В 1984 27-летний старлей Валерий Бурков отправился в Афганистан, где годом ранее погиб его отец, а в 2017 году, став уже полковником в отставке и получив Звезду Героя, принял постриг.
Отец старлея, замначштаба ВВС 40-й армии полковник Анатолий Бурков, посмертный кавалер ордена Красной Звезды, пропустил перед собой из подбитого вертолета весь экипаж и выпрыгнул последним, когда взорвались бензобаки. После этого Валерий Бурков попросился в Афганистан, потому что обещал отцу приехать «служить под его крылом». Однажды спас мирного афганца, которого схватили, приняв за душмана и решили «пустить в расход» на всякий случай, чтобы «не думалось», и считает это единственным и на войне, и вообще в жизни настоящим поступком. Про войну же говорит, что никто не ненавидит ее больше военных, особенно воевавших. Война – очень тяжелое, противоестественное дело.
Затем под ногами Валерия Буркова взорвалась мина, спрятанная под камень – «вляпался по-глупому». Ему ампутировали ноги до колен, но спасли правую руку, которой тоже грозила ампутация. После этого старлей вспомнил Маресьева и решил, что тоже сможет и жить, и летать без ног.
Костылями Валерий ни разу не воспользовался, учился ходить на протезах, держась за свою инвалидную коляску. Через полгода играл в волейбол, ездил на велосипеде, через год вернулся на службу. В Афганистан не взяли, но летать разрешили. Как Маресьев, Валерий без ног не только летал, но и танцевал. С будущей женой Ириной познакомился в кафе в Монино, пригласив на танец. Та отнеслась к нему прохладно. На следующий день Валерий в кафе не пришел и кто-то рассказал Ирине, что он в кровь стёр ноги на протезах, Ирина призналась, что в тот момент поняла: это её мужчина.
В 1991 Валерий Бурков получил звание Героя Советского Союза, от которого ранее отказался, попросив вместо этого вернуть в строй. Через 13 лет после ранения вышел в отставку в звании полковника. На пенсии полковник Бурков побывал председателем президентского комитета по делам инвалидов, советником Бориса Ельцина в той же сфере. Потом признавался: год в Кремле – хуже трех лет в Афгане. Полковник возглавил партию «Русь», рассматривался как перспективный кандидат в губернаторское кресло, создал фонд «Герои Отечества», побыл депутатом областной думы, управлял ТЦ, но в душе была пустота. Валерий понял: политика, как и бизнес, – не его, «душа становится каменной». Прошел через темный период из-за любви к застольям с друзьями, затем понял, насколько верна поговорка о том, что дьявол не может сделать завлекательным ад, поэтому делает привлекательным путь в него. За один день полковник бросил пить и курить в подарок жене на юбилей и считает этот день своим вторым соприкосновением с Богом, когда почувствовал, что Он есть. Первое было в Афганистане, когда старлей трижды за сутки пережил клиническую смерть и осознал: есть вечность и жизнь после смерти. Третье соприкосновение, навсегда изменившее жизнь Валерия Буркова, произошло, когда его дача стала приютом нуждающихся в помощи. «Первой ласточкой» стал дальний родственник, глушивший депрессию алкоголем. После того, как Валерий помог ему, дом постепенно стал пристанищем попавших в трудную ситуацию, а затем превратился в Центр многопрофильной помощи им. Помогал советами игумен Саввино-Сторожевского монастыря Пантелеимон. К собственной первой исповеди Валерий Бурков шел много лет, а когда созрел, исписал, как военный аналитик, 7 страниц. Духовник признался, что такого еще не видал. Валерий на исповеди заявил, что не нашел в себе гордыни. Духовник улыбнулся: ничего, Господь еще откроет. И открыл на следующий же день, так что полковник ухахатывался над собой: «слона и не приметил».
Постепенно «мирская» жизнь стала не очень интересной, появились мысли о монашестве. Однажды знакомый батюшка позвал к оптинскому старцу Илию. Валерий чуть не ушел, ничего не спросив, но батюшка подтолкнул, сказав, что нельзя упускать такую возможность. Валерий спросил, есть ли воля Божия на его постриг. Старец после, как показалось Валерию, бесконечной паузы благословил. Жена отпустила. В 2016 году полковник Валерий Бурков стал иноком Киприаном и вскоре стал во главе Центра помощи «Добрый самарянин».