• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Афанасий Цареградский
Афанасий Цареградский
????????? ???????????
Svafanasij.jpg
Рождение:

1597 год(1597)
Крит

Смерть:

5 (15) апреля 1654(1654-04-15)
Мгарский монастырь

Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирован:

1670-е годы

В лике:

святителей

Главная святыня:

мощи в Благовещенском соборе Харькова

День памяти:

2 (15) мая в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице)

Афана?сий III Пателла?рий; в России известен как святитель Афанасий Царегра?дский (Сидящий), Лу?бенский чудотворец (греч. ????????? ???????????; 1597 Ретимнон, Крит — 5 апреля 1654, Мгарский монастырь у Лубны, Лубенский полк) — Константинопольский Патриарх (1634, 1635 и 1652); ранее — митрополит Фессалоникийский; участник книжной справы, предпринятой Московским Патриархом Никоном в 1653 году.

Святой Русской Церкви; память — 2 (15) мая, в день памяти соимённого ему Афанасия Великого и в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице).

Содержание

Биография

Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.

В 1631 году был рукоположён в митрополита Фессалоникийского; пользовался покровительством своего земляка Патриарха Кирилла Лукариса.

В начале 1634 года в Фанаре вновь (в третий раз) сформировалась принципиальная оппозиция Патриарху Кириллу Лукарису в связи с публикацией в марте 1629 года его Исповедания веры, которое в ряде положений выражало кальвинистские богословские воззрения. Для смещения Лукариса, которого поддерживали посольства протестантских держав в Константинополе (прежде всего Голландии), недовольным митрополитам необходимо было выдвинуть кандидата, приемлемого для католических держав; таким претендентом стал Афанасий, который заплатил султану наличными 60 тысяч талеров[1], в основном предоставленных французским посольством, для снятия Лукариса и своего назначения. В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол и настолован 25 марта.

Уже чрез несколько дней уступил престол возвратившемуся из ссылки Кириллу Лукарису, ввиду того, что голландское посольство сумело выплатить Порте сумму в 70 тысяч талеров за восстановление (четвёртое) на престоле Лукариса.

По своём вторичном низложении в 1635 году Афанасий уехал в Италию, жил в Анконе и Венеции; надеялся стать кардиналом, но, согласно Стивену Рансимэну, был признан несостоятельным.

Подвизался на Афоне в устроенной им келлии (монастыре без статуса), где впоследствии (1849 году) возник русский Андреевский скит, святынею которого была личная икона Патриарха, по-русски именуемая «В скорбех и печалех Утешение» (празднование 19 ноября).

Летом 1652 года в третий раз занял престол на несколько дней.

8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине; 22 апреля 1653 года был принят в Москве царём Алексеем Михайловичем.

В Москве, по просьбе Патриарха Никона, написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лёг в основу московского исправленного печатного «Чиновника архиерейского служения», используемого в РПЦ и ныне[2]. Подал царю «тетрадь», в которой излагал главную цель своего приезда в Москву: побудить царя, в союзе с Молдавией м Запорожским войском, начать войну с турками, по разгроме которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх — вселенскую кафедру[3].

В конце декабря 1653 года выехал из Москвы в Молдавию, дабы прибыть в Николаевский монастырь в Галаце. По дороге гостил у Богдана Хмельницкого.

В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен, где в среду на Фоминой седмице, 5 апреля, преставился.

Был погребён сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря игуменом обители.

История почитания

1 февраля 1662 года, в присутствии посетившего Лубенский монастырь Газского митрополита Паисия Лигарида (который, по его словам, видел Афанасия в сонном видении), состоялось обретение нетленных мощей святителя.

В 1672 году царь направил подьячего М. Савина для проведения расследования о бывающих от мощей чудотворениях.

В XVIII веке в Лубенском монастыре хранились рукописные житие святителя и канон.

В 1818 году Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал пред Святейшим Синодом о канонизации Афанасия; ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись происходивших от его мощей чудес продолжались.

В 1860-х А. Н. Муравьёв составил новое житие Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при его мощах.

История канонизации не вполне ясна, но официальное почитание было принято в Российской Церкви в конце XIX века после работ Е. Е. Голубинского, который доказал, что почитание было впервые установлено между 1672 и 1676 годом митрополитом Киевским (Константинопольский патриархат) Иосифом (Нелюбович-Тукальским).

В 1922 году собор, включая серебряный трон святителя, был разграблен; в 1930-е мощи святителя были перенесены в Харьков; в 1947 году — в Благовещенский собор города.

Примечания

  1. ? Коммерческие детали назначений и смещений изложены по: Steven Runciman. The Great Church in Captivity. Cambridge University Press, 1988, стр. 283.
  2. ? М. С. Желтов. АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ
  3. ? Реформа богослужения во 2-й пол. XVII в. Статья из Православной энциклопедии (2000)

Литература

  1. Афанасий III Пателларий // Православная энциклопедия. М., 2002, Т. IV, стр. 20 — 22.
  2. Св. Афанасий, Патриарх Цареградский, Лубенский чудотворец // ЖМП. 1947, № 10.

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

храм в новых черемушках
uzvikariatstvo.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.