• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Давид IV Строитель
Давид IV Строитель
????? IV ????????????
Царь Грузии
1089 — 1125
Предшественник: Георгий II
Преемник: Деметре I
 
Вероисповедание: Православие, грузинская церковь
Рождение: 1073 год(1073)
Кутаиси
Смерть: 24 января 1125(1125-01-24)
Похоронен: Гелатский монастырь, Гелати
Династия: Багратионы
Отец: Георгий II
Мать: Элена
Супруга: 1) Русудан
2) Гурандухт
Дети: сын: Деметре I

Дави?д IV Строи?тель (груз. ????? IV ????????????, Davit IV Aghmashenebeli) (1073 — 24 января 1125) — царь Грузии (1089—1125). Сын царя Георгия II. Из династии Багратионов. Один из самых выдающихся государственных деятелей средневековой Грузии, способствовавший объединению грузинских княжеств в единое централизованное государство.

Содержание

Отречение Георгия II и воцарение 16-летнего Давида IV

Грузинский народ нуждался в руководителе и организаторе, который возглавил бы освободительную борьбу против сельджуков. Царь Георгий II не обладал нужными для этого качествами, и дворцовая оппозиция, состоявшаяся из противников своевольной азнаурской знати, осуществила политический переворот. В результате Георгий II, будучи еще нестарым человеком, вынужден был возвести на престол своего шестнадцатилетнего сына Давида, а сам отстранился от государственных дел (1089).

Мероприятия царской власти по укреплению центральной власти

С воцарением Давида IV резко изменился политический курс грузинского царского двора как в отношении турок-сельджуков, так и в отношении родовитых азнауров. Бок о бок с молодым царем у государственного кормила стали такие одаренные политические деятели, как мцигнобартухуцеси Георгий и наставник царя Арсен.

Первый период царствования Давида IV заканчивается 1096 годом, когда царь прекратил платить дань сельджукскому султану и тем самым дал повод к началу военных действий, к которым давно готовилось грузинское государство.

Прежде всего, царь Давид IV приступил к созданию отборного войска. Он сам обучал отряды преданных ему конников, состоявшие главным образом из поселян-воинов и выслужившихся азнауров, которые на время военной службы получали от царя земельные участки.

Царские отряды, начав военные действия, нападали на турок-кочевников, вытесняя их из грузинских земель, после чего грузинские беженцы, скрывавшиеся в горах, получали возможность возвратиться к своим садам и пашням в освобожденных районах.

В то же время царь решительно боролся против своеволия крупных азнауров. В 1093 году Давид IV взял под стражу одного из могущественных феодалов, клдекарского эристава Липарита Багваши, сына Иванэ, который, по примеру своих отца и деда, задумал изменить царю. В 1097 году Давид IV изгнал его из Грузии, а все имущество и владения объявил царской собственностью.

В лице Багваши реакционная феодальная оппозиция утратила одного из своих сильнейших приверженцев. Крутые меры, предпринятые Давидом IV по отношению к Липариту, характеризуют новый курс, взятый царем во внутренней политике.

Тем временем обширное сельджукское государство фактически перестало существовать. Малик-шах был последним из крупных сельджукских султанов, которому еще удавалось держать в повиновении бесчисленные эмираты огромного государства, простиравшегося от Аму-Дарьи до Палестины.

В 1092 году султан Малик-шах умер. Смерть его послужила причиной кровопролитной междоусобной войны, разгоревшейся из-за власти между братьями и сыновьями султана. В этой борьбе живейшее участие принимали и управители провинций — эмиры и атабеки. Искусственно сколоченное сельджукское государство распалось на ряд враждующих между собой политических объединений, что значительно облегчало освободительную борьбу угнетенных народов против сельджукского ига.

В XI веке начинаются военно-колонизационные походы западноевропейских феодалов на Ближний Восток, известные под названием крестовых походов. В 1097 году крестоносцы успешно потеснили турок-сельджуков в Малой Азии и в Сирии, а в 1099 году заняли Палестину и Иерусалим.

Ободренная успехами крестоносцев, Византия также предпринимает эффективные меры против сельджуков. Таким образом, внешнеполитические события складываются в пользу Грузии, теперь она уже не была одинока в своей борьбе с сельджукскими захватчиками.

Внутренняя политика царского двора

Великая война против турок-сельджуков явилась испытанием мощи для грузинского государства.

Мобилизация сил грузинского народа на борьбу против захватчиков потребовали коренных изменений в социальной, политической, экономической и культурной жизни страны. И действительно, не осталось ни одной стороны общественной жизни Грузии, не затронули бы реформы царя Давида IV.

Царский двор в этот период защищал преимущественно интересы мелких служилых азнауров и горожан. В то же время Давид IV, естественно, не мог не учитывать интересы мдабиуров-воинов, которые несли на себе главную тяжесть борьбы против сельджуков.

В правление Давида IV значительно увеличился фонд государственных земель. Отбирая земли у своих противников — крупных азнауров, Давид превращал их в царские имения (сахасо). Владениями царя стали земли, принадлежавшие ранее царю Эрети-Кахети и тбилисскому эмиру, а также владения, очищенные от сельджуков в Картли и юго-западной Грузии. К царским вотчинам были присоединены также земли в Армении и Ширване. Таким образом, в распоряжении Давида IV оказался огромный земельный фонд, из которого он мог жаловать земли во временное пользование своим верным воинам и должностным лицам.

Государственный строй

Феодальная идеология того времени строго проводила идею о божественности и безграничности царской власти. Эта власть, как проповедовали её грузинские поборники, была дарована царю богом, и монарх вершил на земле божью волю. Поэтому всякий, кто осмелится выступить против царя, выступает против бога.

Местное управление при царе Давиде осуществлялось эриставами, центральное — царским двором, который состоял из крупных должностных лиц, возглавлявших то или иное ведомство (военное, финансовое, охраны порядка). Должностные лица были советниками царя с обязанностью, но не правом, давать советы. Среди них особое положение занимал чкондидели-мцигнобартухуцеси — второе после царя лицо в государстве. Он назывался «отцом» царя, «везиром» и имел право высказывать свое мнение без соответствующего запроса со стороны царя. В управлении страной везде и всюду чувствовалась направляющая рука чкондидел-мцигнобартухуцеса.

Со времен Баграта III вторым после царя лицом в Грузии считался эристав Картли. Царь Давид IV урезал права картлийского эристава и усилил роль мцигнобартухуцеса, которого, помимо всего, поставил во главе высшего судебного учреждения — «сааджо кари» (буквально: просительный двор).

Реформаторская деятельность царя Давида IV Строителя

Руисско-Урбнийский собор (1103 года) и церковная политика царя Давида IV

Задачи консолидации сил страны заставили царя Давида IV вплотную заняться грузинской церковью, которая играла важную роль в жизни феодальной Грузии. Владея большими земельными угодьями, крепостными, а также другими богатствам грузинское духовенство оказывало огромное моральное влияние на все слои населения. Церковь могла стать большой силой в борьбе против турок-сельджуков. Однако, она долгое время оставалась в стороне от борьбы с сельджукским засильем. Объяснялось это тем, что управление грузинской церковью сосредоточивалось в руках епископов — в большинстве своем представителей знатных феодальных фамилий, сопротивлявшихся мероприятиям царя Давида IV по усилению центральной власти. Теперь, в это решающее для Грузии время, требовалось незамедлительно провести реформу церковного управления. Царь Давид IV понимал это и готовился к борьбе против большинства высшего духовенства.

В своих стремлениях грузинский царь не был одиноким. В церковных кругах относительно предполагаемой реформы существовали различные мнения. Церковники, выражавшие интересы мдабиуров-воинов и мелких азнауров, боролись против засилия реакционеров в церковном управлении, против практики передачи епископских кафедр по наследству.

По мнению наиболее передовых деятелей церкви, при выборе кандидатов на высшие церковные должности решающее значение приобретали личные качества, а не знатность происхождения. Эту точку зрения отстаивал видный церковный деятель Георгий Афонский. Он непримиримо разоблачал политику Баграта IV, который из фискальных соображений не преследовал укоренившегося обычая продажи свободных церковных кафедр (симония), чем косвенно способствовал закреплению епископств за отдельными семействами родовитых азнауров. Призыв Георгия Афонского к борьбе против подобной торговли не получил в свое время должной поддержки.

Иная сложилась обстановка при царе Давиде IV. Дело освобождения Грузии от турок-сельджуков требовало решительной реформы управления. Вокруг Давида IV сплотилась сильная группа идейных последователей Георгия Афонского. Однако необходимую реформу должен был санкционировать церковный собор, участниками которого могли быть только духовные лица.

Созванный Давидом IV в 1103 году Руисско-Урбнисский церковный собор (его заседания происходили в Картли, «поблизости» Руиси и Урбниси) объявил об изгнании из церкви «не по достоинству возвысившихся» священнослужителей. Отныне их заменили «истинные пастыри».

Тем самым царь Давид IV достиг своей цели — лишил реакционную оппозицию союзницы в лице церкви, превратив последнюю в мощный оплот царской власти.

Учреждение должности чкондидели-мцигнобартухуцеси

Чтобы окончательно закрепить эту важную внутриполитическую победу, Давид IV осуществил еще одно мероприятие. При грузинском дворе издавна существовала должность мцигнобартухуцеса, ведавшего царской канцелярией. Её занимал ученый монах, обычно незнатного происхождения. Сведущий в делах управления, мцигнобартухуцес был ближайшим советником царя и пользовался большим влиянием при дворе.

Поскольку Давид IV не имел права непосредственно вмешиваться в дела церкви, он назначил преданного администратора-монаха, Георгия, архиепископом Чкондиди (ныне Мартвили) и, вместе с тем, ввел правило, по которому царский мцигнобартухуцес становился одновременно и епископом-чкондиделом. Таким образом возникла должность чкондидел-мцигнобартухуцеса. Занимавший ее совмещал обязанности царского чиновника и церковного пастыря высшего ранга.

Так, первым чкондидел-мцигнобартухуцесом явился ближайший помощник Давида IV, его воспитатель и политический советник Георгий Монах, наиболее активный участник Руисско-Урбнисского церковного собора.

Поставив церковь на службу интересам страны, Давид IV получил возможность развернуть широкое наступление против сельджукских кочевников, решительно пресекая малейшие попытки грузинских феодалов выйти из подчинения царю.

Судебная реформа

Обычно верховный суд в Грузии вершил сам царь. Давид IV же создал упомянутый просительный двор, поручив этот последний заботам мцигнобартухуцеса, вместе с которым в этом судебном учреждении заседали два мцигнобара (нотария).

В феодальной Грузии народные массы испытывали притеснения со стороны власть имущих. Крупный азнаур и его окружение, всесильный чиновник-эристав со своими приспешниками, сборщики налогов и податей, таможенная стража и многие другие вплоть до разбойников с большой дороги, «насильничали» и «утруждали» трудовой люд.

Политика царя, направленная на установление порядка в стране, породила судебную реформу, выразившуюся в создании просительного двора. Это учреждение призвано было способствовать упорядочению всё усложнявшихся феодальных отношений. Просительный двор стоял на защите интересов вновь выдвинувшихся собственников, служилых азнауров-мосакаргаве, пресекая как насилия мтаваров, так и неповиновение мдабиуров.

Просительный двор регулярно занимался разбором дел и находился под непосредственным надзором царя.

Расширение прерогатив чкондидел-мцигнобартухуцеса еще более усилило к нему ненависть со стороны родовитых азнауров, боровшихся против царя и добивавшихся ослабления центральной власти.

Экономические мероприятия

Решение больших задач, стоявших перед страной требовало значительных материальных затрат. В поисках необходимых средств царский двор прибегал к таким чрезвычайным мерам, как принудительный заем, которым царь Давид IV облагал грузинскую церковь и купцов-мокалаков.

К числу экономических мероприятий относится и финансовая реформа царя Давида IV.

К тому времени значительно изменились направление и характер грузинских внешнеторговых связей. Теперь, главное значение для страны имела торговля с Востоком, так как в состав Грузинского царства вошли Тбилиси, Рустави, Шемаха, Аниси и др.

Давид IV правильно учел изменившуюся обстановку и, снабдив грузинскую монету арабской надписью, облегчил, таким образом, её хождение в мусульманских странах.

Стремясь упрочить экономику страны и создать условия для хозяйственного сближения различных грузинских провинций, а также в целях обеспечения удобства и безопасности передвижения грузинских и иностранных торговых караванов, царь Давид IV осуществил такие мероприятия, как строительство и мощение дорог, постройка мостов, создание постоялых дворов и караван-сараев и т. д.

Мост на реке Беслетке (около Сухуми) с грузинской надписью заглавным письмом (XII век).

Мероприятия в области культуры

Царский двор содействовал завершению процесса формирования грузинской феодально-христианской культуры. Культурная независимость, которую Грузия отстояла в сношениях с Греко-римским миром, дала возможность царю Давиду IV создать в Грузии «вторые Афины», то есть научно-богословское учреждение, призванное способствовать изучению и развитию научно философских идей, а также пропагандировать их среди населения Грузинского царства и за его пределами.

Таким научным центром стала Гелатская Академия, основанная Давидом IV недалеко от Кутаиси. Царь собрал сюда из различных монастырей видных богословов-философов, переводчиков-комментаторов, филологов. Особым покровительством Давида пользовался прибывший из Петрицонского монастыря выдающийся грузинский философ — неоплатоник Иоаннэ Петрици.

Грузинские феодалы постепенно устанавливали тесные культурные связи с феодалами соседних стран, вне зависимости от их вероисповедания. В Грузии распространялись произведения художественной литературы Востока, научные труды.

На этой новой ступени развития грузинского феодального общества возникает оригинальная светская художественная литература и поэзия, покровителем которых являлся в первую очередь сам царь Давид. Пользовались при его дворе популярностью и уважением также и мусульманские поэты, для которых по приказу царя в Тбилиси был построен специальный дом

Один из наиболее выдающихся царей и полководцев феодальной Грузии, Давид IV был всесторонне образованным человеком. Он усвоил лучшее, что могла дать культура восточно-христианского мира; основательно изучил арабский, персидский языки. Арабские историки сообщают, что царь Давид хорошо знал мусульманское вероучение, а однажды даже вступил в полемику с неким гандзийским кадием по вопросам происхождения Корана. Круг умственных интересов Давида был весьма широк. Любознательного царя интересовала и астрология. Его современник, автор замечательного труда «Жизнь царя царей Давида», рассказывает много интересного относительно увлечения Давида чтением книг. Царь более всего любил историческую литературу. В походах и в поездках по стране он не расставался с небольшой библиотекой, в которой собраны были любимые его авторы.

Будучи одним из наиболее передовых людей своего времени, царь Давид не мог относиться со слепым доверием ко всему, что духовенство считало неопровержимой истиной. Его терпимость к иноверцам, гостеприимство и приветливость по отношению к иноземцам характеризуют Давида IV, как дальновидного и выдающегося государственного деятеля.

В царствование Давида IV Грузия добилась больших успехов во всех областях общественной жизни. Усилившееся грузинское царство на Ближнем Востоке превратилось в силу международного значения.

Но борьба продолжалась: родовитые азнауры не были окончательно сломлены, а турки-сельджуки не отказались от намерения вернуть себе былое господство в Закавказье.

Грузии еще предстояло выдержать тяжелую борьбу, которая обещала быть тем острей и беспощадней, чем интенсивней и быстрей шло развитие грузинского феодального общества.

Военная реформа царя Давида IV

Враг был почти изгнан из Грузии, но угроза нового вторжения не могла быть устранена до тех пор, пока соседние с Грузией страны Закавказья (Армения, Ширван, Рани) оставались в руках сельджуков, которые господствовали также на ближних подступах Грузии (Кабала-Гандза-Аниси). Необходимо было перенести войну за пределы страны.

Братские народы Кавказа готовы были плечом к плечу с грузинами выступать против общего врага. Изгнание турок-сельджуков должно было повлечь за собой политическое объединение народов Закавказья. В роли объединителя выступила Грузия.

В то время использование в войне наемных войск являлось обычным почти для всех государств. В Закавказье контингенты наемных отрядов вербовались в нагорных районах Кавказа или за Кавказским хребтом. Наемные отряды выступали на войну в соответствующий срок, а по окончании военных действий возвращались домой.

Давид IV изыскал новый способ усилить военный потенциал Грузии. Он решил поселить в Грузии кипчаков (половцев). Это были жизнеспособные, воинственные племена, кочевавшие, по равнинам Северного Кавказа и Южной России.

Грузинам были хорошо известны обычаи и образ жизни кипчаков, с которыми они поддерживали добрососедские отношения. Жена царя Давида IV была дочерью кипчакского вождя.

Незадолго перед тем великий киевский князь изгнал из пределов Южной России одно из кипчакских племен, и оно обосновалось на Северном Кавказе. Царь Давид IV повел переговоры с вождями кипчаков и добился от них согласия переселиться в Грузию.

В 1118 году грузинское войско во главе с царем и его мцигнобартухуцесом Георгием направилось к Дарьялу. Заняв осетинские крепости, царь привел к покорности осетин, которые враждовали с кипчаками и не желали пропускать их на юг[источник не указан 731 день]. После этого 45 тысяч кипчакских семей переселилось в Грузию.

Реакционная грузинская знать забила тревогу. По её утверждению, кипчаки представляли угрозу для безопасности Грузии. А в действительности своевольных феодалов пугала перспектива усиления царской власти.

Переселение кипчаков было хорошо продуманным мероприятием. Давид IV выделил кочевникам земли, всячески поощряя их переходить к оседлой жизни. Постепенно кипчаки-переселенцы становились мдабиурами-воинами. Будучи язычниками, они со временем приобщились к христианству, приспособились к укладу грузинской жизни и ассимилировались с местным населением.

Из кипчакских воинов сформировали отряды, которые, пройдя соответствующее обучение, получили оружие из царских арсеналов и коней из царских табунов.

Таким образом, у царя Давида IV оказалось под рукой 40 тысяч хорошо обученных кипчакских конников. Кроме того, царь усилил отряд своих телохранителей, который теперь состоял уже из пяти тысяч воинов и назывался «монаспа».

Теперь, когда царь обладал достаточной воинской силой, он мог быть уверен и в надёжности своих вассалов с их боевыми отрядами.

Царь Грузии превратился в могущественного властителя.

Присоединение Эрети-Кахети

Борьба за независимость требовала мобилизации всех сил государства. Однако, обширная грузинская провинция — Эрети-Кахети, пользуясь политической обособленностью, не принимала участия в освободительной войне. Необходимо было и Эрети-Кахети ввести в единую государственную систему Грузии.

В Эрети-Кахети имелось немало сторонников объединения Грузии, готовых бороться за это общенациональное дело.

Даже среди крупных кахетинских азнауров царь Давид IV находит приверженцев и единомышленников. В 1104 г. представитель высшей администрации — азнаур Кавтар с помощью своих племянников Аришиана и Барама схватил и доставил к царю правителя Эрети-Кахети — Агсартана. Царь Давид IV занял Эрети-Кахети. Но сельджуки не намерены были без боя лишаться богатой провинции, утрата которой ослабляла их стратегические позиции в Восточном Закавказье.

Сельджукский атабек области Гандза спешно выступил в поход, намереваясь изгнать царя Грузии из пределов Эрети-Кахети. Однако его поход не застал Давида IV врасплох. Битва произошла в 1104 году при Эрцухи (современная Саингило) и закончилась полной победой грузин.

Присоединение Эрети-Кахети привело к значительному военному и экономическому усилению Грузии.

Борьба за изгнание сельджуков из Грузии

Царь вел непрерывную войну против сельджукских завоевателей, отбивая у них грузинские города и крепости.

  • В 1110 г. грузинские войска заняли город и крепость Самшвилде. После этого сельджуки без особого сопротивления оставили большую часть Нижней Картли.
  • В 1115 году грузины выбили захватчиков из города Рустави. В руках чужеземцев оставался Тбилиси, но теперь он находился в окружении грузинских крепостей.
  • В 1117 году царь Давид IV овладел пограничным городом Гиши, расположенным в Эрети.

В Южной Грузии сельджуки также неоднократно терпели поражения в битвах с царскими отрядами. В 1118 г. грузины отбили у врага крепость Лоре — самую сильную твердыню в Ташири и заставили кочевников удалиться из этого края.

Дидгорская битва 1121 года

Тщательно подготовившись, царь Давид IV в 1120 году начал общее наступление против турок-сельджуков в Закавказье.

Прежде всего, грузинские войска вступили в Ширван. Здесь позиции сельджуков были не так сильны, как в других местах. Коренное население Ширвана, будучи враждебно к захватчикам, активно помогало грузинам. Давид IV взял город Кабала.

Ширванский владетель стал вассалом грузинского царя, а разгромленные сельджуки обратились за помощью в Иран, к сельджукскому султану, который стал поспешно сколачивать военную коалицию. На лозунг султана — «мусульмане в беде» отозвался ряд восточных правителей, против Грузии выступило многочисленное вражеское войско.

Войска Давида IV были приведены в боевую готовность; царь лично отобрал полки, которые должны были участвовать в предстоящей битве.

В рядах грузинского войска числился отряд западноевропейских крестоносцев в тысячу воинов.

Давид выступил навстречу врагу и вынудил его вступить в битву там, где силы противника не могли полностью развернуться. Сражение происходило на путях, ведущих во внутреннюю Картли, главным образом в окрестностях Дидгори. Здесь, в теснинах, враг не сумел использовать свое численное превосходство и потерпел жестокое поражение. Много тысяч пленных и большие богатства достались грузинам в качестве трофеев. Лишь незначительная часть огромного вражеского войска избегла истребления. Дидгорская битва произошла в августе 1121 года.

В Дидгорском сражении грузинские войска разбили многочисленное войско коалиции мусульманских правителей под предводительством Нур-ад-дин Ильгази атабека Мосула и Алеппо.

Этой победой был развеян миф о непобедимости турок-сельджуков. Грузины с надеждой стали взирать на будущее; воспрянули духом и народы, все еще томившиеся под турецким игом.

Расширение территории грузинской феодальной монархии

В 1122 году Давид IV освободил Тбилиси и перенес туда столицу из Кутаиси, сделав его своим стольным городом. Грузинская столица, четыреста лет находившаяся в руках чужеземцев, теперь вновь принадлежала Грузии.

Несмотря на тяжелое поражение, сельджуки не отказались от борьбы. Предприняв в 1123 году новый поход, султан вторгся в Ширван, занял город Шемаху, захватил ширванского владетеля и направил грузинскому царю письмо, полное угроз.


Вскоре в Ширване появилось грузинское войско. Однако султан уклонился от битвы и покинул страну. Царь Давид IV вначале восстановил в правах прежнего правителя, но уже в 1124 году он счел необходимым присоединить Ширван к Грузии. В крепостях и городах Ширвана Давид IV поставил свои гарнизоны, состоявшие из эретцев и кахетинцев, а верховным правителем и «надзирателем» назначил своего представителя.

В этой освободительной войне армянский народ стоял на стороне грузин и вместе с ними храбро сражался против турок-сельджуков. Поэтому в дальнейшем освобождение Армении не представляло больших трудностей.

Летом 1124 году царь Давид IV отдыхал в Триалети. Туда к нему прибыли послы из Аниси, столицы Армении. Они просили царя помощи. В Аниси правил в то время сельджукский эмир Абуль Совар.

Войско Давида IV вступило в Армению и осадило Аниси. Сельджуки сдались. Эмир Абуль Совар и его семья были взяты в плен. Аниси был присоединен к Грузии.

Теперь владения царя Давида IV простирались «от Никопсии (в современном Краснодарском крае) до дарубандских (дербентских) границ и от Осетии (подразумевается Северная Осетия) до Арагаца (в Армении)».

Несмотря на утрату сельджуками городов Шемаха, Кабала, Аниси и др. дело их изгнания из Закавказья не было ещё завершено. Турки-сельджуки по-прежнему прочно сидели в Гандза, Двине и многих других городах и землях.

Царь Давид IV наметил широкие планы военных действий. В первую очередь он намеревался начать наступление на Гандза, которая теперь была главной опорой врага в борьбе против Грузии. Но выполнить эти планы Давиду IV уже не удалось. Великий грузинский монарх умер в начале 1125 года.

Грузия — кавказская империя

В царствование Давида IV Грузия превратилась в мощное государство. В её границы, кроме собственно грузинской территории, входили также Армения и Ширван. В то же время царский двор хорошо учитывал положение, создавшееся на Ближнем Востоке, где господствовала мусульманская культура, и, в соответствии с этим, выработал политический курс культурного сосуществования между народами. Грузия была христианской страной, она считала себя преемницей Византии, но и мусульмане в Грузии не подвергались гонению. Давид IV с уважением относился к проповедникам ислама, покровительствовал мусульманским купцам, дружил с мусульманскими поэтами и философами, так что в «христианском царстве» Давида IV они жили ничуть не хуже, чем в странах, которыми владели мусульманские государи.

Смерть царя Давида IV

Умер Давид IV Строитель 24 января 1125 года. Похоронен в Гелатском монастырском комплексе. Грузинской православной церковью причислен к лику святых.

Семья

Был женат первым браком на Русудан, дочери Кюирике II Багратуни, царя армянского Ташир-Дзорагетского царства, в этом браке родились:

  • Тамара (ум. 1155), царевна, замужем за ширваншахом Минучихром III (1120—1160);
  • Деметре I (1093—1156), царь Грузии (1125—1156);
  • Ката, царевна, замужем за царевичем Исааком Комнином, сыном императора Алексея I;
  • Русудан, царевна, замужем за осетинским царем Давидом II;
  • Георгий, царевич.

Вторым браком был женат на Гурандухт, дочери правителя кипчаков Атрока сына Шаракана, в этом браке родился:

  • Вахтанг, царевич.

Литература

  • ??????????? ???????, ?. I — ???????? ??????? XIX ???????? ????????????;
  • ????????????, ?????? (1987), «?????????? XI—XII ???????????», ??. 80-118.
  • Anchabadze, G.Z. (1980), The Qipchaks in Georgia. — «Problems of Modern Study of Turks». Alma-Ata (a publication in Russian)
  • Chkhataraishvili, K. (1986), The Kipchak Resettlement in Georgia 1118, in: Georgian Soviet Encyclopedia (Encyclopaedia Georgiana), Tbilisi (in Georgian)
  • Peter Benjamin Golden|Golden, PB (1984), Cumanica I: the Quipchaqs in Georgia, Archivum Eurasiae Mediiaevi 4: 45-87
  • Kirzioglu, MF (1992), The Qipchaks in the Upper Valley of the Kura River, Ankara (in Turkish)
  • Rapp, SH (2003), Studies In Medieval Georgian Historiography: Early Texts And Eurasian Contexts, Peeters Bvba ISBN 90-429-1318-5
  • Suny, RG (1994), The Making of the Georgian Nation: 2nd edition, Indiana University Press, ISBN 0-253-20915-3
  • Wink, Andre (2001), Nomads in the Sedentary World, Routledge (UK) ISBN 0-7007-1370-0
  • Yunusov, Arif. The Akhiska (Meskhetian Turks): Twice Deported People. «Central Asia and Caucasus» (Lulea, Sweden), 1999 # 1(2), p. 162—165 (in Russian).
  • Marie-F?licit? Brosset, Histoire de la G?orgie depuis l’Antiquit? jusqu’au s-|XIX|e, v. 1-7. Saint-P?tersbourg, 1848-58. (Lire ce livre avec Google Books: [1], [2])

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.