В Санкт-Петербурге уже больше десяти лет работает Центр социальной адаптации святителя Василия Великого. Сюда попадают условно осуждённые дети и подростки. В наше время в Санкт-Петербурге каждый год осуждают почти девятьсот малолетних правонарушителей. Среди них есть такие, кто был осуждён условно и снова попал под суд. Вот этими ребятами и занимаются специалисты Центра. Создать этот благотворительный фонд предложил настоятель церкви Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр (Степанов). В Центре подопечные занимаются после школьных уроков гончарным делом, штангой, паркуром, ходят в кино, музеи, на концерты, в бассейн, на каток, ездят в другие города на экскурсии. К сожалению, он находится под угрозой закрытия.
В Центр условно осуждённые поступают по решению суда, но и их собственное желание обязательно учитывается. Подросток, за плечами которого кражи, распространение наркотиков, грабежи, сам должен решить, где будет отбывать срок наказания. В колонии или по месту жительства он живёт всё в той же привычной среде. В Центре ему помогают работать над собой, встать на путь исправления педагоги, психолог, соцработник, консультанты для родителей, преподаватели рабочих профессий.
Условия жизни здесь близки к домашним, и учатся ребята в обычных школах, но под строгим контролем сотрудников. В случае прогула или опоздания ребёнка переводят на домашнее обучение. Если нет нарушений – в награду разрешается ходить домой в выходные дни. Связь не теряется и после окончания срока наказания. Курить им не запрещают, но и не одобряют эту привычку. Есть такие воспитанники, которые уже через месяц–полтора бросают курить. Смене привычек способствует то, что все сотрудники Центра Василия Великого православные. Иконы в комнатах, молитвы взрослых перед едой, посещение храма – всё это приближает детей к иным ценностям, иному образу жизни.
Сотрудничество с 633-й школой даёт ребятам и профессиональную подготовку. После школы многие выпускники идут учиться дальше и могут осознанно найти работу, например, на сайте Job,ru и других.
Из-за проблем с финансированием Центр, с его налаженной системой реабилитации трудных подростков, может прекратить своё существование. Такое уже было несколько лет назад, когда для его спасения работник учреждения продал собственное жильё. Неужели это не общее дело?