• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Николо-Дворищенский собор
Православный храм
Николо-Дворищенский собор
Nikolsky Cathedral.jpg
Страна Россия
Город Великий Новгород
Координаты Координаты: 58°31?04.3? с. ш. 31°17?07.3? в. д.? / ?58.517861° с. ш. 31.285361° в. д. (G) (O)58°31?04.3? с. ш. 31°17?07.3? в. д.? / ?58.517861° с. ш. 31.285361° в. д. (G) (O)
Конфессия Православие
Епархия Новгородская и Старорусская 
Строитель мастер Пётр
Основатель Мстислав I Владимирович
Строительство 1113—1136 годы
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 604
рус.англ.фр.
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5310046007объект № 5310046007

Николо-Дворищенский собор (Никольский собор на Ярославовом Дворище) — один из древнейших новгородских храмов. По возрасту уступает лишь Софийскому собору. Был заложен в 1113 году на территории Ярославова дворища князем Мстиславом Владимировичем. Однако, освящён был только 23 года спустя, 5 декабря 1136 года[1].

Содержание

История храма

Примечательно, что как раз в том году новгородцы изгнали киевского князя Всеволода Мстиславича, ликвидировав тем самым свою зависимость от Киева. Поэтому этот год считается годом основания новгородской вечевой республики.

Завершённый в год основания Новгородской республики, Николо-дворищенский собор, начиная с XIII века, становится главным вечевым храмом Новгорода. Перед одним из входов в него до падения новгородской независимости собиралось общегородское вече.

К сожалению, археологические раскопки, проходившие в 1930—40-е гг. в районе храма, не обнаружили никаких явных следов вечевой площади. В этом плане наиболее авторитетной считается точка зрения В. Л. Янина, согласно которой вече собиралось на неисследованном участке перед главным (западным) входом в храм. Площадь была небольшой (1200—1500 кв. м) и, по мнению В. Л. Янина, вмещала лишь представительные, но не всенародные сходы, состоявшие из нескольких сот вечников[2].

Однако вечевой Николо-дворищенский собор был свидетелем не только легитимных собраний. Кроме обычных собраний, начиная с 1228 года [3] перед ним собирались направленные против их политики простонародные «коромольные» веча. Начиная уже с этого времени, составлявшие большинство свободного мужского населения города рядовые новгородцы не шли на просторную площадь перед Софийским собором, где тоже был вечевой колокол. Напротив, они собирались в смертельной давке вокруг небольшой вечевой площадки, демонстративно выражая протест против собиравшихся здесь легитимных сходов.

А ещё раньше, начиная с 1218/19 года [4], во время межкончанской борьбы, перед ним создавало давку (правда, чуть меньшую) мужское население Торгового «пола» Новгорода. Очевидно, рвущиеся к власти знатные «ониполовцы» тем самым символизировали своё место на стоящей здесь вечевой «степени» — трибуне для высших должностных лиц. Во всяком случае, прочее население Торговой стороны готово было стоять где угодно, уповая на лучший исход при новых переворотах в боярской Осподе.

Являясь святым местом, вечевой собор обеспечивал неприкосновенность тем, кто спасался в нём от гнева официального вечевого схода (как в 1269 году) или же от расправы крамольной толпы простонародья, как это было в 1338 году. Тогда на легитимном сходе было принято решение запереть в нём нелюбимого новгородской чернью архимандрита Есифа. В результате, «коромольници» вынуждены были «нощь и день» стеречь его перед входом в храм, но войти вовнутрь не смели[5]. Правда, вынуждено прятаться в храме не считалось почётным — там, в 1338 году, даже симпатизировавший запётому в храме от черни архимандриту, официальный новгородский летописец отметил: «а оже кто в подъ другомъ копаетъ яму, самъ впадется в ню».[5] В 1342 году во время межкончанской розни знатного неревского боярина Матвея Коску насильно «всадиша въ церковъ»[6]. Даже являясь главным вечевым храмом города, статус собора Св. Никола получит уже в Московский период. В эпоху Новгородской независимости он считался лишь церковью.

До того, как собор стал главным вечевым храмом, он, по мнению Т. Ю. Царевской минимум по 1136 год находился под юрисдикцией приходящих в Новгород русских князей[7]. Правда, считается, что княжескую резиденцию перенесли с Ярославова дворища за город на Рюриково Городище ещё в XI веке. Тем не менее, в 1136 году (уже после отделения Новгорода от Киева) князь Святослав Ольгович назло новгородцам, «венцася своими попы у Святого Николы»[1]. Правда, как это подчёркнуто в официальной новгородской летописи, новгородский владыка Нифонт заявил, что Святослав недостоин своей суженной — «не достоить ея пояти». Однако новгородцы, хоть уже и основавшие независимую республику, тем не менее не смогли воспрепятствовать венчанию в княжеском храме[1].

Архитектурные особенности

Николо-Дворищенский собор занимает главное место в архитектурном ансамбле новгородского Торга, где находилось ещё девять церквей. Он представляет собой обширную парадную постройку; это пятиглавый, шестистолпный, трёхапсидный храм с нартексом, в его очертаниях внятно прочитывается влияние Софии, напротив которой он и располагался. Архитектурный декор фасадов Никольского храма сдержан и строг, они расчленены лопатками на прясла и завершаются простыми закомарами.

Внутреннее пространство храма разделено шестью крещатыми в плане столбами на три нефа, из которых средний много выше боковых; каждый неф завершён подковообразной апсидой. В целом архитектура собора отвечает киевской архитектурной традиции начала XII века.

В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Однако из всего их богатства сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде и «Иов на гноище» на юго-западной стене — фреска с изображением страданий Иова Многострадального, на которого дьявол нагнал болезнь. Его жена, чтоб не заразиться, вынуждена была кормить его с палки. Ныне этот бесценный памятник древнерусской живописи оказался в позже образованном за счёт поднятия пола храма подцерковье. К тому же как бы в подвале — почти за 900 лет культурный слой поднялся на 1,5 метра.

Лестницы, расположенной рядом с фреской, прежде не существовало. На полати входили с наружной стороны храма, где с западного угла южной стороны по-прежнему видны следы нетипичного для сводчатых окон храма большого прямоугольного дверного проёма. Прежде считалось, что проход осуществлялся через подвесную галерею, шедшую от стоявшего рядом деревянного старинного дворца Ярослава Мудрого. Однако проходившие летом 2007 года раскопки с южной стороны храма опровергли тезис о расположении рядом дворца [8]. Очевидно, вместо галереи использовалась наружная лестница.

Советский период

После закрытия в 1930-х годах, собор был передан в пользование Госбанку под контору и клуб. Возвращен верующим в 1945 году. В 1946 году патриарх Алексий I подписал обращение в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР с просьбой разрешить общине верующих при Никольком соборе восстановить западную пристройку собора и обустроить в ней зимнюю церковь. Ходатайство было удовлетворено. В 1953 году на средства прихожан была отремонтирована соборная колокольня[9].

Вторично закрыт в 1962 году, после чего в соборе была размещена экспозиция научно-атеистического отдела Новгородского государственного объединённого музея-заповедника[10], в куполе — городской планетарий.

В 1994—1999 годах при финансировании Ганзейского союза нового времени была проведена повторная реставрация собора. Авторы проекта — группа новгородский инженеров и архитекторов под руководством Г. М. Штендера.

В ходе реставрации были восстановлены четыре малые главы собора и устроено медное позакомарное покрытие кровли.

Ссылки

Примечания

  1. ? 1 2 3 Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. ПСРЛ Т.3М.,2000. С.24,209.
  2. ? Янин В. Л. Средневековый Новгород. М., 2004. С. 79.
  3. ? Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. ПСРЛ Т.3М.,2000. С.66-67,271-72.
  4. ? Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. ПСРЛ Т.3М.,2000. С.58,259.
  5. ? 1 2 Новгородская I летопись старшего и младшего изводов. ПСРЛ Т.3 М.,2000. С.100, 347.
  6. ? I летопись старшего и младшего изводов. ПСРЛ Т.3М.,2000. С.356.
  7. ? Царевская Т. Ю. Николо-дворищенский собор. М., 2003. С. 14..
  8. ? Опровергнута гипотеза о расположении дворца новгородских князей
  9. ? А. Н. Трифонова. Великий Новгород в XX веке. Изд-во «Северный паломник», 2009
  10. ? Культура Новгородской области



Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.