Объявленная правительством столицы программа постройки двухсот модульных быстровозводимых храмов шаговой доступности вызвала множество конфликтов между разными заинтересованными сторонами.
Как известно, за годы Советской власти в столице было уничтожено около 1000 церквей, а население её с 1920 года до наших дней выросло почти в 10 раз - это только по официальным данным. Следовательно, рассуждают те, кто поддерживают строительную программу, двести православных храмов - это капля в море, необходимый минимум для москвичей. С другой стороны, в современной России православными себя считают лишь около 3/4 населения в среднем по стране, но воцерковлённых верующих, которым необходим постоянный удобный доступ в храм - очень малая часть, остальные посещают церковь всего несколько раз в год и вполне готовы для этого проехать несколько станций на метро. Да и национальный состав москвичей давно уже включает в себя значительную долю мусульман и лиц других вероисповеданий.
Столкновения интересов происходят, как правило, между жителями района, где будет возводиться храм, и властями; либо между двумя группами жителей, желающих взаимно противоположного. Компромисса достигнуть удаётся далеко не всегда и не везде. Торопясь отрапортовать об успешном выполнении программы в том или ином районе, местные власти зачастую пренебрегают процедурой общественных слушаний, либо слушания проводятся с нарушениями, делающими их нелигитимными. Например, об общественных слушаниях не оповещают население должным образом либо проводят их в неудобное для большинства время; приглашают к участию в них заинтересованных представителей других районов и округов; да и сама человеческая природа такова, что на слушания придут, как правила, лица, имеющие интерес в заявленном проекте; те же, кто хочет сохранения в районе статус-кво, проявляют скорее пассивную позицию. Пассивную до тех пор, пока у них перед носом вдруг не начинается неожиданное строительство, а недовольным объявляют, что слушания были проведены, и все кругом согласны на постройку.
Например, на слушаниях в управе Голотвинского района присутсвовали жители района Коптево - целая церковная община, возглавляемая отцом-настоятелем. Имели ли они право выражать своё одобрение на строительство в соседнем районе? Видимо, нет, тем не менее, их мнение было учтено и постройка получила одобрение.
Согласно традиции, церквям на Руси отводили лучшие, высокие и красивые места. Но случается, что удобное место уже облюбовали местные жители для своего отдыха, и, естественно, строительство там вызывает их протест. Такая ситуация сложилась, например, в Строгино, где под строительство храма была выделена возвышенность в Москворецком парке. Все местные дети катаются там зимой с горки, взрослые - на лыжах, а теперь доступ им туда будет закрыт. Возмущённые жители вышли на митинги, и московская власть пошла им навстречу, выделив другое место под строительство.
Такие ситуации не улучшают репутацию Церкви и вызывают накал и противостояние в обществе. В то же время, в Москве есть огромное множество неиспользуемых территорий, строительство на которых не причинит никому неудобства. Чтоб избегнуть конфликтных ситуаций, обе стороны должны быть готовы к определённым компромиссам: церковным властям соглашаться на менее благоустроенные и престижные участки, жителям - принимать тот факт, что у них была возможность повлиять на ситуацию в ходе общественных слушаний, и что вина за собственную пассивность лежит на них самих. Местным же властям необходимо проявлять больше гибкости, предлагая разнообразные варианты при выборе места для строительства, учитывающие интересы всех сторон; своевременно оповещать население о проведении общественных слушаний и обеспечивать легитимность этой процедуры; разрешать назревающие конфликты, не доводя дело до открытой конфронтации.