Анастасия Римляныня (греч. ?????????, Анастасия Старшая; † ок. 250 или 256) — раннехристианская преподобномученица. Память в Православной церкви совершается 29 октября (по юлианскому календарю), в месяцесловах константинопольского происхождения память Анастасии Римляныни указывается под 12 октября.
Согласно житию, Анастасия была знатной девушкой, осиротевшей в 3 года. Воспитывалась в женской христианской общине в окрестностях Рима под наставничеством старицы Софии. В 20 лет её привели к градоначальнику Прову, перед которым она открыто исповедала свою веру в Иисуса Христа и отвергла требование поклониться языческим богам и выбрать себе знатного мужа. Пров выставил её обнажённой перед народом, но Анастасия начала обличать градоначальника, и он подверг её истязаниям:
…она была растянута и привязана к четырём столбам вниз лицом; под неё подложили огонь с серой и смолой и мучили её снизу огнем и зловонным дымом, а по спине, без милости, били палками. Мучитель приказал вырвать у неё с пальцев ногти, потом отсечь её руки и ноги, а также выбить все её зубы.
— Димитрий Ростовский. Жития святых (29 октября)
|
Житие сообщает, что, несмотря на мучения, Анастасия не прекращала исповедовать Христа и обличать Прова. После продолжительных мучений святую обезглавили, а тело бросили без погребения на съедение зверям. Однако её тело было найдено и погребено её наставницей Софией и другими местными христианами.
В житиях смерть Анастасии Римляными относится ко времени правления различных императоров: Диоклетиана (в пространном житии Симеона Метафраста) и Деция и Валериана (краткие жития из минология Василия II и синаксаря Константинопольской церкви X века). Уже в ранних агиографических памятниках произошло смешение историй Анастасии Римляныни (называемой Старшей) и Анастасии Узорешительницы (называемой Младшей), что создаёт трудности с идентификацией их изображений, мощей и посвящённых им храмов.
Иконография Анастасии Римляныни схожа с изображениями Анастасии Узорешительницы, но Анастасия Старшая, хотя и имеет на некоторых изображениях в руках сосуд, изображается часто в монашеских одеждах.
Источники
|