• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Анастасий Синаит
Анастасий Синаит
Rembrandt-Kopist 001.jpg
Святой Анастасий в монастыре (Рембрант, 1631 год)
Рождение:

ок. 640
Аматус

Смерть:

конец VII — начало VIII века
Синайский монастырь

Почитается:

в Православной и Католической церквях

В лике:

преподобных

День памяти:

в Православной церкви 20 апреля (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 21 апреля.

Анастасий Синаит[1] (греч. ?????????? ????????; ок. 640 — конец VII/начало VIII века) — игумен Синайского монастыря, почитается в лике преподобных, память в Православной церкви совершается 20 апреля (по юлианскому календарю), в Католической церкви 21 апреля.

Содержание

Жизнеописание

Родился около 640 года[2] на острове Кипр в городе Амафунт, где и жил довольно долго. В юности он получил прекрасное светское образование, которое завершил изучением богословия. В слове на Неделю о Фоме преподобный Анастасий писал:

Видевшие Христа во плоти считали Его за пророка; а мы, хотя и не видели Его телесными очами, но еще от малых ногтей, ещё тогда, когда были малыми детьми и отроками, познали в Нём Бога, научились исповедовать Его Владыкою вселенной, Творцом веков, Сиянием Славы Отчей. Святое же Евангелие Его слушаем с такой верой, как бы видим Самого Христа. Когда же видим на иконе изображение только Божественного подобия Его, как Самого Его, призирающего на нас с Неба, чтим, поклоняемся и припа?даем.

Уже в юности, вероятно ещё живя в родных местах, преподобный Анастасий принял монашество, а затем отправился в Иерусалим, от туда перешёл в Египет и поселился на горе Синай. В то время игуменом монастыря Святой Екатерины был преподобный Иоанн Лествичник, а затем его брат Георгий. После святого Георгия игуменом стал преподобный Анастасий, отчего он и получил именование Синаит.

VII век, в котором жил и трудился преподобный Анастасий Синаит, был веком догматических споров, и в них преподобный Анастасий принимал непосредственное участие. Он предпринял большие миссионерские путешествия по Египту, Палестине, Аравии, возможно Сирии, где своей проповедью активно боролся с монофизитами (особенно с сектой акефалов), монофелитами, северианами, феодосианами и другими еретиками, в том числе и с только появившимися тогда мусульманами[3], относительно которых преподобный делал в своих трудах заметки о том, как беседовать с ними.

Преподобный Анастасий Синаит всю свою долгую жизнь провел в молитвах и подвижнических трудах. Год его смерти точно неизвестен: около 686 или 700 года или даже в начале VIII века.[4] Достоверно известно лишь то, что он пережил победу Православия над ересью монофелитства, когда её приверженцы были осуждены на Шестом Вселенском соборе (680—681 годы). Последние исследования говорят, что смерть преподобного Анастасия произошла не ранее 701 года[5]

Творения

Сохранилось большое количество творений преподобного Анастасия Синаита. Они включены в 89-й том Patrologia Graeca. Его сочинения посвящены вопросам нравственной и духовной жизни верующих. При их изучении нужно иметь в виду, что в рукописной традиции Анастасий Синаит отождествляется с другими Анастасиями, чаще всего с антиохийским патриархом Анастасием I Синаитом, что осложняет вопрос об атрибуции приписываемых ему творений.[6]

Для борьбы с монофизитами Анастасий оставил своим ученикам письменное руководство в форме ответов на вопросы под названием «Путеводитель», из 24 глав. «Путеводитель» интересен не только изложением самих православно-монофизитских диспутов, но и тем, что в нём преподобный Анастасий формулирует духовные условия и методологию ведения подобных диспутов.[7]

Преподобный Анастасий вел беседы и с евреями, которые также записал; дошли до нас и другие его сочинения: Слова, Поучения, Жития некоторых подвижников и толкования на многие места Священного Писания.

Также Анастасию приписывают «Изъяснение Шестоднева» в 12 книгах, которое на самом деле относится к X веку. Не принадлежат Анастасию также следующие приписываемые иногда ему труды:[6]

  • «Против монофизитов» (подборка неизвестных по др. источникам цитат ересиархов (Ария, Аэтия, Евномия) и богословов IV — нач. V в. (Евстафия Антиохийского, Аполлинария, свт. Василия Великого, свт. Прокла, свт. Амфилохия и Олимпиодора) — неопределенной эпохи);
  • «Против иудеев» (диалог христианина с иудеем, написанный не ранее IX в.);
  • «Беседа о трех сороковинах» (XII в.);
  • «Определение нашей веры» и «История ересей и Соборов», автором которых считается некий синайский монах Анастасий (предположительно VIII век);
  • несколько сочинений другого Анастасия Синаита, канониста (IX-XI вв.);
  • сочинения Анастасия Аллегориста;
  • антимонофизитский сборник «Учение отцов о воплощении Слова», приписываемый также святому Анастасию Апокрисиарию († 666) - важнейший богословский флорилегий кон. VII - нач. VIII в., в 1-й части которого (гл. 1-32) содержится систематическое изложение святоотеческой триадологии и христологии (прежде всего Каппадокийских отцов и святителя Кирилла Александрийского), направленное против монофизитства и монофелитства; 2-я часть (гл. 32-45) не носит систематического характера, представляя собой подбор цитат церковных авторов по различным вопросам христианской веры.

Библиография на русском языке

  • Проповедь о благочестивой жизни. Пер. прот. С. Серафимова. — «Воскресное чтение», 1843.
  • Слово о святом собрании. И о том, что не следует судить и злопамятствовать. (Отрывочные переводы). — «Воскресное чтение», 1859—1860, № 48, с. 505—506. То же. Пер. с греч. иеродиакона Феофила Пасхалидиса. СПб., 1894.
  • Вопросы и ответы (Пер. вопросов: 30 по 32; 41 по 47, 49 и 51) — «Владимирские епархиальные ведомости», 1866, № 10, 11, 14-17.
  • Беседа на 6-й псалом — «Душеполезное чтение», 1869, № 1. То же. Пер. Оптина мон-ря. М., 1873.
  • Слово об образе Божием. Пер. Д. В. Металлова. — «Богословский вестник», 1915, июль — август.
  • Из слова об образе Божием (отрывок). — Анастасия пресвитера на горе Синае слово 3-е. — Слово о творении Божием по образу и по подобию (отрывок). Перевод с греческого студента Валентина Металлова. — В кн.: Труды студентов Императорской Московской Духовной Академии. Вып. II. Сергиев Посад, 1915, с. 26.
  • Преподобный Анастасий Синаит. Избранные Творения. М., Паломник, Сибирская благозвонница, 2003.

Примечания

  1. ? Анастасием Синаитом также называют патриарха Анастасия I Антиохийского (+ 599)
  2. ? Согласно статье Ангелины Леоновой «Учение преподобного Анастасия Синаита о борьбе с грехом осуждения». Согласно жития на сайте Журнала Московской патриархии он родился в конце VI века
  3. ? Преподобный Анастасий Синаит об исламе
  4. ? По версии приводимой в житии на сайте Журнала Московской патриархии — скончался в глубокой старости около 695 года [1]
  5. ? Автореферат диссертации иером. Адриана (Пашина), С.8)
  6. ? 1 2 Анастасий Синаит // Православная энциклопедия
  7. ? Иером. Адриан (Пашин). Основы богословской полемики согласно преподобному Анастасию Синаиту

Ссылки

В Викитеке есть тексты по теме
Анастасий Синаит

Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.