• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Макарий (Невский)
Митрополит Макарий
Митрополит Московский и Коломенский Макарий
Митрополит Алтайский
19 августа 1920 года — 1 марта 1926
Церковь: Православная Российская Церковь
Митрополит Московский и Коломенский
25 ноября 1912 — март 1917
 
Имя при рождении: Михаил Андреевич Парвицкий
Рождение: 1 (13) октября 1835(1835-10-13)
село Шапкино,
Российская империя
Смерть: 1 марта 1926(1926-03-01) (90 лет)
село Котельники, РСФСР
Принятие монашества: 11 марта 1861 года
Епископская хиротония: 12 февраля 1884 года

Митрополи?т Мака?рий (в миру Михаи?л Андре?евич Не?вский (Парвицкий); 1 октября 1835, село Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии — 1 марта 1926, село Котельники, близ станции Люберцы Московской губернии) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Московский и Коломенский (1912—1917 годы), митрополит Алтайский (с 1920 года). Известный миссионер, «апостол Алтая».

Прославлен в лике святых Русской православной церкви в 2000 году.

Содержание

Семья

Родился в многодетной семье (был шестым ребёнком) причётника сельского храма Рождества Пресвятой Богородицы Андрея Парвицкого, переселившегося затем вместе с семьёй в Сибирь. Фамилию Невский Михаилу присвоили в семинарии — в то время семинаристам нередко меняли фамилии.

Образование

Окончил Тобольское духовное училище, Тобольскую духовную семинарию (1854 год). Отказался от поступления в духовную академию (на что мог рассчитывать как второй по успеваемости семинарист на своём курсе) с тем, чтобы заняться миссионерской деятельностью. Почётный член Казанской духовной академии (1895 год), Петербургской духовной академии (1913 год).

Миссионер

22 февраля 1855 года поступил на службу в Алтайскую духовную миссию. По собственным воспоминаниям,

исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, занимался в школе, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шёл всюду, где нужны были для дела миссии труды его.

Кроме того, в течение двух лет изучил алтайский язык и занимался переводами на него молитв и богослужений совместно с переводчиком Михаилом Чевалковым. При этом иеромонах Макарий,

чтобы подыскать и ввести в употребление какой-нибудь новый термин, нередко нарочно отправлялся на несколько недель и даже месяцев в отделанные захолустья Алтая и только путем долгих и многих бесед с различными инородцами, после убеждения, что для обозначения известного христианского понятия подходит и для всех инородцев понятно то, а не другое выражение, проходил к принятию и употреблению известного термина.

25 января 1857 года был пострижен в рясофор, исполнял обязанности катехизатора в Чулышмане, был учителем в миссионерских школах Чемала и Улалы. 11 марта 1861 года пострижен в монашество. С 17 марта 1861 года — иеродиакон, с 19 марта того же года — иеромонах (был рукоположен в походной церкви Алтайской миссии). Наряду с миссионерской работой занимался медицинской деятельностью, известны случаи исцеления им тяжело больных алтайцев.

С 14 ноября 1864 года — наместник Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря. Так вспоминал об особенностях труда миссионера:

Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов… Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождём, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки.

В 1864 и в 1867—1868 годах находился в Петербурге, где занимался печатанием составленного им первого «Алтайского букваря» и православных книг на алтайском языке. Среди этих книг были Литургия святого Иоанна Златоуста, Священная история Нового Завета, Огласительные поучения для готовящихся ко святому крещению и ряд других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке. В 1868—1869 годы, совместно с казанским профессором Николаем Ивановичем Ильминским, готовил к печати составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка. Был избран членом Совета переводческого Братства св. Гурия (Казань). Во время пребывания в Казани организовал богослужение на татарском языке, создав хор из крещёных татар и создав для него церковные напевы по образцу алтайских.

Вернувшись на Алтай, организовал в Чопоше училище на семьдесят человек с общежитием для подготовки учителей для других школ, первый выпуск которых состоялся в 1872 году. С 29 июля 1871 года — игумен. С 1875 года — заведующий Центральным Миссионерским училищем в селе Улалы, которое готовило учителей, переводчиков, священнослужителей, катехизаторов. С 13 марта 1875 года — помощник начальника Алтайской духовной миссии. С 1876 года, одновременно член комиссии по рассмотрению рукописей, предназначаемых к изданию на алтайском языке. С 29 июня 1883 года — архимандрит.

Начальник Алтайской духовной миссии

С 29 декабря 1883 года — начальник Алтайской духовной миссии (был им до 1891 года, но и в последующие годы осуществлял попечительство над делами миссии). За многолетние миссионерские труды его называли «Апостолом Алтая».

Сыграл значительную роль в становлении и развитии Бийского катехизаторского училища, в котором получали образование представители различных народностей как Алтая, так и Томской епархии в целом: алтайцы, телеуты, шорцы, абинцы, матурцы, сагайцы, киргизы, остяки из Нарымского края.

Занимался борьбой против старообрядчества: при нём в Бийске в 1884 году было учреждено противораскольническое братство святого Димитрия Ростовского. Конфликт епископа Макария со старообрядцами носил острый характер: на старообрядцев возлагалась ответственность за пожар 22 мая 1886 года в архиерейском доме, в результате которого сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и Катехизаторское училище.

Томский архиерей

С 12 февраля 1884 года — епископ Бийский, викарий Томской епархии.

С 26 мая 1891 года — епископ Томский и Семипалатинский.

С 1895 года — епископ Томский и Барнаульский.

С 6 мая 1906 года — архиепископ.

С октября 1908 — архиепископ Томский и Алтайский.

Был председателем Томского комитета Православного миссионерского общества. Открыл в архиерейском доме библиотеку, в которой велись занятия и читались лекции по богословию, истории, географии. При нём в программу томских духовно-учебных заведений были введены новые предметы — космография, гигиена, естественная история, химия, музыка, пение, рисование. Было построено новое здание Томского епархиального училища, расширены помещения мужского духовного училища, в большом и удобном здании была размещена Томская духовная семинария, открыта церковно-учительская школа. Владыка занимался благотворительностью, организовал для заштатных и сирот духовного звания, до этого ютившихся в сырых и холодных помещениях, основал Томское общество попечения о бедных и бездомных («Пчельник»). По его инициативе в Томске был открыт городской приют для бездомных и нищих людей.

В годы революции 1905—1907 годов он проявил себя как ярый монархист и охранитель традиций, содействовал монархическим организациям и являлся председателем Томского губернского отдела Союза Русского Народа.[1]

Митрополит Московский и Коломенский

С 25 ноября 1912 по март 1917 года — митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит Троице-Сергиевой лавры, председатель Православного миссионерского общества; член Святейшего Синода. Прибыл в Москву 22 декабря того же года (ст. ст.); 23 декабря торжественно вступил в управление Московской митрополией[2].

При высочайшем рескрипте от 25 мая 1913 года (день проведения Романовских торжеств в Москве) был пожалован панагией[3]. При прибытии императора Николая II в Москву на торжества, встречал его и его семью в Троице-Сергиевой лавре 24 мая 1913 года, при вступлении в Кремль в тот же день и при входе в Успенский собор 25 мая, произнося краткие приветственные речи.[4]

Вводил в храмах Москвы общенародное пение, занимался катехизацией паствы, убеждая следовать своему примеру московских пастырей. Однако, несмотря на свои миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы не пользовался из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину (митрополит такого рода спекуляции считал вымыслом).

Протопресвитер Георгий Шавельский, бывший членом Синода в предреволюционные годы, находясь в эмиграции, давал ему такую характеристику: «Это был маленький, благообразный старичок, внешним видом напоминавший знаменитого митрополита Филарета (Дроздова), а по своим способностям диаметрально противоположный ему. Он был совершенно не способен ни к управлению ответственной Московской епархией, ни к участию в решении синодских дел. Епархией правили другие —кто хотел и кто умел войти в его доверие. митрополит во время докладов своих подчинённых часто засыпал, и докладчик, не смея нарушить мирный сон владыки, ни с чем уходил от него. В Синоде в его присутствии сплошь и рядом проваливали одно за другим его представления и ходатайства, и он молча принимал этот конфуз. <…> Царское Село[5] смотрело на митрополита Макария как на праведника. А близко знавшие митрополита Макария решительно утверждали, что он в большой дружбе с Гришкой (Распутиным).»[6]

Определением святейшего синода от 20 марта 1917 года за № 1661[7] был уволен с Московской кафедры, с оставлением в звании члена святейшего синода (на следующую, летнюю 1917 года, сессию синода не вызывался).

Выступил с протестом против своего увольнения, считая его неканоническим, совершённым под давлением обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства) Владимира Львова.

Последние годы жизни

Однако на кафедре митрополит Макарий восстановлен не был, хотя и объявил о запрещении в священнослужении членов епархиального съезда и даже всего московского духовенства (никто этому запрещению не подчинился). В 1917 году некоторое время жил на покое в Зосимовой Смоленской пустыни, а затем был перевезён в подмосковный Николо-Угрешский монастырь. Обратился к Поместному собору 1917—1918 годов с просьбой рассмотреть его дело — на соборе он был реабилитирован, но об этом не было сообщено официально. В июне 1917 года на московскую кафедру епархиальным съездом духовенства и мирян уже был избран архиепископ Тихон, который в ноябре того же года стал Патриархом Московским и всея Руси. Кроме того, публичная реабилитация убеждённого монархиста и якобы «распутинца» была на тот момент политически невозможна.

В 1918 году келью митрополита Макария в Николо-Угрешском монастыре дважды обыскивали представители советской власти (20 июля и 20 октября), а 3 октября на неё напали вооружённые бандиты, искавшие деньги, которых у престарелого владыки не было.

19 августа 1920 года Священный Синод вынес определение о пожизненном бытии состоящему на покое митрополиту Макарию — митрополитом Алтайским, о чём Патриарх Тихон известил его личным письмом.[8] Управлял Алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, по воскресеньям служил в соборе монастыря и произносил проповеди. В 1920 году был частично парализован. Принимал у себя духовных чад, а также известных церковных деятелей. Несколько раз его посещал Патриарх Тихон, после избрания Патриаршим местоблюстителем в 1925 году к нему приехал митрополит Петр (Полянский), которому митрополит Макарий подарил свой белый клобук. Среди других посетителей были архиепископ Бийский Иннокентий (Соколов), епископ Арсений (Жадановский), который оставил о нём мемуары, священник Сергей Мечёв.

В 1925 году, после закрытия Николо-Угрешского монастыря, жил в селе Котельники близ Люберец, где и скончался от воспаления лёгких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы около алтаря кладбищенского храма. В 1957 году перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Канонизация

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых. Житие святителя составил иеромонах Иов (Гумеров).

Труды

  • Беседы о христианской жизни и воспитании. СПБ, 1902.
  • Образование, права и обязанности женщины. СПБ, 1902.
  • Простые речи о великих делах Божиих. Томск, 1900.
  • Полное собрание проповеднических трудов (слов, бесед, поучений, посланий, воззваний и наставлений), за все время его служения в архиерейском сане 1884—1913 гг. Сергиев Посад, 1914.
  • Письма к духовной дочери. Сергиев Посад, 1915.
  • Не отчаиваюсь в Божией помощи. М., 2006.

Примечания

  1. ? Биография на сайте «Хронос».
  2. ? «Московские церковные ведомости», 29 декабря 1912 (№ 1 за 1913), стр. 2, 5.
  3. ? Высочайший рескрипт на имя высокопреосвященнейшего Макария, митрополита Московского. // «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 422.
  4. ? Текст речей см.: «Московские церковные ведомости», 15 июня 1913, № 24, стр. 480—482.
  5. ? Имеется в виду императорская семья.
  6. ? Шавельский Г.И. Русская церковь пред революцией. М.: Артос-Медиа, 2005 (написана в половине 1930-х), стр. 75—76.
  7. ? «Церковные ведомости, издаваемые при святейшем правительствующем синоде», 8 апреля 1917, № 9—15, стр. 69 (общая годовая пагинация).
  8. ? Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. М., 2007, Т. II, стр. 198.

Библиография

  • Царю Небесному и царю земному верный. Митрополит Макарий Московский, Апостол Алтайский (Парвицкий-Невский). М., 1996.

Ссылки

Предшественник:
Владимир (Богоявленский)
Митрополит Московский и Коломенский
1912—1917
Преемник:
Тихон (Беллавин)

Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.