Протоиерей Леонид (Кучерук) служит старшим священником следственного изолятора №4 в Москве. Своё тюремное служение он начал в 2004 году с нуля.
А было это так: ему, второму священнику одного из московских храмов, позвонил Благочинный и предложил послужить …в тюрьме. Для отца Леонида предложение явилось полной неожиданностью. О таком служении он раньше никогда не думал, однако принял новое назначение и отправился в СИЗО №4.
Трудностей поначалу было много, но радовало то, что местное руководство встретило священника приветливо.
Поначалу батюшка организовал домашнюю церковь в комнате, потом ему выделили библиотеку. Для обустройства храма в библиотеке отцу Леониду дали хозяйственную бригаду из 60 человек, среди которых нашлись мастера на все руки. Один вырезал иконостас из дерева, другие выложили пол кафелем, третьи красили, ремонтировали… Помогали и благотворители, и волонтёры. Одна из прихожанок храма, где раньше служил отец Леонид, внесла пожертвование на иконы и утварь.
Наставником в деле проповедования и общения с заключёнными для нового тюремного священника стал протоиерей Николай (Матвиенко), который прослужил десять лет в Бутырской тюрьме. Ему довелось ходить по камерам, где среди прочих содержался и зять Брежнева, крестить, исповедовать, причащать осуждённых на смертную казнь (тогда она ещё не была отменена). Человек крепкого здоровья, бывший спортсмен, отец Николай скончался от четвёртого инсульта – так тяжело далось ему тюремное служение. Он учил новичка быть искренним, идти к людям за решёткой с открытым сердцем, иначе разговора не получится. Но не забывать об осторожности: ничего не передавать ни с воли, ни на волю.
Своё первое общение с заключёнными священник запомнил надолго. Он вошёл в камеру, где находилось десять человек. Дверь воспитатель оставил открытой, а сам стоял неподалёку. Обитатели камеры, среди которых было большинство мусульман, оказались обычными людьми и православного батюшку слушали с интересом. Разговор получился. Нескольких мусульман он потом крестил. Из тех, кто освободился, некоторые приезжают к духовному отцу: кто-то исповедаться, кто-то за помощью, а кто-то просто поговорить.
За годы служения в СИЗО №4 отец Леонид стал старшим священником, под его началом служат ещё восемь батюшек. Построен спортзал,открыта воскресная школа для взрослых, где прихожанка с воли ведёт закон Божий, отвечает на вопросы не только заключённых, но и сотрудников СИЗО. Одной домовой церкви не хватает для двух с половиной тысяч человек, есть идея устроить второй храм, а ещё – организовать трансляцию по камерам церковного пения, проповедей.
Сам протоиерей регулярно навещает свою паству, и его сопровождает матушка, которая читает, поёт на Литургии, выступает в роли регента. Родственникам заключённых батюшка советует не отчаиваться, а молиться за них, особенно это касается матерей – их молитва сильнее всего.