• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Лаврентий Кентерберийский
Лаврентий
Laurence
Архиепископ Кентерберийский


Изображение Лаврентия Кентерберийского

Интронизация лето 604 года
Конец правления 2 февраля 619 года
Предшественник Августин Кентерберийский
Преемник Меллит
Родился VI век
Рим
Умер 2 февраля 619(0619-02-02)
Кентербери, Кент, Англия
Похоронен Аббатство Святого Августина, Кентербери, Англия
Святость
Праздник 3 февраля
Титул Святой
Канонизирован 619 год

Лаврентий Кентерберийский (англ. Laurence of Canterbury, VI век — 2 февраля 619, Кентербери) — второй архиепископ Кентерберийский с 604 по 619 год. Был участником «Григорианской миссии» 595 года, организованной папой Григорием I с целью обращения англосаксов южной Британии в христианство.

В сан архиепископа Лаврентий был рукоположён своим предшественником, Августином Кентерберийским, с целью обеспечить упорядоченную передачу полномочий архиепископа. Во время своего правления Лаврентий безуспешно пытается сгладить разногласия между британской и римской католической церковью. Кроме того, после смерти короля Этельберта I в 616 году, его наследник покинул церковь и распространение христианства среди англосаксов фактически прекратилось. Лаврентий умер 2 февраля 619 года и после смерти был канонизирован.

Содержание

Биография

Лаврентий был одним из участников «Григорианской миссии», организованной папой папой Григорием I в 595[1] году с целью обращения англосаксов в христианство. В 597 году миссия, главой которой являлся предшественник Лаврентия Августин Кентерберийский, достигла острова Танет, а после и Кент. О жизни Лаврентия до начала миссии фактически ничего не известно[2], кроме того, что он служил монахом в Риме[1].

Историк Беда пишет, что Лаврентий был одним из монахов, отправленных Августином в 601 году в Рим с сообщением о успехах миссии и вопросами к папе Григорию о дальнейшем развитии церкви в Кенте[3]. Пётр Кентерберийский, в последствии глава Аббатства Святого Августина, в своих воспоминаниях пишет, что Лаврентий покинул Кент в июле 958 года и возвратился в 601 году[4].

По возвращении он привёз письмо папы Григория, известное как «Libellus responsionum», которое упоминает Беда в своей «Церковной истории народа англов»[5]. Лаврентий также упоминается в письме папы королеве Берте. Папа хвалит Берту за её участие в крещении короля Этельберта в христианство, ссылаясь на рассказ Лаврентия[6]. Известно также, что летом 601 года в Кент с Лаврентием среди других миссионеров прибыл и Меллит[7], ставший третьим кентерберийским архиепископом.

Рукоположение в архиепископы

В 604 году, после смерти Августина, Лаврентий стал вторым архиепископом кентерберийским и оставался на посту до своей смерти 2 февраля 619 года[1][8]. Августин боялся, что после его смерти и до прибытия нового архиепископа из Рима миссия будет находиться под угрозой[3][9] и рукоположил Лаврентия в сан архиепископа незадолго до своей смерти[5]. Таким образом, Лаврентий, не получив паллий из Рима, был возведён в сан не по канонам римской католической церкви[10]. Беда сравнивает возведение в сан Лаврентия без разрешения папы с рукоположением Климента I в папы при жизни Петра. Историк Роберт Райт считает, что Беда таким образом критикует действия церкви[11].

В 610 году Лаврентий получает письмо от папы Бонифация IV, сменившего папу Григория I, в котором он называет Лаврентия архиепископом и преемником Августина[12]. Письмо к папе отвёз в Рим в начале 610 года Меллит, а после проведённого в Риме синода вернулся с указами от папы и личным письмом для Лаврентия[13].

В 613 году Лаврентий освятил церковь монастыря, выстроенную Августином в Кентербери, как церковь святых Петра и Павла. Позже церковь была переименована в аббатство святого Августина[1].

Также Лаврентий написал несколько писем британским и шотландским епископам, призывая их изменить дату празднования пасхи на принятую в римской католической церкви[1]. Эти письма впервые упоминаются в описаниях историка Беды[14]. В 609 году Лаврентий утверждал, что не сядет с кельтским епископом Деганом за один стол и под одной крышей из-за различий в их вере[15].

Дальнейшее развитие христианства

В 616 году умер король Этельберт и его наследник Эдбальд вернулся из христианство в язычество, заставив многих миссионеров бежать, опасаясь его гнева[9]. Среди них были архиепископ Лондона Меллит и архиепископ Рочестера Юст[16]. Оставшись в Британии, Лаврентий смог вернуть Эдбальда в христианство[9]. Беда пишет, что Лаврентий почти сдался, но во сне ему явился святой Пётр и наказал его. Синяки после наказания остались и после пробуждения, и, показав их Эдбальду, Лаврентий смог убедить Эдбальда в истинности христианской веры[17]. Беда также намекает, что истинной причиной остаться стала гибель большинства лидеров язычников в бою[13]. Как пишет историк Роберт Райт, историю с наказанием Беда использует как пример возможного применения для убеждения язычников[18] и намекает, что продолжения миссии желал сам апостол Пётр[19]. Дэвид Фармер в «Словаре святых Оксфорда» пишет, что эта история смесь истории Камо грядеши и информации из записок Иеронима Стридонского[20].

Современные историки видят политическую подоплёку в решении Лаврентия остаться. Историк Кирби считает, что отказ Эдбальда от христианства являлся отрицанием профранкской политики отца, короля Этельберта[16]. Алкуин, средневековый писатель, считает, что Лаврентий «порицал» апостольскую власть[21]. Вполне возможно, что остаться в Кенте его заставило письмо папы Адеодата I с приказом остаться.

Кирби пишет, что повторно крестил Эдбальда не Лаврентий, а Юст приблизительно в 624 году[16]. Другие историки не соглашаются с этим, например, Николас Брукс пишет, что Эдбальд был крещён Лаврентием, приблизительно через год после смерти отца[1]. Другой историк, Барбара Йорк считает, что было два правителя: Эдбальд и Этельвальд, первый из которых был крещён Лаврентием, а второй Юстом после его возвращения в Рочестер[22].

После смерти Этельберта все дальнейшие попытки расширить влияние церкви на запад наталкиваются на противодействие короля Редвальда, ставшим бретвальдом после Этельберта[23]. Редвальд был крещён ещё при жизни Этельберта, но по всей видимости лишь с целью снискать расположение Этельберта и заполучить дорогой христианский алтарь в свой языческий храм[24]. И хотя Юст вернулся в Рочестер, епископ Меллит (епископ) так и не смог вернуться в Лондон к своим обязанностям епископа[16].

Смерть и наследие

Лаврентий умер 2 февраля 619 года и был похоронен в церкви святых Петра и Павла в Кентербери, позже переименованной в аббатство святого Августина. Позже, в 1090 году, останки были перенесены в церковь святого Августина[1]. Его рака находится с правой стороны от останков Августина, его предшественника[25]. После своей смерти Лаврентий был канонизирован и день его памяти празднуется 3 февраля[26]. Кроме того, 13 сентября празднуется день переложения его останков в новую церковь[20]. Правление Лаврентия запомнилось крещением Эдбальда, наследника Этельберта, и неудавшейся попыткой закрепить влияние католической церкви в Британии[10]. Его последователем на посту архиепископа стал Меллит, епископ Лондона[8].

Примечания

  1. ? 1 2 3 4 5 6 7 Brooks «Laurence (d. 619)» Oxford Dictionary of National Biography
  2. ? Blair World of Bede p. 59
  3. ? 1 2 Brooks Early History of the Church of Canterbury pp. 9-13
  4. ? Blair World of Bede p. 63
  5. ? 1 2 Lapidge «Laurentius» Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England
  6. ? Blair World of Bede p. 60
  7. ? Blair World of Bede p. 66
  8. ? 1 2 Fryde, et al. Handbook of British Chronology p. 213
  9. ? 1 2 3 Hindley A Brief History of the Anglo-Saxons p. 43
  10. ? 1 2 Stenton Anglo-Saxon England pp. 112—113
  11. ? Wright Companion to Bede p. 47
  12. ? Blair World of Bede p. 80
  13. ? 1 2 Blair World of Bede pp. 86-87
  14. ? Bede History of the English Church and People pp. 105—107
  15. ? D?carreaux Monks and Civilization p. 261
  16. ? 1 2 3 4 Kirby Earliest English Kings pp. 30-33
  17. ? Brooks Early History of the Church of Canterbury pp. 64-66
  18. ? Ward Venerable Bede pp. 120—121
  19. ? Wright Companion to Bede pp. 48-50
  20. ? 1 2 Farmer Oxford Dictionary of Saints pp. 313—314
  21. ? Quoted in Kirby Earliest English Kings p. 31
  22. ? Yorke Kings and Kingdoms p. 32
  23. ? Stenton Anglo-Saxon England p. 127
  24. ? Stenton Anglo-Saxon England p. 112
  25. ? Nilson Cathedral Shrines p. 67
  26. ? Walsh A New Dictionary of Saints p. 357

Ссылки

  • Bede A History of the English Church and People. — New York: Penguin Classics, 1988. — ISBN 0-14-044042-9
  • Blair, Peter Hunter The World of Bede. — Reprint of 1970. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — ISBN 0-521-39819-3
  • Brooks, Nicholas The Early History of the Church of Canterbury: Christ Church from 597 to 1066. — London: Leicester University Press, 1984. — ISBN 0-7185-0041-5
  • Brooks, N. P. (2004). «Laurence (d. 619)». Oxford Dictionary of National Biography (October 2005 revised). Oxford University Press. DOI:10.1093/ref:odnb/16166. 
  • D?carreaux, Jean Monks and Civilization: From the Barbarian Invasions to the Reign of Charlemagne. — London: George Allen, 1964.
  • Delaney, John P. Dictionary of Saints. — Second. — Garden City, NY: Doubleday, 1980. — ISBN 0-385-13594-7
  • Farmer, David Hugh Oxford Dictionary of Saints. — Fifth. — Oxford, UK: Oxford University Press, 2004. — ISBN 978-0-19-860949-0
  • Fryde, E. B. Handbook of British Chronology. — Third revised. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-56350-X
  • Hindley Geoffrey A Brief History of the Anglo-Saxons: The Beginnings of the English Nation. — New York: Carroll & Graf Publishers, 2006. — ISBN 978-0-7867-1738-5
  • Kirby, D. P. The Earliest English Kings. — New York: Routledge, 2000. — ISBN 0-415-24211-8
  • Lapidge, Michael (2001). «Laurentius». The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England. Malden, MA: Blackwell Publishing. ISBN 978-0-631-22492-1. 
  • Nilson, Ben Cathedral Shrines of Medieval England. — Woodbridge, UK: Boydell Press, 1998. — ISBN 0-85115-540-5
  • Stenton F. M. Anglo-Saxon England. — Third. — Oxford, UK: Oxford University Press, 1971. — ISBN 978-0-19-280139-5
  • Walsh Michael J. A New Dictionary of Saints: East and West. — London: Burns & Oats, 2007. — ISBN 0-86012-438-X
  • Ward, Benedicta The Venerable Bede. — Harrisburg, PA: Morehouse Publishing, 1990. — ISBN 0-8192-1494-9
  • Wright, J. Robert A Companion to Bede: A Reader's Commentary on The Ecclesiastical History of the English People. — Grand Rapids, MI: Eerdmans, 2008. — ISBN 978-0-8028-6309-6
  • Yorke, Barbara The Conversion of Britain: Religion, Politics and Society in Britain c. 600–800. — London: Pearson/Longman, 2006. — ISBN 0-582-77292-3
  • Yorke, Barbara Kings and Kingdoms of Early Anglo-Saxon England. — New York: Routledge, 1997. — ISBN 0-415-16639-X

Литература

  • Sharpe, R. (1995). «The setting to St Augustine's translation, 1091». Canterbury and the Norman conquest. Ed. R. Eales and R. Sharpe. 1–13. 


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.