• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Собор Святого апостола Павла (Гатчина)
Православный собор
Собор
святого апостола Павла
Gatchina. Sobornaya street 1.jpg
Страна Россия
Город Гатчина, Соборная улица, дом 26
Конфессия Православие
Епархия Санкт-Петербургская
Тип здания Собор
Архитектурный стиль псевдорусский
Автор проекта Р. И. Кузьмин при участии К. А. Тона
Основатель Николай I
Первое упоминание 1845 год
Строительство 1846—1852 годы
Приделы Главный — святого апостола Павла, правый придел — святых равноапостольных царей Константина и Елены, левый придел — святой равноапостольной Марии Магдалины; нижний храм: главный — пророка Иоанна Крестителя и южный — иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Реликвии и святыни Икона святого Пантелеимона с частицей мощей
Статус Охраняется государством
Состояние Отличное
Сайт Официальный сайт

Координаты: 59°33?53.6? с. ш. 30°07?48? в. д.? / ?59.564889° с. ш. 30.13° в. д. (G) (O)

Собо?р свято?го апо?стола Па?вла — православный собор в городе Гатчина.

Храм принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, является центром Гатчинского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Владимир Феер.

Содержание

История

До середины XIX века приходской церковью Гатчины служила госпитальная церковь святого апостола Павла, построенная в 1823 году. Этого храма было достаточно для небольшого населения города.

С начала 1840-х годов в городе стали проводиться ежегодные военные манёвры, наметился быстрый рост его населения. А в 1845 году был утвержден новый план Гатчины, значительно расширивший её территорию. Городской доминантой должен был стать собор. В 1845 году главноуправляющий Царского Села Я. В. Захаржевский уведомил Гатчинское дворцовое управление о том, что Николай I повелел выделить сумму на строительство собора с условием, чтобы проектируемый храм был по размеру меньше Царскосельского, но больше Петергофского соборов. Место для постройки — на образовавшемся здесь естественном возвышении на Малогатчинской улице — лично выбрал сам император.

Разработкой проекта занимался Роман Иванович Кузьмин, вероятно, при участии К. А. Тона.

Закладку храма совершил 17 октября 1846 год настоятель гатчинской дворцовой церкви протоиерей Александр Окин в присутствии императора. Строительство собора завершилось летом 1852 года.

29 июня того же года главный придел собора был торжественно освящён митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Никанором (Клементьевским) в присутствии великого князя Константина Николаевича.Оба боковых придела были освящены в тот же день.

В 1891 году при соборе было построено 2-х этажное каменное здание церковно-приходской школы для мальчиков и девочек, состоявшей в заведовании соборного настоятеля.

В 1895 году в Гатчине было открыто отделение Братства Пресвятой Богородицы, устроен братский хор и хор певчих при соборе.

В конце XIX века при соборе был учрежден отдельный эстонский притч из священника и псаломщика, совершавший службы на эстонском языке. В 1908 году был устроен отдельный приход с храмом.

При соборе существовало попечительство.

В 1915 году был осуществлен капитальный ремонт собора. Торжественное освящение обновленного собора 27 сентября 1915 года совершил епископ Ковенский Елевферий (Богоявленский) — родной брат настоятеля собора.

В 1920 году для служб в зимнее время в крипте собора был устроен нижний храм во имя св. Иоанна Крестителя. Он был освящён 24 октября 1920 г. митрополитом Вениамином (Казанским).

В 1922—1923 годах причт собора присоединился к обновленчеству.

Богослужения в соборе были прекращены в феврале 1938 года, в связи с арестом всех его священнослужителей, хотя официально он был закрыт по постановлению Леноблисполкома от 11 мая 1939 г. Имущество собора было конфисковано. Иконостас, разобранный на дрова, был приобретён и сохранён жительницей Гатчины прихожанкой собора Варварой Филипповной Прозоровой (1876—1957). В 1939-1940 годах в здании начали сооружать межэтажное перекрытие, при этом колонны в интерьере были вырублены от пола на половину высоты.

Осенью 1941 года после оккупации города немецкими войсками в подвальном приделе собора были возобновлены богослужения.

В 1944 году, когда Гатчина была освобождена воинами Советской Армии, собор посетил митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) и благословил начало ремонта верхнего храма. Вскоре там был устроен временный фанерный иконостас.

30 декабря 1946 г. в нижнем храме, настоятелем Николо-Богоявленского морского собора Ленинграда протоиереем Павлом Тарасовым был освящён небольшой правый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». А главный придел нижнего храма во имя Иоанна Крестителя, после установки нового иконостаса, был заново торжественно освящён 31 октября 1948 г. епископом Лужским Симеоном (Бычковым).

Полное восстановление собора осуществлялось позднее, в 1946-1949 годах. В результате реставрационных работ интерьеру собора почти полностью возвращен первоначальный облик. Иконостас, сохранённый В. Прозоровой, был возвращён на прежнее место. 30 октября 1949 года центральный придел собора был торжественно освящён митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым).

12 июля 1952 года собор торжественно праздновал свое 100-летие. Божественную литургию и благодарственный молебен в соборе совершали митрополит Григорий и епископ Таллинский Роман (Танг). 13 июля епископ Роман торжественно освятил восстановленный правый придел во имя святых Константина и Елены.

Восстановленный левый придел св. Марии Магдалины был торжественно освящён 25 октября 1956 году епископом Старорусским Сергием (Голубцовым).

В 1979 году в соборе повешены новые паникадилами: большое, трехъярусное в главном нефе и два малых, двухъярусных — в боковых.

12 июля 1977 года собор отметил свое 125-летие. К этой годовщине был произведен внешний и внутренний ремонт здания. Божественную литургию в юбилейный храмовый день совершал епископ Тихвинский Мелитон (Соловьев).

Архитектура, убранство

Собор сохранил до настоящего времени практически без изменений.

Собор пятиглавый, каменный. Кубическое здание храма стоит на высокой подклети, полукруглая абсида с востока и выступ центральной части западной стены делают его крестообразным в плане. Каждый фасад собора членится сдвоенными пилястрами на три части, средняя из которых почти вдвое шире боковых. Все членения завершены килевидными закомарами. Полуциркульный перспективный портал главного входа с окном-розой. Такие же розы украшают южный и северный фасады.

В тимпанах закомар размещены круглые ниши с горельефными изображениями святых: Петра и Павла, Константина и Елены, Николая Чудотворца и Марии Магдалины. Наружная лепка производилась И. Дылевым.

Центральный купол двенадцатигранный с шестью окнами, раскрыт в храме. Боковые купола меньше по размеру, восьмигранные с четырьмя открытыми окнами; имеют декоративный характер. Два из них являются звонницами. Кресты для куполов с цепями и позолотой были изготовлены на Санкт-Петербургском гальванопластическом и литейном заводе. По личному указанию Николая I купола оставили не золочеными.

Колокола в количестве 9 штук были отлиты на Валдае купцом Стуколкиным. Самый большой из них весил 296 пудов.

Главный престол собора освящён во имя Святого апостола Павла, правый придел — во имя Святых Константина и Елены, левый придел — во имя Марии Магдалины.

Главный и поперечный нефы собора значительно шире и выше угловых компартиментов. Ветви центрального креста украшены большими коринфскими колоннами, спаренными у подкупольных пилонов. Стены собора светло-зеленые. Над притвором устроены хоры, расположенные на большой высоте. Солея поднята на пять ступеней, перед главным иконостасом она значительно шире, чем в приделах.

Иконостасы в соборе были изготовлены по рисунку археолога Ф. Г. Солнцева резчиком Скворцовым из греческого кипариса. Иконостасы были выполнены двухъярусные, с резьбой и украшениями из красной фольги. Над царскими вратами и над иконами местного чина сделан резной карниз. В главном алтаре в два яруса расположились иконы святых-покровителей членов императорской фамилии. Все иконы живописные были написаны художником П. М. Шамшиным. У царских врат среднего иконостаса, по воле Николая I, помещена копия с иконы Филермской Божьей Матери, находившейся в церкви Зимнего дворца (художник Бовин). Остальные иконы иконостаса были написаны Ф. А. Бруни, М. И. Скотти, Ф. С. Завьяловым, В. А. Серебряковым, А. Ф. Перницем. сторические образа иконостаса были утрачены, и, после возобновления служб в храме, были написаны новые.

Ф. С. Завьяловым выполнена также стенная живопись — Спаситель Благословляющий в главном алтаре над престолом, два ангела и апостолы Петр и Павел по обеим сторонам от алтаря, в нишах клиросов — Иоанн Предтеча и пророк Моисей. В куполе — двенадцать пророков и четыре евангелиста работы П. М. Шамшина.

На стенах собора, ближе к выходу, в кипарисовых рамах висели вызолоченные доски, на которых были начертаны названия полков, служивших в Гатчина при Павле и из которых впоследствии был сформирован лейб-гвардии Егерский полк (в 1856—1871 годах — лейб-гвардии Гатчинский полк).

Святыни и реликвии

  • Икона святого великомученика Пантелеимона, с нагрудной частицей его мощей, пожертвованная 20 августа 1871 года вдовой придворного лакея Агафьей Константиновой в Екатерининского собора в Царском Селе. На серебряной оправе частицы — греческие и грузинские надписи, а также сургучная печать патриарха Анфима. Икона была изъята из Екатерининского собора в марте 1938 года, затем вывезена немцами в Прибалтику. После Великой Отечественной войны возвращена в Ленинград, и митрополит Григорий передал её в собор апостола Павла.
  • Икона Божией Матери Филермская с изображением десницы Иоанна Крестителя. Копии, созданные в 1919 году. Напоминание о святынях, подаренных мальтийскими рыцарями Павлу I. Ежегодно 11 октября святыни доставляли из столицы в Гатчинскую дворцовую церковь, где совершалось всенощное бдение, а в сам день праздника — ранняя литургия. Затем их переносили крестным ходом в Павловский собор на поклонение верующим. В 1917 году по обычаю доставленные в Гатчину святыни остались после Октябрьской революции в Павловском соборе на постоянное хранение. Но в ноябре 1919 году при отходе войск Н. Н. Юденича из-под Петрограда, они, по приказу белогвардейского командования, были вывезены в Таллин, откуда позже попали в Западную Европу. В соборе же были созданы «копии» святынь: образ Богоматери, мера и подобие чудотворного и живописное изображение кисти десной руки св. Иоанна Крестителя.
  • Серебряные с позолотой венцы и ризы для икон правого придела, подаренные И. А. Ганнибалом.
  • Мощи Марии Гатчинской.

Настоятели

Настоятели собора [1]
Даты Настоятель
22 июня 1852 — 2 марта 1890 протоиерей Владимир Андреевич Славинский (1824—1890)
13 апреля 1890 — 27 октября 1891 священник Александр Иоаннович Вознесенский (1837—1902)
27 октября 1891 — 20 февраля 1904 протоиерей Николай Иоаннович Судаков (1853—1905)
20 февраля 1904 — 6 октября 1912 протоиерей Владимир Захарович Образцов (1856—1912)
6 октября 1912 — 3 ноября 1919 протоиерей Иоанн Яковлевич Богоявленский (1879—1949)
9 сентября 1920 — 19 ноября 1933 протоиерей Андрей Матвеевич Шотовский (1860—1933)
1933 — 24 февраля 1938 протоиерей Алексий Александрович Благовещенский (1873—1938)
сентябрь 1941 — август 1942 протоиерей Александр Михайлович Петров (1891—1942)
25 августа 1942 — 5 июня 1949 протоиерей Феодор Фёдорович Забелин (1868—1949)
30 июня 1949 — 1 ноября 1949 протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899—1971)
1 ноября 1949 — 3 июня 1955 протоиерей Пётр Иоаннович Белавский (1892—1983)
10 июня 1955 — 26 мая 1956 протоиерей Василий Васильевич Раевский (1889—1974)
26 мая 1956 — 21 февраля 1973 протоиерей Иоанн Афанасьевич Кондрашов (1918—1989)
21 февраля 1973 — 31 октября 1974 игумен Кирилл (Леонид Владимирович Начис) (1920—2008)
31 октября 1974 — 12 ноября 1976 протоиерей Иоанн Георгиевич Преображенский (1915—1991)
12 ноября 1976 — 19 июля 1989 протоиерей Иоанн Афанасьевич Кондрашов (1918—1989)
15 ноября 1989 — 20 января 1993 протоиерей Михаил Петрович Юримский (род.1932)
7 сентября 1993 — настоящее время протоиерей Владимир Михайлович Феер (род. 1958)

Традиции

Ежегодно торжественно празднуется День пренесения мальтийскийх святынь в Гатчину (12/25 октября). Накануне служится всенощное бдение. Изображения мальтийских святынь полагают на середине храма. На праздничной утрени, после пения полиелея, священнослужители и прихожане под звон колоколов следуют крестным ходом со святынями из верхнего храма в нижний. Во время шествия поется особое величание: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея руки пренесение». В нижнем храме заканчивается бдение, там же обычно служат и раннюю литургию в сам день праздника. Поздняя литургия совершается архиерейским чином в верхнем храме. А затем ежедневно в течение месяца, до дня отдания праздника, у изображений мальтийских святынь поются молебны.

Примечания

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.