Приют «Ковчег» при возрождавшемся Свято-Троицком Стефано-Махрищском монастыре во Владимирской области появился нежданно-негаданно. В здешней воскресной школе учились воспитанницы сельского приюта. Они познакомились с двумя девочками, жившими в обители (где работали их мамы), и почувствовали, что им тут хорошо. Морозным вечером накануне Рождества шесть девчушек пришли и попросили оставить их насовсем. Такого поворота событий в монастыре не ожидали, но пришельцев у себя оставили.
Приехавшая разбираться комиссия разрешила оставить детей. Настоятельница матушка Елисавета благословила доброе дело, и девочки стали жить в помещении монастырской библиотеки. Приют возглавила мать Амвросия, в миру учительница. Она нисколько не похожа на традиционный киношный образ руководительницы монастырского приюта. Вскоре нашлись благодетели, и через год появился уютный двухэтажный дом. Там есть кухня, гостиная, библиотека, живой уголок, классная комната и даже небольшой спортзал.
Сейчас в приюте тридцать девочек. Младшей два годика, старшим – по 17 лет. Разными путями они пришли сюда. Одну малышку, которая самозабвенно читает стишок про косолапого мишку, нашли в нетопленой избе, где она ползала по полу и искала хлебные крошки. Другую, которая поёт теперь в хоре, подобрали на улице. Что же так привлекает сюда детей, у многих из которых есть родители? Наверное, их привязанность можно объяснить одним словом – любовь. А где любовь, там и семья. Молодую монахиню Иустинию младшие называют мамой. Она и косички им заплетёт, и на ручки возьмёт, и книжку почитает. Так и видится, как по вечерам в спальнях загораются настольные лампы, мамы-монахини подсаживаются к постелям детишек и читают им на ночь сказки. А кровные родители изредка навещают детей и, убедившись, что всё у них хорошо, удаляются восвояси. И совесть их спокойна.
Девочки получают и церковное, и светское образование в общеобразовательной школе, учатся и в музыкальной, и в художественной, ездят на экскурсии, путешествуют по святым местам, радостно и весело проводят праздники. У них есть и велосипеды, и плееры, и компьютерный класс, и учитель танцев приглашён из Москвы. Они не заперты в обители. Сёстры, среди которых есть врачи и психологи, стараются, чтобы воспитанницы получили представление о жизни не только в монастыре, но и за его пределами. Они живут с детьми одной жизнью, воспринимают их беды и радости, как свои. А этого как раз не хватает многим другим монастырским приютам.
Всё же монаху, отрешившемуся от мира, нелегко понять внутренний мир ребёнка. Но из девочек не стараются вырастить монахинь, им предоставляется полное право выбора жизни после приюта. Главное – чтобы стали хорошими людьми, которые помнят о Боге. Две воспитанницы мечтают поступить в школу полиции в Александров. А самые первые выпускницы поступили в музыкальное и медицинское училища. Благотворители и сёстры следят за тем, как устраивается их дальнейшая жизнь. Можно надеяться, что успешно, потому что здесь девочки получили духовную и нравственную опору, которой были лишены в семье.