Корнилий Молчальник |
Имя в миру: |
Конон
|
Рождение: |
1643 год(1643)
Рязань
|
Смерть: |
1693 год(1693)
Борисоглебский Песоцкий монастырь
|
Почитается: |
в Русской православной церкви
|
В лике: |
преподобных
|
День памяти: |
22 июля (по юлианскому календарю)
|
Корнилий Молчальник (1643(1643)—1693) — православный подвижник из Переславля, схимник, молчальник. Почитается Русской православной церковью в лике преподобных, память совершается 22 июля (по юлианскому календарю).
Жизнеописание
Детство и юность
Преподобный Корнилий родился в городе Рязани от благочестивых родителей купеческого звания — Гордия и Феодоры. При святом крещении дано было имя ему Конон.
С самой ранней юности он сделался достойным сосудом благодати Божией и начал жить Богоугодною жизнью. Он сохранял душу и тело в целомудрии, удалялся детских игр, так свойственных юному возрасту, с усердием слушал чтение священного Писания, и в цветущей юности тайно оставил дом отца своего, мать, братию и сестер и ушел искать места, удобного для подвигов духовных. Долго родители искали его; но все искания их были напрасны. Между тем благочестивый отрок, водимый и сохраняемый Промыслом Божиим, удалился от пределов отечества своего, достиг пределов Переславля-Залесского и здесь, именно за 25 верст от г. Переславля, в пустыне Лукиановой начал свои первые подвижнические труды под руководством некоего трудолюбивого инока Павла. Пять лет трудился он здесь; потом, наставляемый Духом Святым, достиг г. Переславля-Залесского и пришел в монастырь святых страстотерпцев благоверных князей Бориса и Глеба, что на песках.
Когда Корнилий, после пятилетнего пребывания в Лукиановой пустыни, принят был в Переславский Борисоглебский монастырь, — братия сего монастыря мняху ему быти не вящше пятинадесяти лет. Пришел преподобный в монастырь при строителе Сергие в 1659 году, имея около 15 лет, а скончался в 1693 году; следовательно, всех лет его жизни было около 50-ти, а рождение его следует относить к 1643 году.
Монашеская жизнь
Беден был тогда монастырь этот и братии было только три монаха. Строителем был иеромонах Сергий. Юному Конону хотелось поступить в этот монастырь; но строитель и братия долгое время не принимали его; потому что он был тогда еще молод, мал ростом, к тому же ничего не говорил и объяснял только внешними знаками; почему не могли знать, чей он и откуда. Между тем желание отрока не было желание необдуманное. Оно было плодом благодатного призвания Святого Духа. Несмотря на отказы — юный отрок не отходил от монастыря, жил за монастырскою оградой и ночевал у монастырских врат, не переставая умолять о принятии его в монастырь. Наконец терпение Конона победило колебания строителя и братии. Видя неотступные просьбы его, они сжалились над ним и приняли его в монастырь, признав его глухим и немым.
Поступив в монастырь, Конон с горячим усердием принялся за монастырские подвиги: усердно ходил в храм Божий и усердно трудился в монастырском послушании: носил дрова и воду в трапезу хлебную, колол дрова, молол жито, пек хлебы; очищал задние дворы — словом, как пленный раб служил всем и во всем. С сими подвигами телесными соединял он и подвиги душевные: никогда не садился он со старцами за трапезу: но после всех питался тем, что оставалось от их трапезы, и то трижды только в неделю. Число братии в монастыре умножалось — и многие укоряли его и насмехались над ним, как над простецом и юродивым. Блаженный Конон безропотно терпел все укоризны. Прожив пять лет в таком послушании, он стал просить строителя и братию постричь его в иноческий образ.
Видя его усердные подвиги, безропотное послушание и строгое постничество, они решились исполнить его желание — и был он пострижен в иноческий образ духовным отцом своим переславского Никольского монастыря иеромонахом Варлаамом, и назван Корнилием. Приняв иночество, преподобный, вместе с пострижением влас, отложил свою волю и предпринял большие против прежнего труды и подвиги: в церковь приходил прежде всех и выходил после всех, — на дело монастырское исходил также прежде всех и успевал больше всех из братии. Никто не видывал его спавшим на постеле; напротив, видели его постоянно или в труде на пользу монастыря, или стоящим на молитве.
Спустя три года такой подвижнической жизни он просил строителя построить для него особую келью, чтобы жить в затворе. Строитель, видя его, яко искусна инока и в добродетелях совершенна, исполнил его желание и устроил ему малую деревянную келийцу. Отпуская преподобного в затвор, он говорил ему: "Господь да благословит тебя и укрепит на невидимые враги; пред сущими же да не послужиши и не поработаеши им, есть бо дело ти благо, прочих трудов всех лиших тя". Преподобный Корнилий затворился в келье и начал строжайшую жизнь: день и ночь стоял он на молитве, борясь с невидимыми врагами нашего спасения и изнуряя плоть свою строжайшим постом.
Враг нашего спасения диавол, не могши обольстить юного подвижника ни сладкими брашнами мирскими, ни мягкими одеждами, ни спокойствием телесным, не могши возбудить в сердце его ни гнева, ни зависти, ни ропота, ни другой греховной страсти, решился напасть на него, как некогда напал на преподобного Исаакия в пещере. В одну ночь он нагло пришел к нему с своею темною силою и стал мучить его до того, что многие кости его были сокрушены и вежди издавлены; потом, извлекши в верхнее окно, бросил его у кельи. При наступлении дня иноки увидели преподобного лежавшим вне кельи, едва испускавшим дыхание, — и как келья его была заперта извнутри и отворено было только оконце, то поняли, что он был поруган от бесов; братия перенесли его в другую келью, где и пролежал он больным более трех месяцев, не вкушая пищи, и только мало пия от воды и сока.
Когда он начал оправляться от болезни и проситься опять в затвор; то строитель и братия не пустили его и убедили жить вместе с ними. Преподобный Корнилий опять стал вести прежнюю подвижническую жизнь; ночи проводил в молитве, никогда не опускал церковной службы и исправлял должность пономаря, — трудился по-прежнему в пекарне и поварне, своими руками копал землю, садил овощи и плодовые деревья и ископал кладезь, в котором вода была весьма вкусная и чистая. Господь благословил труды верного раба своего: в саду его росли превосходные яблоки, лучшие во всем городе, и он с любовью подавал их требующим безденежно. В иноческом послушании, при глубоком молчании, преподобный пребыл 30 лет. Тело его было изнурено совершенно; от постоянных трудов при летнем зное и зимнем мразе, при строгом посте и постоянной молитве оно было как сухое дерево; кости его были покрыты одною только кожею.
Господь прославил своего истинного подвижника, даровав ему дар прозорливости: многим предсказал он будущее и давал знать знаками о своей кончине. Он все время был молчальником и, когда предрекал будущее, то помавал своею рукою, как пишущею тростью.
Смерть
Предвидя свою кончину, преподобный пошел в Никольский монастырь к общему духовному отцу, игумену Варлааму, — исповедался у него и причастился Святых Таин, и был по просьбе его облечен в схиму. Теперь только, по просьбе духовника, преподобный сказал о себе, что родом он из Переславля-Рязанского, отца зовут Гордием, мать Феодорою, — что у него два брата родных, — дом их стоял на конце городского посада, и что он ради спасения своей души оставил дом родительский.
Возвратясь в свою обитель, он особоровался святым елеем, и чрез несколько часов в тот же день скончался, прожив в Борисоглебском монастыре около тридцати пяти лет. Это было в лето от сотворения мира 7201-е, а от Рождества Христова в 1693 году июля в 22 день. Он был похоронен в часовне вблизи первоначального схимника, Адриана убиенного.
Посмертное почитание
По истечении 8-ми лет по смерти Корнилия, в 1701 году, при копании рвов под фундамент настоящей (каменной) церкви во имя Богоматери, Смоленской иконы, пристроенном к прежней Борисоглебской, найден гроб его неповреждённым.
В 1705 году, при освящении этой Смоленской церкви святым Димитрием митрополитом Ростовским, гроб Корнилия был свидетельствован и по повелению святителя поставлен в новом храме за левым клиросом под спудом.
Над гробом Корнилия находилась деревянная, вызолоченная, под таковою же сению рака, устроенная усердствующими к его памяти.
В честь блаженного Корнилия, коего лик на некоторых иконах изображён вместе с другими Переславскими чудотворцами, святитель Димитрий, как значится в рукописном житии, написал тропарь и кондак.
При гробе Корнилия служились частые панихиды. Многие из отдалённых стран притекали к раке его, а в особенности из смежных уездов, принося ко гробу преподобного страждущих и больных младенцев и, по вере приносящих, дети получали исцеление.
Литература
- Словарь исторический о русских святых. СПб., 1862, с. 160.
- Иеромонах Иоасаф. Краткие сведения о святых угодниках Божиих местно чтимых подвижников благочестия, коих святые мощи почивают в церквах Владимирской епархии. Владимир, 1860, с. 95—97.
- Русские святые, архиепископа Филарета, 22 июля.
- Свирелин, А. И. Жития святых Переславских чудотворцев: Никиты Столпника, Даниила игумена, благоверного князя Андрея и Корнилия молчальника. Вязники, 1890.
Переславские святые
Александр Невский • Андрей Смоленский • Димитрий Прилуцкий • Даниил Переславский • Евгений Елховский • Корнилий Молчальник • Миша-Самуил • Никита Столпник
|