97 (99) или 101
Херсонес Таврический (современный Севастополь), Боспорское царство, Римская Империя
Почитается:
в Католической и Православных церквях
В лике:
Апостолы от семидесяти
День памяти:
25 ноября (8 декабря) в православии, 23 ноября в католицизме
Подвижничество:
апостол от семидесяти
Кли?мент I (лат. Clemens Romanus I, ум. 97, или 99, или 101) — апостол от семидесяти, четвёртый епископ (папа) римский (согласно официальной хронике Католической церкви, с 88 или 90 по 97 или 99), один из мужей апостольских. Широко почитался в Киевской Руси. Почитаем в православии как один из первых христианских проповедников в русских землях. По преданию, около 98 года был сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (район современного Севастополя), где проповедовал и встретил мученическую смерть. Память в Православной церкви — 25 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 23 ноября.
Исторических свидетельств о Клименте сохранилось мало. Возможно, именно будущий епископ упоминается апостолом Павлом в Флп.4:3:
Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.
Тертуллиан сообщает, что Климент Римский был рукоположён святым Петром. Ириней Лионский упоминает Климента как современника апостолов. Согласно Евсевию, Климент был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы.
Согласно православному житию святого Климента[1], написанному на основе раннехристианских источников, он происходит из знатной римской семьи. Вскоре после рождения Климента (30-е годы по Р. Х.), его мать и два брата отправились по морю из Рима в Афины, попали в кораблекрушение, выжили, но потеряли друг друга. Мать Климента, оплакивая потерю детей, осталась на одном из островов Восточного Средиземноморья; малолетние же братья оказались в Иудеи и были там усыновлены. Через некоторое время отец Климента отправился разыскивать пропавших членов семьи, решив не возвращаться в Рим, пока не отыщет их. Климент же взрослел в Риме, изучая науки и скорбя о пропавших родичах. Ни языческая религия, ни философия не могли дать ему удовлетворительного ответа на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Когда Клименту исполнилось 24 года, он услышал о пришествии Христа в мир и решил узнать подробнее о его учении, для чего отправился на восток. В Александрии он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее нашел святого апостола Петра, принял от него крещение и присоединился к его ученикам (среди которых оказались и пропавшие братья Климента, им не узнанные). Затем, по усмотрению Божию, во время путешествия апостола Петра были встречены мать, а потом и отец Климента; при участии апостола семья воссоединилась, родители приняли крещение. Климент стал одним из ближайших сподвижников Петра и был рукоположён им в епископы, а около 91 года, после смерти епископа Анаклета, возглавил Римскую церковь. Мудро управляя церковью во времена волнений и усобиц в Риме, Климент прославился многочисленными обращениями ко Христу, благодеяниями и исцелениями.
В период очередной волны гонений на христианство, Климент был поставлен перед выбором: принести жертву языческим богам или быть отправленным в изгнание на каторжные работы. Прибыв в каменоломни возле крупного античного города Херсонес Таврический(нынешний Севастополь), отождествляемые обычно с Инкерманскими каменоломнями [2], Климент нашел там большое число ранее осужденных христиан. Работая среди них, Климент утешал их и наставлял. Близ места работы не было воды, вследствие чего каторжане терпели значительные неудобства; вследствие молитвы святого Господь открыл водный источник. Слух о чуде распространился по всему Таврическому полуострову и многие туземные обитатели приходили креститься. Климент всякий день крестил до 500 язычников, и число христиан так увеличилось, что для них потребовалось устроить до 75 новых церквей; языческие идолы были разбиты, а капища — разрушены. В Херсонес для наведения порядка императором Траяном был направлен специальный посланник, который приказал привязать Климента к якорю и утопить в море, дабы последователи не нашли его тела. Однако по молитвам учеников Климента и остального народа, море отступило от берега на три стадия (около 500 м.), и люди нашли тело мученика [3]. Впоследствии, на протяжении семи веков (вплоть до царствования византийского императора Никифора I) море каждый год отступало на несколько дней, давая возможность приходить желающим поклониться. При этом совершались многие чудеса по молитве святого, которого прославил Господь. В начале 800-х годов море перестало отступать, однако около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софиии. Мощи были внесены в Херсонесский храм и по молитвам святого Климента много совершалось чудес.
Имеет место совпадение имени святого Климента с именем двоюродного брата императора Домициана и второго консула 95 года — Тита Флавия Клемента, убитого в 96 году по приказу императора (по некоторым версиям, за его симпатии к христианам или иудеям).
Наконец, он (Домициан) убил по самому ничтожному подозрению своего двоюродного брата Флавия Клемента (Flavium Clementem) чуть ли не во время его консульства, хотя человек это был ничтожный и ленивый и хотя его маленьких сыновей он сам открыто прочил в свои наследники, переименовав одного из них в Веспасиана, а другого в Домициана. (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей [4])
В результате, некоторые источники, как античные, так и современные, объединяют эти два исторических лица (например, см. примечание к соответствующему месту в переводе «Жизнь двенадцати цезарей» М. Л. Гаспарова [5]). Базилика Святого Климента в Риме также, по некоторым версиям, находится на месте дома консула Клемента. Очевидно, что Святой Климент был современником двоюродного брата императора Домициана, возможно тоже христианина, однако судя по всему это два разных исторических лица: Тит Флавий Клемент был консулом в 95 году — скорее всего эта должность, как и близость к императору, была бы несовместима с римским епископством.
Почитание
Живший задолго до разделения церквей, Святой Климент Римский одинаково почитается и православной, и католической церквями. Св. Климент пользовался широким почитанием на Руси; ему посвящены значительные храмы в Москве, Торжке и иных местах. Связано это с тем, что мощи папы Климента были обретены, по преданию, святым равноапостольным Кириллом (по некоторым источникам, совместно с братом — святым равноапостольным Мефодием) в крымской Корсуни (Херсонесе) около 861. Святой равноапостольный Кирилл лично перевез мощи в Рим и передал папе Адриану II, где им было устроено небывалое чествование (конец 867 — начало 868 года). Папа Адриан II утвердил богослужение на славянском языке и переведённые книги приказал положить в римских церквях. Мефодий был рукоположён в епископский сан. По мнению некоторых авторов, именно обретение мощей святого Климента освятило в глазах Римской церкви просветительскую миссию Кирилла и Мефодия среди славян и введение богослужения на славянском языке. До того среди некоторых богословов Западной церкви господствовала точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх «священных» языках (еврейском, греческом и латинском), поэтому братья были заподозрены в ереси и вызваны в Рим. В честь обретения мощей святой Кирилл написал на греческом языке краткую повесть, похвальное слово и гимн. Первые два произведения дошли до нас в славянском переводе, который имеет надписание «Слово на перенесение мощем преславнаго Климента, историческую имущи беседу» (ряд исследователей называет его «Корсунской легендой»). Мощи святого Климента были перенесены в римскую Базилику Святого Климента. Здесь же был похоронен святой Кирилл, скончавшийся в феврале 869 года.
Часть мощей святого Климента была оставлена в Херсонесе, где покоилась в резной шеститонной мраморной гробнице, сделанной византийскими мастерами из проконесского мрамора. После захвата города русским князем Владимиром Великим в 988 или 989 году, мощи святого Климента (вместе с мраморным саркофагом) по его приказу были перенесены в Киев, где почивали в Десятинной церкви — первом каменном храме Киевской Руси.
После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе.[6]
Судя по всему, для мощей святого Климента была сделана новая рака, поскольку сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен 20 февраля 1054 года в Киеве в херсонесской мраморной гробнице св. Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор. Про глубокое почитание на Руси святого Климента свидетельствует «Слове на обновление Десятинной церкви» (XI веке). В нем Климент определяется как первый небесный заступник русской земли, мощи которого некоторое время были, наряду с Ольгиным Крестом, единственной и главной отечественной святыней.
…Церковное солнце, своего угодника, а нашего заступника, святого, достойного этого имени, священномученика Климента от Рима в Херсонес, а от Херсонеса в нашу Русскую страну привел Христос Бог наш, преизобильной милостью Своею для спасения нас, верующих…[7]
Частица мощей от честной главы святого священномученика Климента была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь после возобновления его работы в 1991 году; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.
Часть мощей Климента была передана французскому епископу Шалона, приехавшему в составе посольства сватать дочь князя Ярослава Анну Ярославну за французского короля.
Когда Генрих, король французский, послал в Рабастию шалонского епископа Роже[8] за дочерью короля той страны, по имени Анна, на которой он должен был жениться, настоятель Одальрик просил того епископа, не соизволит ли тот узнать, в тех ли краях находится Херсонес, в котором, как пишут, покоится святой Климент… Епископ исполнил это. [Далее следует рассказ о судьбе мощей св. Климента, обнаруженных Роже, к своему удивлению, в Киеве, куда он и направлялся в составе посольства].[9]
Про Херсонес, как место упокоения святого Климента, было известно в Европе. Например, упомянутый выше посланник французского короля спрашивал у великого князя Ярослава Мудрого:
Не в тех ли местах находится Херсон, где, как говорят, почил Климент; отходит ли море и теперь в день его рождения и делается ли доступным для проходящих? [10]
В XIII веке французский монах Гийом Рубрук писал:
И плывя перед этим городом, мы увидели остров, на котором находился знаменитый храм, сооруженный, как говорят, «руками ангельскими»… Вышеупомянутая область Цесария (Крым) окружена морем с трех сторон, а именно с запада, где находится Керсона, город Климента…[5]
Сочинения
Св. Клименту приписывалось авторство двух посланий, направленных им, в качестве епископа Рима, христианской церкви в Коринфе (Греция). В III и IV веках большинство христианских авторов рассматривало послания как каноническую часть Нового Завета; послания читались на воскресных службах наряду с Новым Заветом. Текст первого послания запечатлел весомое доказательство авторитета римского епископа по отношению к другой церковной общине. Папа Климент обращается к христианам Коринфской церкви как начальствующее лицо, желающее навести порядок в их делах: «Посланных от нас, Клавдия Эфеба и Валерия Витона с Фортунатом, немедленно отпустите к нам в мире с радостию, чтобы они скорее известили нас о желаемом и вожделенном для нас мире и согласии вашем, дабы и мы скорее могли порадоваться о вашем благоустройстве.»[11]
Наряду с двумя посланиями к Коринфянам (авторство второго послания современными исследователями оспаривается), в раннем средневековье Клименту приписывался ряд других текстов, в частности Апостольские постановления — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии ок. 380 г.)
Литература
Русские переводы:
Климента, папы Римского, к коринфянам послание. / Пер. с греч. И. Дмитревского. М., 1781. 80 стр.
Первое послание. // Христианское чтение. 1824, ч.4.
Первое и второе послания к коринфянам. / Пер. П. Преображенского. М., 1861.
переизд.: М.: ИС РПЦ, 2003. С. 135—191; СПб.: Амфора, 2007. С. 103—202.
Исследования:
Савваитов П. И. Святой Климент, еп. Римский. Патрологический опыт. СПб., 1852.
? По мнению некоторых исследователей, могут иметься ввиду другие места в окрестностях Херсонеса, например мраморные каменоломни на берегу бухты Казачьей, однако православная традиция однозначно говорит именно о каменоломнях Инкермана.
? Православные источники считают местом упокоения святого Климента бухту Казачья в западной части Гераклейского полуострова.
? Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1993.
Александр I •Сикст I •Телесфор •Гигин •Пий I •Аникет •Сотер •Элевтерий •Виктор I •Зефирин
III век
Каликст I •Урбан I •Понтиан •Антер •Фабиан •Корнелий •Луций I •Стефан I •Сикст II •Дионисий •Феликс I •Евтихий •Гай •Марцеллин
IV век
Марцелл I •Евсевий •Мильтиад •Сильвестр I •Марк •Юлий I •Либерий •Дамасий I •Сириций •Анастасий I
V век
Иннокентий I •Зосима •Бонифаций I •Целестин I •Сикст III •Лев I •Гиларий •Симплиций •Феликс III (II) •Геласий I •Анастасий II •Симмах
VI век
Гормизд •Иоанн I •Феликс IV (III) •Бонифаций II •Иоанн II •Агапит I •Сильверий •Вигилий •Пелагий I •Иоанн III •Бенедикт I •Пелагий II •Григорий I
VII век
Сабиниан •Бонифаций III •Бонифаций IV •Адеодат I •Бонифаций V •Гонорий I •Северин •Иоанн IV •Теодор I •Мартин I •Евгений I •Виталий •Адеодат II •Домн •Агафон •Лев II •Бенедикт II •Иоанн V •Конон •Сергий I
VIII век
Иоанн VI •Иоанн VII •Сизинний •Константин •Григорий II •Григорий III •Захарий •Стефан II •Стефан II (III) •Павел I •Стефан III (IV) •Адриан I •Лев III
IX век
Стефан IV (V) •Пасхалий I •Евгений II •Валентин •Григорий IV •Сергий II •Лев IV •Бенедикт III •Николай I •Адриан II •Иоанн VIII •Марин I •Адриан III •Стефан V (VI) •Формоз •Бонифаций VI •Стефан VI (VII) •Роман •Теодор II •Иоанн IX •Бенедикт IV
X век
Лев V •Сергий III •Анастасий III •Ландон •Иоанн X •Лев VI •Стефан VII (VIII) •Иоанн XI •Лев VII •Стефан VIII (IX) •Марин II •Агапит II •Иоанн XII •Лев VIII •Бенедикт V •Иоанн XIII •Бенедикт VI •Бенедикт VII •Иоанн XIV •Иоанн XV •Григорий V •Сильвестр II
XI век
Иоанн XVII •Иоанн XVIII •Сергий IV •Бенедикт VIII •Иоанн XIX •Бенедикт IX •Сильвестр III •Бенедикт IX •Григорий VI •Климент II •Бенедикт IX •Дамасий II •Лев IX •Виктор II •Стефан IX (X) •Николай II •Александр II •Григорий VII •Виктор III •Урбан II •Пасхалий II
XII век
Геласий II •Каликст II •Гонорий II •Иннокентий II •Целестин II •Луций II •Евгений III •Анастасий IV •Адриан IV •Александр III •Луций III •Урбан III •Григорий VIII •Климент III •Целестин III •Иннокентий III
XIII век
Гонорий III •Григорий IX •Целестин IV •Иннокентий IV •Александр IV •Урбан IV •Климент IV •Григорий X •Иннокентий V •Адриан V •Иоанн XXI •Николай III •Мартин IV •Гонорий IV •Николай IV •Целестин V •Бонифаций VIII
XIV век
Бенедикт XI •Климент V •Иоанн XXII •Бенедикт XII •Климент VI •Иннокентий VI •Урбан V •Григорий XI •Урбан VI •Бонифаций IX
XV век
Иннокентий VII •Григорий XII •Мартин V •Евгений IV •Николай V •Каликст III •Пий II •Павел II •Сикст IV •Иннокентий VIII •Александр VI
XVI век
Пий III •Юлий II •Лев X •Адриан VI •Климент VII •Павел III •Юлий III •Марцелл II •Павел IV •Пий IV •Пий V •Григорий XIII •Сикст V •Урбан VII •Григорий XIV •Иннокентий IX •Климент VIII
XVII век
Лев XI •Павел V •Григорий XV •Урбан VIII •Иннокентий X •Александр VII •Климент IX •Климент X •Иннокентий XI •Александр VIII •Иннокентий XII •Климент XI
XVIII век
Иннокентий XIII •Бенедикт XIII •Климент XII •Бенедикт XIV •Климент XIII •Климент XIV •Пий VI •Пий VII
XIX век
Лев XII •Пий VIII •Григорий XVI •Пий IX •Лев XIII
XX век
Пий X •Бенедикт XV •Пий XI •Пий XII •Иоанн XXIII •Павел VI •Иоанн Павел I •Иоанн Павел II
XXI век
Бенедикт XVI
Список разбит по векам исходя из даты начала понтификата
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.