Отец Элевферий снимает со стены икону святого Георгия Неапольского, мученика конца 18 века. Она изображает процессию епископов, духовенства и верующих, покидающих старинную христианскую провинцию Каппадокия. Христиане несут мощи мученика и составляют длинную линию, символически протягивающуюся до Греции, где они искали убежище от оттоманского преследования. По всему пути – оставленное имущество: еда, инструменты, горшки. Беженцы оставляли всё. «У них и было немного добра. У них была только вера, – говорит отец Элевферий. – История повторяется. Кризис тогда, кризис сейчас». Отец Элевферий – не единственный, кто видит параллели между историей, запечатленной на греческих иконах и современностью.
Он же рассказывал в одном интервью историю о бизнесмене из его прихода в Неаполисе около Фессалоник. До кризиса бизнесмен оплатил дорогие орнаментальные украшения мощей святого Георгия, в кризис потерял всё, даже дом отошел к банку, и сейчас он получает пищу от церкви. Недавно бизнесмен снова запустил свой строительный бизнес в меньших масштабах. А многие и не надеются, что смогут оправиться от нанесенных кризисом ударов. «Многие, жившие хорошо, упали до уровня пола. Случается много семейных драм, самоубийств, мы видим много нищеты. У некоторых было всё, а теперь нет ничего. Некоторые даже оказались в тюрьме».
Гуляя по Фессалоникам или Афинам, можно не заметить признаков кризиса. Эти великие города имеют почти нормальный вид. Люди идут на работу и с работы, заходят в магазины, на дорогах царит знаменитый греческий хаотичный и агрессивный стиль вождения. Однако переговоры Греции и тройки ее главных кредиторов тянутся бесконечно, как мыльная опера, и оснований для оптимизма пока нет. Церковные трапезные кормят около 16 тысяч греков (в 2009 – около 6 тысяч). В Фессалониках приход святого Георгия работает не только как бесплатная кухня, но и как служба занятости и анонимной помощи. Причем иногда помощь одному может принести пользу и другим, рассказывает отец Элевферий. А отец Спиридон из другого прихода в Фессалониках говорит, что каждая личная ситуация особенная. Хорошо, что люди доверяют священникам. «Если они могут видеть нас не как святых, а как реальных людей, тоже имеющих желудок, который надо питать, и налоги, которые надо платить, тогда мы можем установить контакт». Кризис изменил некоторые взгляды отца Спиридона. Оба священника обращают особое внимание на духовную природу кризиса и настаивают, что духовный и материальный аспекты жизни нельзя противопоставлять. «С самого начала нет хороших и плохих вещей – это мы пользуемся ими хорошо или плохо, – говорит отец Спиридон. – И идею зарабатывания денег нельзя демонизировать. Но мы должны определять критические моменты в жизни. Молитва, церковная жизнь, таинства помогают людям видеть, когда они оказываются на неправильной дороге». И чем ближе мы ко Христу, тем дальше от кризиса.