Георгий Иеронимович Садзаглишвили
?????? ????????? ?? ????????????
Рождение:
10 ноября 1855(1855-11-10)
Смерть:
26 июня 1918(1918-06-26) (62 года)
Кирион II (груз. ?????? II, в миру Георгий Иеронимович Садзаглишвили, груз. ?????? ????????? ?? ????????????; 10 ноября 1855 — 10 июня 1918) — первый католикос-патриарх Грузии после провозглашения автокефалии грузинской церкви, грузинский историк и религиозный деятель. Канонизирован святым синодом Грузинской православной церкви в 2002 году.
Патриарх Кирион, в миру Георгий Садзаглишвили, родился в деревне Никози в Грузии, в семье священника.
Получил образование в духовных семинариях Тбилиси (1876 год) и Киева (1880 год) и был назначен инспектором Одесской семинарии в 1880 году. После возвращения Грузию в 1883 году он преподавал в богословских школах Гори, Кутаиси и Тбилиси. В этот период он опубликовал несколько своих работ по истории Грузинской церкви под псевдонимом Ивериели и Никозели. Он изучал и собирал уникальные грузинские средневековые манускрипты, собирал древние грузинские монеты, записывал грузинский фольклор, спонсировал талантливых грузинских студентов и переписывался с заинтересованными историей Грузии западными историками.
После смерти жены и детей он постригся монахом, принял имя Кириона и стал архимандритом ватахевского монастыря в 1896 году.
23 августа 1898 года хиротонисан во епископа Алавердского, викария Грузинской епархии. Хиротонию совершали в Тифлисском Сионском кафедральном соборе: экзарх Грузии Флавиан, епископы: Гурийско-Мингрельский Александр, Имеретинский Виссарион и Горийский Леонид.
С 12 августа 1900 года — епископ Горийский, викарий Грузинской епархии.
В 1900-ых годах, во время дебатов о будущем грузинской церкви, Кирион был горячим приверженцем восстановления автокефалии. Из-за этого его сослали из Грузии в Каменецк-Подольск.
С 10 марта 1902 года — епископ Балтский, викарий Подольской епархии.
С 3 мая 1903 года — епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии.
С 23 апреля 1904 года — епископ Орловский и Севский.
С 3 февраля 1906 года — епископ Сухумский; переведён на эту кафедру по собственному желанию.
С 25 января 1907 года — епископ Ковенский, викарий Литовской епархии.
В 1908 году русский экзарх в Тбилиси был убит, вследствие чего было решено снять грузинских епископов с их постов[1]. С Кириона сняли сан епископа и сослали в Куряж, Украина, а затем в Санаксарский монастырь, Россия. В 1915 году его восстановили в сане и назначили епископом в Полоцке, а затем в Витебске. Кирион сумел вернуться в Грузию только после Февральской Революции. В сентябре 1917 года Кириона приветствовали в Грузии как духовного лидера. 12 марта 1917 года была восстановлена автокефалия грузинской церкви, и Кириона избрали патриархом Грузии. Интронизация произошла в соборе Светицховели.
27 июня 1918 года патриарха Кириона нашли убитым в его резиденции в Марткопи. Смерть Кириона остаётся одной из главных загадок того времени. Кириона похоронили в Сиони.
Канонизирован святым синодом Грузинской православной церкви в 17 октября 2002 года.[2][3]
Сочинения
«Никозский храм и его древности». «Духовный Вестник Грузинского Экзархата» 1881, № 2.
«Религиозно-политические сношения Православной Грузии с единоверной Россией». (Юбилейный номер). «Духовный Вестник Грузинского Экзархата».
«Характер Грузинской (Иверской) Церкви и ее значение для православия». «Пастырь» 1886, № 3.
«К вопросу о Грузинской церковной историографии». «Пастырь» 1886, № 20 и 21, 1887, № 2.
«Исторический очерк Оконской чудотворной иконы Божией Матери».
«История Промского Вознесенского храма». 1896.
«Пять дней в Карталинии». 1897.
«Ананурский Успенский собор и его окрестные достопримечательности». 1898.
«Повествование о чудодейственном камне Давидгареджийской пустыни».
«Харистикарная система и ее влияние на церковно-поземельные отношения в древней Грузии». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
«Св. Давид III-й Возобновитель, царь Грузии». (1089—1125). Тифлис, 1899.
«Жизнь и подвиги св. Антония Столпника, чудотворца Мартмкопского». Тифлис, 1899.
«Або, мученик Тифлисский». Тифлис, 1899.
«Назревший вопрос» (Ко дню столетия присоединения Грузии и России 1900 г.). Тифлис, 1900.
«Заслуги грузинского монашества и монастырей для отечественной церкви и общества». «Дух. Вестн. Груз. Экзарх.» 1896, № 22.
«Двенадцативековая религиозная борьба православной Грузии с исламом». 1900.
«Восковая свеча в Греко-Грузинской Церкви». Тифлис, 1901.
«Крест св. Нины в связи с вопросом о значении креста в древности».
«Две святыни в Кахетии».
«Давид Гараджели и его лавра». Тифлис, 1901.
«Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата в XIX веке». Тифлис, 1901. Отзыв об этом труде см. "Приб. к «ЦВ» 1901, № 47, с. 1735—1738.
«Состояние христианства в Абхазии в первой четверти XIX столетия и попытка организации в ней миссионерского дела в 1831—1834 гг.». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
«Ананурская атлешга». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
«Мцхетский храм и его реставрация». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
«Народные обычаи и их значение». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
«Новый вариант творения Александра Сергеевича Грибоедова». Сборник «Весь Кавказ», Тифлис, 1903.
"Церковно-исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность (по поводу его пятидесятилетия 1853—1903 гг.). Одесса, 1905. Отзыв об этом труде см. "Приб. к «ЦВ» 1905, № 16-17, с. 732—734.
«Четыре доклада в пользу Грузинской Церковной автокефалии». «Журн. и Проток. Предсоборн. Присутств.», т. III. СПБ, 1907, с. 43-58.
«Культурная роль Иверии в истории Руси». Тифлис, 1910, с. 445—448.
«Крест в мире языческом и христианском». Харьков, 1912.
«Лексикологический материал». (На грузинском языке в сборнике Груз. Об-ва истории и этнографии). Тбилиси, 1912—1913 гг.
«Грузинские фемы в Византии: Халдия и Иверия». Полоцк, 1916.
«Клемакс св. Иоанна на грузинском языке». Полоцк, 1916.
«Санаксарские этюды» печатались в «Полоцких Епархиальных Ведомостях» 1915—1916 гг., а отдельным издания вышли в Полоцке в 1916 году.
«Этюды» состоят из двух частей, независимых одна от другой:
Первая часть — Обилие церковных древностей в России и настоятельная необходимость открытия кафедр археологии в семинариях.
Вторая часть — Страдная эпоха (XVIII в.) русского монашества и его поборник Феодор Ушаков.
Примечания
? Lang, David M. (1962), A Modern History of Georgia, p. 178. London: Weidenfeld and Nicolson
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.