• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Меллит (епископ)
Меллит
Mellitus
Архиепископ Кентерберийский


Витраж с изображением святого Меллита в церкви Эссекса

Епископское посвящение Третий архиепископ Кентерберийский
Интронизация 619 год
Конец правления 24 апреля 624 года
Предшественник Лаврентий Кентерберийский
Преемник Юст
Другая должность Первый епископ Лондона
Умер 24 апреля 624(0624-04-24)
Кентербери, Кент, Англия
Похоронен Аббатство Святого Августина, Кентербери
Святость
Праздник 24 апреля
Титул Святой

Святой Меллит (ум. 24 апреля 624 года) — первый епископ Лондона и третий архиепископ Кентерберийский, участник «Григорианской миссии» 595 года.

Меллит был отправлен папой римским Григорием I в помощь Августину, первому архиепископу Кентерберийскому в Англию в 601 году. В 604 году Меллит был рукоположён Августином в сан епископа и в том же году он основал собор Святого Павла в Лондоне. Вскоре после этого сыновья эссекского короля Себерта изгнали его из Лондона и он бежал в Галлию, откуда вскоре был вызван назад архиепископом Лаврентием.

Считают, что Меллит был благородного происхождения[1], хотя история его ранней жизни остаётся неизвестной. Папа Григорий I писал о нём, как об аббате монастыря Святого Андрея в Риме, основанном самим Григорием. К братству монастыря принадлежал и сам Григорий, до избрания папой, и Августин Кентерберийский, перед поездкой в Кент с миссией.

После смерти Лаврентия в 619 году Меллит наследует сан и становится третьим Архиепископом Кентерберийским.

Содержание

Жизнь до поездки в Британию

Средневековый летописец Беда описывает Меллита как человека благородного происхождения[1][2]. Впервые Меллит упоминается в письмах папы Григория, и никаких других сведений о его ранней жизни не имеется[1]. В письмах папа называет его аббат[3], хотя неясно, являлся ли Меллит аббатом в Риме или получил сан от папы перед путешествием как глава миссии[1]. В регистре же посланных папой писем Меллит записан как «франкский аббат». Похоже, он был родом из Рима, так же как и миссионеры, прибывшие в Кент с Августином[4].

Путешествие в Англию

В июне 601[5] года папа Григорий послал Меллита в Кентербери к Августину в ответ на его просьбу о помощи. Августин, первый архиепископ Кентерберийский, нуждался в новых миссионерах для развития и распространения христианства среди англосаксов[6].

Миссионеры, в их числе и Меллит, привезли в Кент подарки от папы, книги, а также, как пишет испорик Беда, всё, что нужно церкви для работы[7][8][примечание 1].

Вместе с письмом Августину миссионеры привезли письмо Этельберту, с призывом последовать примеру Константина Великого и обратить свой народ в христианство. Кроме того, папа призывал Этельберта запретить использование языческих храмов[11].

Историк Ян Вуд пишет, что путь Меллита можно проследить по письмам папы Григория епископам Вьенны, Арля, Лиона, Тулона, Марселя, Меца, Парижа и Руана с просьбой поддержать Меллита в его миссии. Также Григорий написал франкским королям Хлотарю II, Теодориху II, Теодеберту II и королеве Брунгильде, бабке Теодориха и Теодеберта и их регентше. Вуд считает, что поддержка франкских епископов и правителей стала залогом успешной миссии Меллита[12]. Во время поездки Меллит получал письма от папы с наставлениями об освещении языческих церквей и дальнейшем развитии церкви в Британии[1]. Эти письма внесли кардинальные изменения в развитие миссии[13] и были позже включены в описания Беды «Церковная история народа англов»[14] как «поворотный момент»[15]. Историк Маркус считает, что «поворотным моментом» в развитии британской церкви являлось письмо папы Григория Этельберту с призывом крестить свой народ[11]. И хотя традиционно считается, что письма к Этельберту и к Меллиту как бы противоречат друг другу, историк Георг Демацополос пишет, что письмо Этельберту должно было поощрить его веру, а письма Меллиту имели скорее практическое значение[16].

Епископ Лондона

Точная дата прибытия Меллита в Англию неизвестна, но в 604 году[1] Августин назначил его епископом [17] в столицу Эссекса Лондон[18]. Выбор был вполне логичен, так как Лондон, основанный в эпоху правления римлян, был центром южной торговой сети. Перед своим посвящением Меллит окрестил Себерта, племянника Этельберта и правителя Лондона, который после позволил основать в своей столице новую епархию. Церковь, основанная в Лондоне, была построена Этельбертом, и Беда утверждает, что Этельберт выделил земли для поддержки новой епархии, хотя поздние источники это утверждение опровергают[1]. И хотя по плану папы Григория именно Августин должен был перенести свою епархию в Лондон, вместо себя он назначил Меллита[примечание 2]. После смерти Августина в 604 году, пост архиепископа принял Лаврентий, а Меллит остался епископом в Лондоне. Вполне возможно, что король Кента Этельберт не желал расставаться с архиепархией и хотел сохранить превосходство Кента[1].

Меллит получил подверждение сана епископа в феврале 610 года в Италии от папы Бонифация IV[1], которому он отвёз письмо нового архиепископа Лаврентия. Историк Хигам считает, что руколожение должно было подтвердить независимость английской церкви от франкской[20]. Бонифаций дал Меллиту с собой два письма, одно для Этельберта и его народа, а другое для Лаврентия[21], в котором передавал архиепископу решение синода[22]. Письма с решением синода не сохранились, а в 1060-х и 1070-х годах некоторые из них были подделаны[1]. Также известно, что Меллит и Юст поддержали Лаврентия в его обращении к епископам британской церкви с просьбой изменить исчесление церковных праздников на принятое в Риме[23].

Этельберт и Себерт умерли около 616 и 618 года, что вызвало кризис миссионерства в Британии[1]. Сыновья Себерта не были крещены и изгнали Меллита из Лондона[24]. Беда утверждает, что причиной изгнания послужил отказ Меллита дать сыновьям Себерта попробовать «тела Господня», просвиру[1][примечание 3]. Произошли ли эти события непосредственно друг за другом или прошло какое-то время, неизвестно. Беда описывает оба события в одной главе, но не указывает точных дат[26]. Историк Хайэм считает, что братья изгнанали Меллита, так как не нуждались больше в поддержке кентского королевства. Это вполне возможно, так как после смерти Этельберта бретвальдом стал Рэдвальд, король восточной Англии и нужда в покровительстве Кента отпала[27].

Меллит сбежал в Кентербери, но наследник Этельберта, Эдбальд оставался язычником и Меллит вместе с Юстом покинули Англию и скрылись в Галлии[1]. После крещения Эдбальда[28] Августин призвал Меллита вернуться в Англию, но как долго Меллит пробыл в Галлии, неизвестно[26]. После прибытия Меллит не стал возвращаться в Лондон[28], так как правители всё еще оставались язычниками[1] и после его побега в восточной Англии не осталось христианских миссионеров[29]. Следующая попытка обращения восточных англосаксов в христианство произошла лишь после 654 года[30].

Архиепископ Кентерберийский

После смерти Лаврентия в 619 году Меллит стал третьим архиепископом Кентерберийским[31]. Как пишут историки, во время своего архиепископства в 623 году Меллит совершил чудо: пожар охватил город и загорелась церковь в Кентербери. Меллит вбежал в огонь, ветер внезапно изменил направление и церковь удалось спасти[32]. Кроме пожара, в эпоху правления Меллита ничего выдающегося не случилось, но Беда приписывает ему трезвый и расчётливый ум[33], и упоминает, что Меллит страдал подагрой[22].

Папа Бонифаций поощрял Меллита в его миссии, возможно, в связи с женитьбой Эдвина, короля Нортумбрии на дочери Этельберта Этельбур. Получил ли Меллит паллий от папы, символ архиепископства, остаётся неизвестным[1].

Меллит умер 24 апреля 624 года[31] и был похоронен в Аббатстве святого Августина в Кентербери в тот же день[1]. После смерти Меллит был причислен к лику святых, его день празднуется 24 апреля[34][35]. С 1120 года он также почитается в день святого Августина[36].

Вскоре после норманского завоевания Англии Госцелин написал историю жизни святого Меллита, опираясь на описание Беды и не добавив никаких новых фактов. Сам страдая от подагры, Госцелин призывает страдающих этим недугом молиться святому Меллиту для облегчения боли[1]. Госцелин также пишет, что останки Меллита хранятся вместе с останками Августина и Лаврентия в пресвитерии в Кентербери.

Примечания

  1. ? Другой историк, Томас Элмгамский, тоже упоминает, что миссионеры привезли с собой множество книг. Исследования показали, что одной из этих книг может быть евангелистарий святого Августина, который находится в данный момент в Кембридже[1]. Другими сохранившимися книгами являются копия устава святого Бенедикта (лат. Regula Benedicti) и евангелистарий на итальянском, тематически связанный с евангелистарием святого Бенедикта. Исследования подтверждают, что последняя из этих книг находилась на хранении в англосаксонской церкви. Обе книги в данный момент находятся в Бодлианской библиотеке в Оксфорде[9]. Миссионеры привезли также фрагмент работы папы Григория, в данный момент хранящийся в британской библиотеке как часть коллекции, собранной Робертом Коттоном[10].
  2. ? Бректер утверждает, что Августин в действительности перенёс свою епархию в Лондон и именно Меллит стал его наследником на этом посту, но эта теория была опровергнута другими историками.[19].
  3. ? Историк Джеймс Кампбелл считает, что братья хотели попробовать просвиру, считая причащение магическим ритуалом, либо же просто из любопытства, так как белый хлеб был в то время редок[25].

Ссылки

  1. ? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Brooks «Mellitus (d. 624)» Oxford Dictionary of National Biography
  2. ? Bede Ecclesiastical History p. 111
  3. ? Church «Paganism in Conversion-age Anglo-Saxon England» History p. 164
  4. ? Higham Convert Kings p. 96
  5. ? Mayr-Harting Coming of Christianity p. 64
  6. ? Brooks Early History of the Church of Canterbury p. 9
  7. ? Bede History of the English Church and People pp. 85-86
  8. ? Mayr-Harting Coming of Christianity p. 62
  9. ? Colgrave «Introduction» Earliest Life of Gregory the Great pp. 27-28
  10. ? Lapidge Anglo-Saxon Library pp. 24-25
  11. ? 1 2 Markus «Gregory the Great and a Papal Missionary Strategy» Studies in Church History 6 pp. 34-37
  12. ? Wood «Mission of Augustine» Speculum p. 6
  13. ? Markus «Gregory the Great’s Europe» Transactions of the Royal Historical Society p. 26
  14. ? Bede History of the English Church and People pp. 86-87
  15. ? Spiegel «'Tabernacula' of Gregory the Great» Anglo-Saxon England 36 pp. 2-3
  16. ? Demacopoulos «Gregory the Great and the Pagan Shrines of Kent» Journal of Late Antiquity pp. 353—369
  17. ? Fryde, et al. Handbook of British Chronology p. 219
  18. ? Brooks Early History of the Church of Canterbury pp. 11-13a
  19. ? Wallace-Hadrill Bede's Ecclesiastical History of the English People p. 39
  20. ? Higham Convert Kings p. 115
  21. ? Brooks Early History of the Church of Canterbury p. 13
  22. ? 1 2 Blair World of Bede pp. 86-87
  23. ? Stenton Anglo-Saxon England p. 112
  24. ? Hindley Brief History of the Anglo-Saxons p. 36
  25. ? Campbell "Observations on the Conversion of England" Essays in Anglo-Saxon History pp. 77–78
  26. ? 1 2 Higham Convert Kings p. 137
  27. ? Higham English Empire pp. 202—203
  28. ? 1 2 Lapidge «Mellitus» Blackwell Encyclopedia of Anglo-Saxon England
  29. ? Higham Convert Kings pp. 135—136
  30. ? Higham Convert Kings pp. 234—237
  31. ? 1 2 Fryde, et al. Handbook of British Chronology p. 213
  32. ? Brooks Early History of the Church of Canterbury p. 30
  33. ? Hindley Brief History of the Anglo-Saxons p. 43
  34. ? Walsh New Dictionary of Saints p. 420
  35. ? Farmer Oxford Dictionary of Saints p. 366
  36. ? Hayward «Absent Father» Journal of Medieval History p. 217 footnote 72

Литература

  • Bede A History of the English Church and People. — New York: Penguin Classics, 1988. — ISBN 0-14-044042-9
  • Blair, Peter Hunter The World of Bede. — Reprint of 1970. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1990. — ISBN 0-521-39819-3
  • Brooks, Nicholas The Early History of the Church of Canterbury: Christ Church from 597 to 1066. — London: Leicester University Press, 1984. — ISBN 0-7185-0041-5
  • Brooks, N. P. (2004). «Mellitus (d. 624)». Oxford Dictionary of National Biography (October 2005 revised). Oxford University Press. DOI:10.1093/ref:odnb/18531. 
  • Campbell, James «Observations on the Conversion of England». Essays in Anglo-Saxon History. London: Hambledon Press. 69–84. ISBN 0-907628-32-X. 
  • Church, S. D. (2008). «Paganism in Conversion-age Anglo-Saxon England: The Evidence of Bede's Ecclesiastical History Reconsidered». History 93 (310): 162–180. DOI:10.1111/j.1468-229X.2008.00420.x.
  • Colgrave, Bertram (2007). «Introduction». The Earliest Life of Gregory the Great (Paperback reissue of 1968). Ed. Colgrave, Bertram. Cambridge, UK: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-31384-1. 
  • Demacopoulos, George (Fall 2008). «Gregory the Great and the Pagan Shrines of Kent». Journal of Late Antiquity 1 (2): 353–369. DOI:10.1353/jla.0.0018.
  • Farmer, David Hugh Oxford Dictionary of Saints. — Fifth. — Oxford, UK: Oxford University Press, 2004. — ISBN 978-0-19-860949-0
  • Fryde, E. B. Handbook of British Chronology. — Third Edition, revised. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-56350-X
  • Gem, Richard (1982). «The Significance of the 11th-century Rebuilding of Christ Church and St Augustine's, Canterbury, in the Development of Romanesque Architecture». Medieval Art and Architecture at Canterbury Before 1220 V. Kent Archaelogical Society. 1–19. ISBN 0-907307-05-1. 
  • Hayward, Paul Antony (2003). «An Absent Father: Eadmer, Goscelin and the Cult of St Peter, the First Abbot of St Augustine’s Abbey, Canterbury». Journal of Medieval History 29: 201–218. DOI:10.1016/S0304-4181(03)00030-7.
  • Higham, N. J. The Convert Kings: Power and Religious Affiliation in Early Anglo-Saxon England. — Manchester, UK: Manchester University Press, 1997. — ISBN 0-7190-4827-3
  • Higham, N. J. An English Empire: Bede and the Early Anglo-Saxon Kings. — Manchester, UK: Manchester University Press, 1995. — ISBN 0-7190-4423-5
  • Hindley Geoffrey A Brief History of the Anglo-Saxons: The Beginnings of the English Nation. — New York: Carroll & Graf Publishers, 2006. — ISBN 978-0-7867-1738-5
  • Holford-Strevens, Leofranc; Blackburn, Bonnie J. The Oxford Book of Days. — Oxford, UK: Oxford University Press, 2000. — ISBN 0-19-866260-2
  • Lapidge, Michael The Anglo-Saxon Library. — Oxford, UK: Oxford University Press, 2006. — ISBN 0-19-926722-7
  • Lapidge, Michael (2001). «Mellitus». The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England. Malden, MA: Blackwell Publishing. 305–306. ISBN 978-0-631-22492-1. 
  • Markus, R. A. (1970). «Gregory the Great and a Papal Missionary Strategy». Studies in Church History 6: The Mission of the Church and the Propagation of the Faith. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 29–38. 
  • Markus, R. A. (1981). «Gregory the Great's Europe». Transactions of the Royal Historical Society 31: 21–36. DOI:10.2307/3679043.
  • Mayr-Harting, Henry The Coming of Christianity to Anglo-Saxon England. — University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 1991. — ISBN 0-271-00769-9
  • Nilson, Ben Cathedral Shrines of Medieval England. — Woodbridge, UK: Boydell Press, 1998. — ISBN 0-85115-540-5
  • Spiegel, Flora (2007). «The 'tabernacula' of Gregory the Great and the Conversion of Anglo-Saxon England». Anglo-Saxon England 36. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 1–13. DOI:10.1017/S0263675107000014. 
  • Stenton F. M. Anglo-Saxon England. — Third. — Oxford, UK: Oxford University Press, 1971. — ISBN 978-0-19-280139-5
  • Wallace-Hadrill, J. M. Bede's Ecclesiastical History of the English People: A Historical Commentary. — Oxford, UK: Clarendon Press, 1988. — ISBN 0-19-822269-6
  • Walsh Michael J. A New Dictionary of Saints: East and West. — London: Burns & Oats, 2007. — ISBN 0-86012-438-X
  • Wood, Ian (January 1994). «The Mission of Augustine of Canterbury to the English». Speculum 69 (1): 1–17. DOI:10.2307/2864782.

Дополнительные материалы


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.