому вопросу. — Тайных богослужений у себя на квартире я не проводил. Начиная с 1931 года я бросил работать как священник и с тех пор богослужениями не занимаюсь вообще, хотя сана с себя не снимал — не отказывался.

— Имели ли место случаи, когда во время личного богослужения присутствовали посторонние люди?

— Таких случаев не было…

— Вы на следствии 21 сентября 1937 [года] заявили, что категорически отвергаете контрреволюционную деятельность христианского студенческого кружка в 1920 году. Чем объяснить такую уверенность и гарантию в отношении этой организации и людей её?

— На основании принятого устава этого кружка как сама организация, так её члены должны были быть аполитичными. Поэтому я категорически заявляю, что ни сам кружок, ни его члены контрреволюционной деятельности не могли проводить.

— Вы вчера отказались дать показания в отношении лиц, входивших в организацию в 1920 году, известных вам сейчас как по месту жительства, так и по месту работы. Следствие настаивает, чтобы вы перечислили их.

— Так как я не усматриваю в деятельности этой организации ничего контрреволюционного, то я окончательно отказываюсь называть фамилии её членов…

— Назовите круг лиц, посещавших вашу квартиру, и расскажите о характере разговоров с ними.

— О том, что квартиру посещали мои брат и сестра, я уже говорил, а в отношении других показания давать я категорически отказываюсь. Разговоры, которые я вёл, носили характер семейно-бытовой, религиозный и научный, причём должен указать, что эти разговоры не носили политического характера, и я, в частности, считаю, что политические проблемы не являются главными проблемами ни в жизни отдельных людей, ни в жизни общества…

— Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились в Шиком Михаилом Владимировичем?

— С Шиком я знаком с зимы 1928—1929 года, и с осени 1929 года я с Шиком хорошо познакомился, когда его двадцатка с моим отзывом пригласила его служить в церковь у Соломенной Сторожки священником. Я в это время замещал настоятеля церкви.

— Когда и где вы встречались последний раз с Шиком М. В.?

— Последняя моя встреча была с Шиком М. В. осенью 1934 года в Москве, я его случайно встретил на Арбате, и пошли к нему на квартиру.

— Следствие располагает данными, что вы с Шиком М. В. встречались в начале 1937 года, и требует от вас правдивого показания.

— В начале 1937 года я с Шиком М. В. не встречался.

— Зачитываю вам показания обвиняемого вашего единомышленника Шика М. В. от 3 июня 1937 [года] о том, что вы у него были два раза в городе Малоярославце в 1935—1936 годах и два раза был у вас на квартире обвиняемый Шик М. В.

— Да, я, Амбарцумов В. А., целиком подтверждаю показания Шика М. В. о том, что я был у него два раза в городе Малоярославце и он у меня был два раза на квартире в селе Никольском, встречи были у нас в 1935—1936 году.

— Почему вы скрывали от следствия встречи с Шиком М. В. в начале 1937 года?

— Встречи с Шиком М. В. в начале 1937 [года] я скрывал от следствия лишь только потому, что я боялся, что буду обвинён как участник контрреволюционной организации церковников, будучи связан с арестованным Шиком М. В.

— Цель поездок к Шику М. В. в город Малоярославец в 1935—1936 годах?

— Цель моих поездок к Шику М. В. в город Малоярославец в 1935—1936 годах — личные встречи с единомышленником и обменяться мнениями по церковным, общерелигиозным вопросам, а также и жизненным вопросам.

— Изложите содержание контрреволюционных разговоров, имевших место между вами и Шиком М. В.

— При наших встречах мы, то есть я, Амбарцумов, и Шик, обсуждали о тяжёлом ненормальном положении Православной Церкви в СССР, говорили, что раз Церковь отделена от государства, то государство не должно вмешиваться в церковные дела, также говорили, [что] если Церковь не занимается политикой, то надо дать Церкви свободу действий и дальнейшего её развития, дать возможность провозглашать свободно проповеди с целью укрепления Православной Церкви. Я говорил, что бывают случаи, когда служители культа невинно осуждаются за контрреволюционную деятельность и высылаются в концлагеря и в тюрьмы.

— Что вы говорили о новой Конституции?

— По вопросам Конституции я говорил, что хотя служители культа и получили по новой Конституции права быть избранными и избирать, но я не верю, что служители культа будут избраны в советы.

— Ваше отношение к советской власти?

— Я по своим убеждениям заявляю, что советская власть есть явление временное, как всякая власть".

Как видно из протоколов, на вопросы о знакомых, сотрудниках по Христианскому студенческому движению, близких духовных чадах и собратьях-священниках отец Владимир называл или покойных, или лиц, находящихся вне досягаемости властей, или просто отказывался отвечать; говорил он лишь о том, что и без него было известно сотрудникам НКВД.

2 ноября было составлено заключение по следственному делу; отец Владимир обвинялся в том, что он был «активным участником и организатором контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников — последователей „ИПЦ“, среди своих единомышленников проводил большую контрреволюционную работу, направленную к свержению соввласти и реставрации монархического строя в СССР, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 58, п. 10 и 11 УК РСФСР».

Следственное дело было направлено на рассмотрение тройки при УНКВД СССР по Московской области, которая 3 ноября 1937 года постановила «Амбарцумова Владимира Амбарцумовича расстрелять».

5 ноября священномученик Владимир был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой. На запросы родных отвечали: осуждён на 10 лет без права переписки.

Реабилитация и канонизация

Деянием юбилейного освященного архиерейского собора Русской православной церкви (13-16 августа 2000 года) о соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских XX века Владимир Амбарцумов причислен к лику святых в чине почитания — священномученик.

Семья

Братья и сёстры
  • Амбарцумов Аршак Амбарцумович
  • Амбарцумова Наталья Амбарцумовна
Дети
  • Амбарцумов, Евгений Владимирович, (1917—1969) — протоиерей, в 1967—1969 годах настоятель Князь-Владимирского собора, Ленинград.
  • Амбарцумов, Виктор Владимирович, (1919—1920)
  • монахиня Георгия (Каледа, Лидия Владимировна) (1922—2010), вдова профессора, протоиерея Каледы Глеба Александровича.
Племянник
  • Амбарцумов, Евгений Аршакович, российский политический деятель, политолог, дипломат. Депутат Государственной думы первого созыва (1994).
Внуки
  • Амбарцумов, Алексий Евгеньевич — протоиерей, настоятель храма во имя святых Константина и Елены, Всеволожск, Ленинградская область.
  • Амбарцумов, Димитрий Евгеньевич (1948—2010), протоиерей, настоятель храма во имя святителя Николая, пос. им. Свердлова, Всеволожский район, Ленинградская область.
  • Амбарцумов, Николай Евгеньевич, (1950—1986).
  • Амбарцумова, Мария Евгеньевна — матушка, супруга священника Александра Ильяшенко, воспитала 12 детей.
  • Каледа, Кирилл Глебович, (род. 1958) — протоиерей, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских, Бутово, Москва.
  • Каледа, Иоанн Глебович, протоиерей, настоятель храма Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот, Москва.
  • игумения Иулиания (Каледа, Мария Глебовна), (род. 1961) — настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, Москва.
  • Каледа, Василий Глебович, психиатр, доктор медицинских наук, заместитель Главного врача Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук.
Правнуки
  • Амбарцумов, Иаков Димитриевич — иерей Санкт-Петербургского подворья Коневского Рождество-Богородичного монастыря.
  • Амбарцумов, Илия Димитриевич — иерей, кандидат богословских наук, настоятель храма святой великомученицы Варвары в пос. Рахья, Всеволожский район, Ленинградская область.
  • Амбарцумов, Андрей Дмитриевич — строитель (род. 1979) Частный предприниматель в строительном бизнесе Всеволожск, Ленинградская область.
  • Амбарцумов, Евгений Дмитриевич — строитель (род. 1975) Частный предприниматель в строительном бизнесе Всеволожск, Ленинградская область.

Ссылки



Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.