Со?тник Лонги?н (предположительно от лат. logche — копьё) — согласно христианскому преданию, римский воин, сотник (центурион), пронзивший копьём бок распятого Иисуса Христа. Имя Лонгин предположительно произошло от латинизированного греческого слова греч. ?????, копьё.
Православная церковь почитает Лонгина как мученика и совершает его память 16 октября по юлианскому календарю (29 октября по новому стилю). Католическая церковь совершает его память 15 марта.
Один из приделов Храма Гроба Господня в Иерусалиме посвящён святому Лонгину.
В Новом Завете эпизод прободения тела Христа копьём содержится только в Евангелии от Иоанна:
Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом [месте] Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.
Евангелист Марк, не сообщая о прободении тела Христа копьем, сообщает о присутствии на казни римского сотника, сказавшего сразу после смерти Иисуса: «истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк.15:39).
Имя римского солдата у евангелистов не упоминается и известно только из апокрифических источников.
Апокрифические свидетельства
В апокрифической литературе самое раннее упоминание этого эпизода встречается в латинской версии «Деяний Пилата», входящих в Евангелие от Никодима. Пронзивший тело Иисуса римский солдат назван в этом апокрифе по имени: сотник Лонгин. В западном предании он отождествляется с сотником, упоминаемым в Евангелиях от Матфея (27:54), Марка (15:39), и Луки (23:47). Согласно одному из житийных текстов, приписываемых Исихию Иерусалимскому, сотник Лонгин раскаялся и обратился сразу после смерти Иисуса Христа, устрашённый последовавшими за ней затмением и землетрясением, стал проповедником христианства и был убит в Кесарии Каппадокийской в 58 году, откуда, по другим свидетельствам, и был родом.[1][2]
Одно из самых ранних изображений сцены распятия — миниатюра из Евангелия Рабулы, иллюминированной сирийской рукописи VI века — включает и имя солдата, надписанное над его головой по-гречески в изменённой форме: Логин, ??????С (не исключено, однако, что имя могло быть добавлено в миниатюру позднее).
Предание
Церковное предание сообщает, что он, кроме того что был в составе стражи при Кресте, охранял и Гроб Господень и был свидетелем воскресения Иисуса Христа. После этого он и другие воины уверовали во Христа и отказались лжесвидетельствовать о том, что тело Христа выкрали его ученики (см. Стража у гроба).
По преданию римский сотник Гай Кассий Лонгин, страдал катарактой. Во время казни Христа, кровь брызнула ему на глаза, и Кассий исцеляется. С этого момента он сам становится христианским подвижником. В качестве христианского великомученика, он покровительствует всем страдающим глазными болезнями.
Лонгин отправился с проповедью на свою родину, в Каппадокию (вместе с ним пошли и два других воина). Предание сообщает, что Пилат, по убеждению иудейских старейшин, направил в Каппадокию воинов с целью убить Лонгина и его сподвижников. Они были обезглавлены, тела погребли в родном селении Лонгина, а головы прислали Пилату, который распорядился бросить их на мусорную свалку. Главы мучеников были обретены слепой женщиной (исцелившейся от прикосновения к ним), которая погребла их в Каппадокии.
Происхождение предания
Как было отмечено ранее, в канонических книгах Нового Завета имя солдата, пронзившего копьём Христа вообще не упоминается. Сам эпизод прободения копьём упоминается лишь однажды в несиноптическом Евангелии от Иоанна. Современные исследователи считают[3], что имя «Лонгин» появилось в результате интерпретации греческого слова ?????? — «лонхин» (склонение от слова ?????, «(остриё) копья, копьё»), которое Евангелист Иоанн использовал в описании прободения Христа во время распятия (Иоан.19:34)[4].
Почитание
В православной церкви
Православная церковь почитает Лонгина как мученика. Память мученика Лонгину совершается 29 октября (16 октября по юлианскому календарю).
Мученик Твой, Господи, Лонгин, во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша.
—Тропарь мученика Лонгина сотника
На проскомидии при приготовлении Агнца к обязательным действиям относится протыкание копием правой стороны Агнца с произнесением евангельских слов о действиях Лонгина при распятии Христа (Ин.19:34).
Один из приделов Храма Гроба Господня в Иерусалиме посвящён святому Лонгину.
В католической церкви
В средние века почитание святого Лонгина было широко распространено в Западной Европе. Не в последнюю очередь это было вызвано включением истории святого Лонгина в «Золотую Легенду», популярный сборник житий. В настоящее время память святого Лонгина совершается в Католической церкви 15 марта.
Мощи, почитаемые на Западе как мощи святого Лонгина, хранятся в римской церкви святого Августина. В ватиканском Соборе святого Петра хранится наконечник копья Лонгина и установлена статуя святого, созданная Лоренцо Бернини.
Галерея
См. также
Копьё Лонгина — пика, которую римский солдат Лонгин вонзил в подреберье Иисуса Христа, распятого на кресте. Является одним из орудий Страстей Христовых.
Примечания
?Борис Деревенский Иисус Христос в документах истории. — СПб.: Алетейя, 2007. — ISBN 978-5-903354-20-7 , стр. 132, 454
? Джеймсон, Э., The History of Our Lord as Exemplified in Works of Art 1872:160. (англ.)
? В Русском Синодальном тесте Библии этот стих выглядит следующим образом: «...но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода», что совершенно соответствует греческому оригиналу: «????? ?? ????? ?????? ?????? ????? ??? ???????, ??? ??????? ???? ??? ????»
Арест, суд и казнь Иисуса Христа ? Иисус Христос с момента смерти до Воскресения
События
Страсти Христовы: Арест Иисуса Христа • Поцелуй Иуды • Отречение апостола Петра • Суд Пилата • Бичевание Христа • Крестный путь • Распятие Христово • Слова Иисуса на Кресте
Места
Гефсиманский сад • Синедрион • Голгофа
Иисус и ученики
Иисус Христос • Дева Мария • Мария Магдалина • Мария Клеопова • Иоанн Богослов • Апостол Пётр • Апостол Марк • Иуда Искариот • Жены-мироносицы
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.