• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Афанасий (Сахаров)
Епископ Афанасий
 
Имя при рождении: Сергей Григорьевич Сахаров
Рождение: 2 июля 1887(1887-07-02)
село Царевка, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния
Смерть: 28 октября 1962(1962-10-28) (75 лет)
посёлок Петушки, Владимирская область
Принятие священного сана: 14 октября, 1912
Принятие монашества: 12 октября, 1912

Епископ Афанасий (в миру Сергей Григорьевич Сахаров; 2 июля 1887 село Царевка, Кирсановский уезд, Тамбовская губерния — 28 октября 1962, Петушки, Владимирская область) — священнослужитель Православной Российской Церкви; с июня 1921 года епископ Ковровский. Один из авторов «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим» (Собору Русских святых)[1].

Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.

Содержание

Образование

Окончил Шуйское духовное училище (1902), Владимирскую духовную семинарию (1908), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1912, кандидатская работа: «Настроение верующей души по Триоди Постной»).

Монах и преподаватель

12 октября 1912 года пострижен в монашество; 14 октября того же года посвящён в сан иеродиакона и 17 октября в сан иеромонаха.

С 6 октября 1912 года — преподаватель пастырских предметов в Полтавской духовной семинарии.

С 28 августа 1913 года — смотритель Клеванского Духовного училища Волынской епархии.

С 3 сентября 1913 — преподаватель пастырских предметов во Владимирской духовной семинарии.

В 1918—1920 годах — член Владимирского епархиального совета от монашествующих.

20 января 1920 года возведён в сан архимандрита.

В 1920—1921 годах — наместник владимирского Рождественского монастыря.

1921—1923 — настоятель Боголюбского монастыря.

Участие в Поместном соборе

В 1917 году избран на монашеском съезде в Троице-Сергиевой Лавре кандидатом в члены Всероссийского Поместного собора. С января 1918 — член Собора, работал в отделах о богослужении, о монашестве и о церковной дисциплине. В отдел о богослужении представил доклады: «О подготовке нового издания богослужебных книг со внесением в них всех существующих как печатны, так и рукописных служб русским святым». «Об усилении и узаконении чествования по епархиям местных святых». В отдел о церковной дисциплине представил доклад «О присвоении богослужебных отличий определенным церковным служителям и должностям и воспрещении раздавать их в качестве наград». (Доклад был одобрен отделом). На пленарном заседании выступал в качестве содокладчика по докладу о правилах канонизации святых в Русской Церкви. После восстановления Собором праздника Всех Святых в Русской земле просиявших принимал участие вместе с профессором Петроградского университета Б. А. Тураевым в составлении службы на этот праздник.

Епископ

С 17 июня 1921 — епископ Ковровский, викарий Владимирской епархии. С 18 июня 1921, одновременно, настоятель Боголюбова монастыря.

Был арестован в марте 1922, в мае того же года предан суду в связи с пропажей церковных ценностей в Суздальском Спасском монастыре. Приговорен к одному году заключения, по амнистии освобожден. Выступал против обновленческого движения. Вновь арестовывался в июле и сентябре 1922. После сентябрьского ареста был отправлен в Москву, где содержался в Таганской тюрьме. Приговорен к двум годам ссылки в Зырянский край (начало срока — 14 ноября 1922). Находился в ссылке в городе Усть-Сысольске и селе Керчемье. Освобождён из ссылки в январе 1925. Вернулся во Владимир. В сентябре 1925 прибыл на обновленческий епархиальный съезд, где призвал его участников покаяться и покинул заседание. Вновь находился в заключении в январе-марте 1926.

С ноября 1926 — управляющий Ивановской епархией. Власти предложили ему доброльно уехать из епархии или прекратить управление церковными делами. Отказался оставить вверенную паству.

Соловки и Туруханский край

2 января 1927 арестован, отправлен в Москву (находился в тюрьме ОГПУ на Лубянке и в Бутырской тюрьме). За «принадлежность к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием Страгородским» приговорён к трём годам лишения свободы. Отбывал срок в Соловецком лагере, где работал сторожем и, недолго, счетоводом, болел сыпным тифом.

В феврале 1930 выслан на три года в Туруханский край. В первой половине 1932 жил там у ссыльного митрополита Кирилла (Смирнова). В 1933 вернулся во Владимирскую область, вышел из юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского), считая, что тот превышает свои полномочия Заместителя Патриаршего местоблюстителя. Позиция епископа Афанасия была близка к точке зрения митрополита Кирилла.

Беломорско-Балтийские лагеря

18 апреля 1936 арестован по обвинению в «связи с Ватиканом» и «с белогвардейцами на Украине». Однако на допросах об этом речи не шло (сам епископ Афанасий эти обвинения полностью отвергал), а следствие интересовали лишь причины отказа сотрудничать с лояльным по отношению к советской власти митрополитом Сергием. Приговорен к 5 годам лишения свободы в Беломорско-Балтийских лагерях. В лагере недолго работал инкассатором, после того, как уголовники похитили у него деньги, получил дополнительно год лишения свободы. Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады. Один из немногих архиереев, которым удалось выжить после массовых расстрелов политзаключённых в лагерях в 1937.

В начале Великой Отечественнной войны этапирован в Онежские лагеря, прошли пешком около 400 километров, неся на себе свои вещи. Работал на лесобирже, голодал, так как не вырабатывал нормы. В июне 1942 освобождён и выслан в Омскую область, где работал ночным сторожем.

Новый арест и очередной приговор

7 ноября 1943 в ссылке в очередной раз арестован и перевезён в Москву. На допросе 10 апреля 1944 заявил: «Я не мог примириться с советской властью, не признающей религию. Я не смиряюсь и теперь, что ведётся борьба против религии (так в тексте!). Но всё это мои личные убеждения, и их никому из своих близких не навязывал и не призывал вести борьбу против Советской власти». В 1944 приговорён к 8 годам лишения свободы. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге. Работал ассенизатором, занимался плетением лаптей. С 1947 — на инвалидности по возрасту.

Не признавал Сергия (Страгородского) законным Патриархом. В 1945 признал законность избрания Патриархом Алексия I. В 1955 писал, мотивируя это решение: «Ереси, отцами осужденные, Патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют… никакой законной высшей иерархической властью Патриарх Алексий не осужден, и я не могу, не имею права сказать, что он безблагодатный, и что таинства, совершаемые им и его духовенством, не действительны. Поэтому, когда в 1945 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие Митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании Патриарха Алексия, мы обсудивши создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме Патриарха Алексия, признанного всеми Вселенскими Патриархами, теперь нет иного законного первоиерарха русской поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя Патриарха Алексия, как Патриарха нашего, что я и делаю неукоснительно с того дня».

Последние годы жизни

После освобождения из лагеря, в мае 1954 — марте 1955 содержался в Зубово-Полянском доме инвалидов. В марте 1955 ему было разрешено выехать в город Тутаев, откуда в октябре того же года он переехал в город Петушки. В последние годы жизни трудился над исследованием православного богослужения, житий русских святых и составил обстоятельный труд «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви». С 1955 был председателем Богослужебно-Календарной Комиссии при Издательстве Московской Патриархии и внес немало исправлений в месяцеслов святых. Составил несколько молебных последований, в том числе: «О хотящих по воздуху шествовати», «О сущих в различных обстояниях», «Благодарение о получении милостыни», «О мире всего мира и о прекращении войн» и др.

В его некрологе, опубликованном в «Журнале Московской Патриархии», в частности, говорилось: «Любовь, теплоту и сердечность чувствовал каждый, кто соприкасался с благостным архипастырем. Беседы с ним были увлекательны. Его многочисленные друзья могли многие часы проводить с ним в этих беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным».

Канонизация

Канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви в августе 2000 в лике новомучеников и исповедников Российских.

Труды

Библиография

  1. Молитва всех вас спасет. Материалы к жизнеописанию Святителя Афанасия, епископа Ковровского. М., 2000.
  2. Автор-составитель инокиня Сергия (Ежикова). Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник и песнописец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003.

Примечания

  1. ? Служба всем святым, в земли Российстей просиявшим. Издание Московской Патриархии. 1946 г.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.