Святой Малахия (ирл. Maelmhaedhoc ? Morgair; 1094, Арма, Северная Ирландия — 2 ноября 1148, Клерво, Франция) — католический архиепископ Армы в Северной Ирландии. Оказал очень большое влияние на развитие Церкви в Ирландии и принятие римского обряда взамен кельтских литургий. Полагают что он совершил несколько чудес, а также что он является автором пророчества о последних 112-ти Римских Папах (см. Пророчество о папах). Канонизирован папой Климентом III 6 июля 1190 года и стал первым ирландским святым, канонизированным папой.
Св. Малахия родился в городе Арме в 1094 году. Св. Бернар Клервоский описывает его как принадлежащего к благородному роду. Он был крещён с именем ирл. Ma?l M?ed?c (которому соответствуют англ. Malachy и рус. Малахия). Имя ирл. Ma?l M?ed?c означает «слуга Мэдока» (св. Мэдок англ. Saint M?ed?c — ирландский святой VII-го века).
Св. Цельсий и реформа Церкви
В то время в Ирландии церковные земли зачастую раздавались королём своим сподвижникам в качестве награды за доблестную службу. Одно из основных ирландских аббатств, аббатство Армы, находилось во владении Синайского клана (Clann S?naigh). Они считали себя преемниками св. Патрика и управление аббатством Армы переходило по наследству внутри этой семьи. В 1091 году Цельсий (Saint Ceallach) унаследовал владение Армой. Он решил посвятить себя церковной карьере и, вопреки традиции, передать владение аббатством из рук своего клана в руки Церкви. В 1105 году Цельсий был рукоположён в сан священника, а в 1106 году — во епископа Армы.[1] Святой Цельсий (Saint Ceallach) не собирался передавать владение Армой по наследству своему племяннику,[2] как того требовал обычай, но начал готовить себе преемника из среды служителей Церкви. Его выбор пал на Малахию.
Помощник св. Цельсия
Малахия проходил обучение в Арме и был в послушании у отшельника Имара О’Нагана (Imar O’Hagan). В 1114 году он принял монашество, а в 1119 году был рукоположён в сан священника св. Цельсием, архиепископом Арманским (Saint Ceallach of Armagh). Цельсий оставлял Малахию управлять епархией во время своего отсутствия. Так Малахия долго замещал Цельсия в 1121—1122 годах, когда тот уезжал в Дублин в связи со смертью Дублинского архиепископа и борьбой за владение кафедрой между Ирландской и Датской фракциями. В это время Малахия проявил свои блестящие способности: он провёл реформы литургии, ввёл богослужение часов латинского обряда и реформировал последования некоторых других таинств.[3]
Учёба у бенедиктинцев
В 1122 году, для того чтобы совершенствоваться в священной литургии и богословии, он переехал в городок Лисмор графства Уотерфорд, где провел почти два года, обучаясь и находясь в послушании у св. Малха, бенедиктинского монаха.[4]
Начало епископского служения
Дядя святого Малахии был мирским управляющим (lay abbot) Бангорского монастыря (Bangor Abbey) и принадлежащих ему земель. В 1123 году он передал аббатство своему племяннику. Став аббатом Бангорского монастыря (Bangor Abbey) Малахия значительно перестроил его и оживил религиозную жизнь населения аббатства. Год спустя, в 1124 году, он был хиротонисан во епископа Даунского и Коннорского (Connor), оставаясь при этом жить в Бангорском монастыре.
Малахия поставил целью возродить активную религиозную жизнь в своей епархии. Для этого он назначает на приходы епархии хорошо обученных священников из братии Бангорского монастыря (Bangor Abbey). Религиозная жизнь действительно возрождается и Церковь заметно увеличивает своё влияние в народе. Усиление Церкви не нравится местным князьям, которые, наконец, разоряют епархию. Малахии приходится покинуть Бангор (Bangor, County Down) и, вместе с Бангорскими монахами, переселиться в Иверу (Iveragh, графство Керри). Там их благожелательно принял король Кормак (Cormac), у которого Малахия одно время был духовником.
Архиепископ Арманский
В 1129 году умер святой Цельсий Арманский (Ceallach of Armagh), назначив Малахию своим преемником. В 1132 году Св. Малахия был поставлен архиепископом Армы, одной из первенствующих кафедр Ирландии. С другой стороны, родственники св. Цельсия не собирались уступать своих владений. Племянник св. Цельсия захватил управление епархией и атрибуты власти: Посох Иисуса (Bachal Isu) и Книгу Евангелия, по преданию, принадлежащие св. Патрику. Св. Малахия мог управлять только частью епархии, живя вне города и не собирая дохода с епархии.[3]
Возвращение в Даун
В 1137 году Малахия отказался от кафедры в Арме, куда, по общему согласию враждующих сторон, был поставлен епископом Гиль Мак Лиаг (Gille Mac Liag), который правил Армой последующие 40 лет. Св. Малахия рукоположил епископа на Коннорскую (Connor) епархию, оставив за собой кафедру Дауна.
Визит в Рим
В 1139-1140 годах Малахия ездил в Рим через Шотландию и Цистерианский монастырь в Клерво во Франции, где подружился с Св. Бернардом Клервоским. Св. Малахия оставил несколько своих спутников в этом монастыре для обучения и результатом стало основание в 1142 году Цистерианского аббатства в Меллифонте, Ирландия. В Риме св. Малахия просил папу Иннокентия II выдать два паллия для архиепископских кафедр в Арме и Кашэле. Паллий он не получил, но был назначен папским легатом. В 1148 году Св. Малахия организовал на острове святого Патрика Синод, где разбирались разногласия между ирландскими христианами и Римом. Присутствовало пятнадцать епископов, две сотни священников и других служителей церкви. В конечном счёте, Ирландия в 1152 году получила четыре паллия, но св. Малахия до этого момента не дожил.[5]
Смерть и канонизация
Направляясь в Рим для встречи с новым папой Евгением III, св. Малахия умер на руках у св. Бернарда в Клерво ночью между 1-2 ноября 1148 года. Св. Бернард написал «Жизнь» и с той поры устанавливается почитание св. Малахии, особенно среди Цистерианцев. Св. Бернард Клервоский приводит много интересных рассказов о св. Малахии, и подчеркивает его рвение в религиозной деятельности, как в Конноре, так и в Арме.[5]
В 1190 году папа Климент III назвал Малахию среди Цистерианских святых.
Пророчество о папах
Основная статья: Пророчество о папах
«Пророчество о папах», приписываемое св. Малахии — 112 коротких латинских фраз (девизов), описывающих римских пап (а также нескольких антипап), начиная с Целестина II (избран в 1143) и вплоть до «Конца» (означенного в «пророчестве» словом лат. «Finis»).
Впервые текст пророчества был опубликован в 1595 году бенедиктинцем Арнольдом де Вионом (Arnold de Wyon) в его книге «Lignum Vitae» («Древо жизни»).[6] Вион приписал авторство списка св. Малахии, который в начале 1139 года через Шотландию, Англию и Францию ездил в Рим, к папе Иннокентию II. Именно с этим посещением связывают написание Малахией «Пророчества о папах», подлинность которого, впрочем, оспаривается многими авторами.
По наиболее распространённому толкованию пророчества, папа Бенедикт XVI (интронизирован 24 апреля 2005 года) ассоциируется с латинской фразой пророчества «De Gloria Olivae» («От славы оливы») и является предпоследним римским папой.
? Интересно отметить, что подобное династическое наследование архиерейского трона имеет древнее происхождение: «… в египетской Церкви в IV—V веках образовалась настоящая династия архиереев, в которой должность передавалась почти регулярно от дяди к племяннику: святому Афанасию наследовал его племянник Петр, Петру — его племянник Феофил, святой Кирилл был племянником Феофила, а сам он в свою очередь был дядей следующего епископа — Диоскора.» Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. — М.: Лучи Софии., 1920. — ISBN 978-985-6171-82-9. Часть вторая. Глава 10.. Проверено 1 февраля 2010.
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.