• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Иргенские мученики
Симеон, Киприан, Иосиф, Василий и иже с ними, мученики Иргенские, Сибирские
Смерть:

1656—1662 годы
Иргенский острог

Почитается:

в Русской православной церкви

В лике:

мучеников

День памяти:

во 2-ю Неделю по Пятидесятнице — День всех святых, в земле Российской просиявших

Симеон, Киприан, Иосиф и Василий с дружиной — воины из отряда воеводы Афанасия Пашкова, замученные им 1656—1662 годы в Иргенском остроге. Почитаются в Русской православной церкви как мученики — «Симеон, Киприан, Иосиф, Василий и иже с ними, Иргенские, Сибирские».[1] Память совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице — День всех святых, в земле Российской просиявших.

Содержание

Жизнеописание

Иргенские мученики были казаками, прибывшими с отрядом воеводы Пашкова в Забайкалье. Первое письменное сообщение о них содержится в записках священномученика Ефрема, бывшего начальником Забайкальской духовной миссии. Его записки были опубликованы в 1911 году и содержат рассказы священников, иеромонахов и паломников Иргенского миссионерского стана.

Имена трех воинов — Симеона, Киприана и Иосифа сохранили народные предания, а имя четвёртого — Василия, стало известно только в 1886 году. Согласно рассказу купеческой жены Скобельциной из Благовещенска, страдавшей от тяжёлой болезни, ей во сне явился воин, назвавшийся Василием с Иргени и велел выздоравливать.

В современных работах (статья «К истории крестного хода на Иргень» (1998 год) читинского краеведа Г. А. Жеребцова, «Патерик сибирских святых и подвижников благочестия» (2006 год) протоиерея Анатолия Дмитрука) о мучениках сообщается как о «четырёх братьях доброй жизни, трудолюбивых, богатых и имевших на окрестных жителей сильное и благотворное влияние».[2] В пользу этой версии свидетельствует чтимая на Иргени икона Божией Матери «Знамение» на полях которой помещены лики святого Симеона, юродивого (VI в.), святого мученика Киприана (III—IV в.) и святого Иосифа Обручника. Предполагается, что эту икону с изображением их небесных покровителей братья взяли с собой в поход в Сибирь.[3]

История смерти

Первой версией о причине смерти Иргенских мучеников называют зависть воеводы Пашкова в отношении «честных и трудолюбивых братьев».[2] Он, используя их незначительную провинность, в качестве наказания приказал им в короткий срок засолить 40 бочек карасевых язычков. Братья не исполнили приказа и были подвергнуты жестоким мучениям — их били бичами, морили голодом в результате чего они скончались. По преданию, в день погребения братьев произошло чудо: когда казаки вернулись с похорон, то увидели заполненные до краев карасевыми язычками бочки.[4]

В качестве более реальной причины смерти братьев архимандрит Ефрем называет их приверженность старой вере.[5] В отряде Пашкова под влиянием конвоируемого им протопопа Аввакума было много сторонников его религиозных идей, готовых пострадать за них до смерти.[5] В своей «Памятной записке о злоупотреблениях и жесткостях воеводы Пашкова» Аввакум приводит многочисленные случаи жестокой расправы воеводы над своими подчинёнными (только голодом было уморено более 500 человек).[6] Возможную принадлежность иргенских мучеников к староверам подтверждает факт их захоронения не в досчатых гробах, а в выдолбленных колодах (традиционная форма гроба у староверов). Также у староверов Иргень, ставшая местом погребения мучеников, является одним из мест традиционного паломничества.[7]

Почитание

Место погребения

Относительно места погребения иргенских мучеников существует две версии:[2]

  1. Тела братьев были погребены на кладбище Иргенского острога, который в 1708 году был полностью разобран по причине ветхости. Предание, сохранившиеся в записках архимандрита Ефрема, сообщает, что братья явились бурятским пастухам, которые пасли скот на месте их погребения, и просили не допускать животных на их могилы. Сообщают и о явлении мучеников православным с просьбами молиться «о упокоении пострадавших на Иргени Симеоне, Киприане и Иосифе с дружиной», сопровождавшейся угрозой засухи и голода в случае забвения места их погребения. После этого на месте явления мучеников вначале поставили крест, а затем возвели часовня.
  2. «Патерик Сибирских святых и подвижников благочестия» протоиерея Анатолия Дмитрука сообщает, что родственники воеводы Пашкова, устроили на месте дома братьев церковь в которой под спудом и были положены их останки. Из описания Иргенского острога следует, что избы казаков располагались под его угловыми башнями.

Герхард Миллер в своём описании Нерчинского уезда (1735 год) сообщает о стоящей на месте Иргенского острога часовне во имя трёх ещё не канонизированных святых Симеона, Киприана и Иосифа. На тот момент от Иргенского острога сохранилась только часовня святого Герасима Иорданского, стоявшая берегу озера Иргень, и использовавшаяся как баптистерий. Вероятно к ней Миллер отнёс предание о замученных воинах.[2]

В 1862 году часовня над могилой мучеников была переделана в церкоь. В 1877 году она сгорела и в том же году была возведена заново. Её освятили в честь святых Симеона, Киприана и Иосифа, бывших небесными покровителями братьев. Останки мучеников находились в храме под спудом — часть из них в особоустроенном гробе, часть просто в земле. Архимандрит Ефрем сообщает, что «в субботу после 9-й пятнице в этом храме обычно совершаются заупокойная литургия и панихида по замученным здесь воинам, а также творится поминовение всех усопших, о благовестии Христове в Забайкалье потрудившихся».[8]

Мощи

Первое сообщение об обретении мощей иргенских мучеников относится к 1877 году, когда церковь над их могилой сгорела:

Церковь сгорела вся дотла, сгорел и пол в церкви. Когда разрыли груду углей, оставшихся от пожара, то все и православные, и буряты, съехавшиеся на пожар, с удивлением увидели, что гроб-колода с чтимыми останками воинов, бывший поверх земли под полом храма, остался совершенно не тронутый огнём, хотя на нем лежала громадная куча горящих углей; и даже бывшая на гробе парчовая пелена осталась целою.[9]

В 1911 году мощи святых, находившиеся в двух гробах-колодах под полом церкви, по благословению епископа Мефодия были освидетельствованы архимандритом Ефремом и иереем Николаем Корелиным. Акт освидетельствования мощей сообщает:[10]

…спустились под пол названной церкви, где в особом гробе, поставленном поверх земли, покоятся останки похороненных, по преданию, здесь замученных воинов <…> Все кости в обоих гробах — в целости и вполне сохранившиеся.

Мощи остались лежать в колодах под спудом до разорения Иргенского стана. В 1920-е годы церковь на Иргени была разобрана, мощи мучеников остались в земле. Раскопки на месте острога проводились в 1994 году Амурским археологическим отрядом Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН под руководством доктора исторических наук А.Р. Артемьева.[11] Место захоронения мучеников обнаружено им не было.

Примечания

  1. ? Синодик всех русских святых // Православие.Ru
  2. ? 1 2 3 4 Камедина Л. Загадки Иргенских мучеников. Часть 1 // Православие.Ru
  3. ? Ефрем (Кузнецов). Иргень — место святое // Православное Забайкалье. Чита, 2004. С. 44. ISBN 5-9566-0019-5
  4. ? Иргенские предания // Балабанов В. Ф. Строкой и памятью отмечено… Чита, 2007. С. 289. ISBN 5-9566-0062-4
  5. ? 1 2 Ефрем (Кузнецов). Иргень — место святое // Православное Забайкалье. Чита, 2004. С. 45. ISBN 5-9566-0019-5
  6. ? Памятная записка о злоупотреблениях и жесткостях воеводы Пашкова // Протопоп Аввакум. Житие. Челобитные к царю. Переписка с боярыней Морозовой. Париж, 1951. С. 70-71.
  7. ? Ефрем (Кузнецов). Иргень — место святое // Православное Забайкалье. Чита, 2004. С. 46. ISBN 5-9566-0019-5
  8. ? Ефрем (Кузнецов). Иргень — место святое // Православное Забайкалье. Чита, 2004. С. 46-47. ISBN 5-9566-0019-5
  9. ? Ефрем (Кузнецов). Иргень — место святое // Православное Забайкалье. Чита, 2004. С. 51. ISBN 5-9566-0019-5
  10. ? Забайкальские епархиальные ведомости. 1911. № 23–24. 1–15 декабря.
  11. ? Камедина Л. Загадки Иргенских мучеников. Часть 2 // Православие.Ru

Литература

  • Ефрем (Кузнецов). Иргень — место святое // Православное Забайкалье. Чита, 2004. С. 42-57. ISBN 5-9566-0019-5
  • Иргенские предания // Балабанов В. Ф. Строкой и памятью отмечено… Чита, 2007. С. 288—289. ISBN 5-9566-0062-4

Ссылки

  • Камедина Л. Загадки Иргенских мучеников. Часть 1, часть 2 // Православие.Ru

Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.