• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Ростислав Мстиславич
Ростислав Мстиславич
Князь Смоленский
1127 — 1167
Предшественник: Вячеслав Владимирович
Преемник: Роман Ростиславич
Князь Новгородский
1154 — 1154
Предшественник: Ярослав Изяславич
Преемник: Давыд Ростиславич
Великий князь Киевский
1154 — 1154
Предшественник: Изяслав Мстиславич
Преемник: Изяслав Давыдович
Великий князь Киевский
1159 — 14 марта 1167
Предшественник: Изяслав Давыдович
Преемник: Мстислав Изяславич
 
Вероисповедание: Православие
Рождение: ок. 1108
Смерть: 14 марта 1167(1167-03-14)
с. Рогнедино [1]
Похоронен: Монастырь св. Феодора, Киев
Династия: Рюриковичи
Отец: Мстислав Владимирович Великий
Мать: Христина Шведская
Дети: сыновья: Роман, Рюрик, Святослав, Давыд и Мстислав Храбрый
дочери: Елена, Агафья и Аграфена

Ростисла?в Мстисла?вич (ок.1108 — 14 марта 1167) — первый смоленский князь (1127—1160), князь новгородский (1154), великий князь киевский (1154, 1159—1167), сын Мстислава, внук Владимира Мономаха. Мать — Христина Шведская, дочь шведского короля Инге Старшего.

Содержание

Смоленское княжение

Ростислав был лучший блюститель народных вечевых прав. Особенно характеристической чертой смоленского княжества было совершенное слияние княжеской дружины с земщиной, принимавшей здесь самое деятельное участие во всех общественных и политических делах. Сами смоленские князья пользовались весьма ограниченными правами. Ростислав Мстиславич не ограничил прав земщины, а, напротив, во всех делах сам стал на неё опираться. В первое время своего княжения в Смоленске молодой князь во всем подчинялся велениям своего отца; даже инициатива борьбы смолян с полоцкими князьями принадлежит не Ростиславу, а его отцу, Мстиславу. Особенности личного темперамента влекли Ростислава Мстиславича к мирной, организаторской деятельности. Вся суть его княжения заключалась в том, что он «устроил» Смоленское княжество. Объединить политически смоленских кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств — такова была цель его внутренней политики.

Окружённое со всех сторон русскими землями, Смоленское княжество по самому географическому своему положению было избавлено от постоянных войн с инородческими племенами. Ростислав упросил митрополита Никиту поставить в Смоленске епископа (Мануила).

Ещё в 1137 году Ростислав Мстиславич задумал привести в известность пространство всех земель и угодий, находившихся в пользовании смолян, а также количество городов, погостов, сел, промыслов, состояние торговли, с тем, чтобы на основании собранных данных точнее и равномернее распределить сумму налога, какую могло бы платить ему Смоленское княжество. Для этого он собрал в Смоленске вече, состоявшее из представителей всех городов и селений; результатом совещания явилась 30 сентября 1150 известная «уставная грамота», данная смоленской епископии.

Ростислав много заботился о собирании и списывании книг и рукописей. В самом Смоленске, в других городах и селениях в его время появились книгохранилища светской и духовной литературы.

В то же время Ростислав не уклонялся от участия в борьбе за великое княжение, которая достигла наибольшей остроты именно в его время. Он был верным союзником старшего брата — Изяслава Мстиславича, вместе с ним воевал против Юрия Долгорукого, особенно активно в 1147—1151 гг. Могущество Ростислава возросло настолько, что в 1147 г. Рязанское княжество добровольно признало вассальную зависимость от Смоленска.

Киевское княжение

После смерти Изяслава II (в ноябре 1154 г.) соправитель последнего — старый Вячеслав — призвал Ростислава на киевский трон, чтобы разделить с ним власть. Но уже в декабре 1154 г. Вячеслав умер, а на Киев выдвинули претензии черниговский князь Изяслав Давыдович и суздальский — Юрий Владимирович Долгорукий. Оба они, согласно лествичной системе, имели больше прав на великое княжение, чем Ростислав. Юрий выступил в поход из Суздаля в Киев через Смоленскую землю, и Ростислав должен был покинуть Киев и вывести смоленские полки навстречу дяде. До столкновения не дошло, но Ростислав признал старшинство дяди (чем сильно рассердил своего союзника Мстислава, сына Изяслава Мстиславича, который готов был его поддержать), и Киев был занят Изяславом. При приближении Юрия Изяслав уступил ему княжение.

Юрий вскоре умер (вероятно, отравлен боярами) (1157 г.). Изяслав вернулся в Киев, но уже в 1158 г. против него создалась коалиция западных князей. Между тем Ростислав стал сильнейшим князем на Руси: в 1155 г. под его покровительство опять отдалась Рязань, в 1156 г. — Святослав Владимирович Вщижский, племянник Изяслава. С 1157 по 1168 г. сын Ростислава Святослав княжил в Новгороде Великом.

Изяслав был свергнут в 1159 г., и Ростислава призвали в Киев Мстислав Изяславич Волынский и Ярослав Осмомысл. Не желая быть марионеткой южных князей, а также чтобы не подать смолянам, новгородцам и киевлянам повода упрекнуть его в стремлении к самовластию и из уважения к народным правам и обычаям, Ростислав послал предварительно в Киев двух земских послов, от смолян — Ивана Ручечника, от новгородцев — Якуна, договориться с киевлянами о том, на каких условиях они приглашают его в киевские князья. Мстиславу Волынскому от выделил из своих владений города Белгород, Торческ и Треполь.

Период правления Ростислава в качестве великого князя (1159—1167 гг.) был довольно спокойным, особенно в отличие от предшествующих лет. Усобицы случались лишь эпизодически, а Ростислав всегда старался примирить враждующие стороны и предотвратить конфликты. Если не считать кратковременной попытки Изяслава Давыдовича вернуть Киев, закончившейся его гибелью (6 марта 1161 г.), власть Ростислава не испытывала серьёзных покушений. Он старался поддерживать безопасность Киева и следил за порядком. В 1159 г. Ростислав послал войско освободить город Олешье в низовьях Днепра, захваченный вольницей т. н. берладников. В 1162 г. он отразил половцев, напавших на черных клобуков, а в 1163 г. женил своего сына Рюрика на дочери половецкого хана Белука и с тех пор был с половцами в союзе. В 1165 г. он фактически присоединил к Смоленскому княжеству Витебск, куда посадил своего сына Давыда Ростиславича. За это витебский князь Роман получил в управление два смоленских города.

В конце его княжения новгородцы невзлюбили своего князя Святослава, сына Ростислава, и выгнали его из Новгорода. Ростислав решился отправиться в Новгород в 1167 году, с тем, чтобы примирить своего сына с новгородцами. Когда смоляне узнали, что к ним едет любимый князь их, «мало не весь город Смоленск» выехал к нему навстречу за 300 вёрст. Богато одаренный смолянами, Ростислав отправился к Новгороду через Торопец, но здесь занемог и потому послал сказать к сыну в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе со знатными новгородцами. Ростислав упрашивал послов примириться с сыном, не разлучаться с ним до гроба, умолял их держаться союза со смолянами, как лучшими их друзьями; сына Святослава он упрашивал ладить с новгородцами. Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы обещали быть верными Святославу до гроба. На обратном пути, в Смоленске, Ростислав почувствовал себя ещё хуже, но, желая во что бы то ни стало умереть в Киеве, продолжал путь.

Последние годы и смерть

Ростислав умер в селе Зарубе, а его тело было привезено в Киев и 2 апреля 1167 года похоронено в киевском монастыре св. Фёдора.

Почитание в христианстве

Прославлен Русской Православной Церковью в лике святых как благоверный; день памяти — 14 марта ст. ст. (в XX и XXI веках — 27 марта н. ст.)

Дети

Сыновья

  • Роман Ростиславич, великий князь Киевский
  • Рюрик Ростиславич, великий князь Киевский
  • Святослав Ростиславич, князь Новгородский
  • Давид Ростиславич, князь Смоленский
  • Мстислав Ростиславич Храбрый, князь Новгородский

Дочери

  • Елена Ростиславна, жена Казимира II, короля Польши
  • Агафья Ростиславна, жена Олега Святославича, князя Новгород-Северского
  • Аграфена Ростиславна, жена Игоря Глебовича, князя Рязанского
  • дочь, жена Мстислава Ростиславича Безокого, князя Ростовского

Предки

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ярослав Владимирович Мудрый
 
 
 
 
 
 
 
Всеволод Ярославич
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ингегерда, принцесса шведская
 
 
 
 
 
 
 
Владимир Всеволодович Мономах
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Константин IX Мономах
 
 
 
 
 
 
 
Анастасия (либо Мария, либо Анна), принцесса византийская
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мстислав Владимирович Великий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Годвин Уэссекский
 
 
 
 
 
 
 
Гарольд II Годвинсон
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гита Торкельсдоттир
 
 
 
 
 
 
 
Гита Уэссекская
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эдит Красивая
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ростислав Мстиславич Смоленский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Стенкиль
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Инге I Старший
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Эмунд Старый
 
 
 
 
 
 
 
Ингему Эмундсдоттер
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Астрид Ниалсдоттер
 
 
 
 
 
 
 
Кристина Ингесдоттер, принцесса шведская
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Хелена Сигторнсдоттер
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Примечания

Литература

  • Соловьев С. М. История России с древнейших времен. — М.: «Мысль», 1988. Кн.1, т.2.
  • Ср. летописи Ипатьевская, Никоновская, Лаврентьевская и Воскресенская;
  • Беляев, «Лекции по истории русского законодательства»; его же, «Рассказы из русской истории» (т. IV);
  • «Дополнения к Актам Историческим» (I);
  • Голубовский, «История северной земли» (в «Сборнике студент. университета св. Владимира», вып. III);
  • Филарет, «Обзор русской духовной литературы» (1859);
  • H. Барсов, «Географические начала летописи»;
  • Погодин, «Исследования, лекции и заметки» (VII);
  • Корсаков, «Меря и Ростовское княжество».

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.