Нерсес IV Шнорали |
?????? ? ???????? |
|
Рождение: |
около 1098
|
Смерть: |
1173 год(1173)
|
Hepcec IV (арм. ?????? ????????, Нерсес Шнорали, то есть «Благодатный», Клаеци (Клаэнский), ок. 1098—1173) — армянский католикос (1165), деятель армянской церкви, святой.
Биография
Родился в семье владетельного князя замка Цовк Апирата Пахлавуни. Правнук знаменитого церковного писателя Григория Магистроса Пахлавуни, младший брат Григора III Пахлавуни, армянского католикоса. Один из образованнейших людей своего времени. Получил основательное образование в школе при монастыре Кармир, у епископа Степаноса Манука.
Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Ему принадлежит много произведений как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних особенно известны «Элегия на взятие Едессы Эмадеддином Зенги» в 1144 г. и «История Армении», доведенная до 1121 г., а из духовных — поэма «Иисус Единородный Сын Отца» (1152), заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырёх Евангелий.
В прозе имеются два произведения Нерсеса: соборное послание к народу армянскому, написанное при восшествии на патриарший престол (1166), и изложение веры церкви армянской, составленное Нерсесом по требованию византийского императора Мануила («Изложение веры Армянской Церкви» в 2-х частях). Оба эти произведения и переписка между Нерсесом, императором Мануилом и патриархом Михаилом переведены на русский язык Худобашевым (СПб., 1847). Стихотворные произведения публиковались в переводах В.Брюсова и Н.Гребнева.
Вся деятельность Нерсеса была направлена к соединению церквей армянской и греческой, причем он руководствовался в особенности желанием отстоять самостоятельность своего отечества от покушений мусульман. В 1170 г. в городе Рум-Кла, местопребывании католикосов, произошёл диспут между Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 г. «Изложение веры» написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение. Император Мануил и Патриарх Константиноольский Лука (1156-1169), обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской Церквей.
Уже став католикосом, Нерсес отправил императору ещё одно послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным, на основе Библии и Священного Предания. Где бы ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у византийцев, они должны быть исправлены.
На это послание св. Нерсеса император и Патриарх Михаил III (1169-1177) ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий: исповедовать, что в Христе одно лицо, две природы, две воли и два воздействия, согласиться с тем, чтобы избрание католикоса Армении утверждалось императором и т. д.
Разочарованный Нерсес, будучи большим защитником идеи объединения Церквей, ответил Феориану, посланнику императора и патриарха, что сам он не вправе решать столь серьёзные вопросы и что он ответит на них после созыва Собора Армянской Церкви. Среди приготовлений к созыву Собора, на котором должен был быть поставлен вопрос о соединении церквей, Нерсес умер. Обещанный Собор созвал католикос Григор IV (1173 — 1193) в 1179 г. уже после смерти Нерсеса Шнорали. В этом Соборе участвовали епископы Армении, Киликии с прилегающими землями, Алуанка, а также представители Сирийской Яковитской Церкви. Собор, с одной стороны, осудил крайности монофизитства, с другой — отверг учение о двух естествах, двух волях, двух воздействиях, утвердив толкование Армянской Церкви о единой природе Бога Слово воплощенного. Но ещё до того, как в Константинополе узнали о решении Собора, умер император Мануил (1180), а его последователи каких-либо признаков заинтересованности в объединении с Армянской Церковью не проявили.
Сочинения
Собрание поэтических произведений Нерсеса изд. в Венеции 1830 г. «Элегия на взятие Едессы» издана много раз отдельно, между прочим в Тифлисе в 1829 г.; латинский перевод её в Венеции в 1833 г.; первая половина элегии (1358 стихов из 2114), с французским переводом, напеч. Дюлорье в его «Recueil des Croisades» (т. I, стр. 226—268).
Литература
- Патканов, «Библиографический очерк армянской исторической литературы», СПб., 1880 г.
- Троицкий, «Изложение веры церкви армянской, начертанное Нерсесом, католикосом армянским» (СПб.,1875).
См. также
- Список армянских католикосов
Ссылки
Армянская литература и письменность |
Литература |
Армянская литература • Армянская историография • Ашхарацуйц • Давид Сасунский
|
|
Письменность |
Алфавит (история создания) • Месроп Маштоц • Данииловы письмена
|
Изучение |
Арменистика • Матенадаран
|
Авторы? |
Списки авторов |
V—XVIII века • XIX—XX века
|
Раннее
Средневековье
V—X века |
Мовсес Хоренаци • Лазар Парпеци • Фавстос Бузанд • Агатангелос • Езник Кохбаци? • Егише • Корюн • Иоанн Мандакуни? • Давид Анахт? • Себеос • Иоанн Мамиконьян • Давтак Кертог • Иоанн Одзнеци? • Гевонд • Товма Арцруни • Ованес Драсханакертци • Ухтанес • Мовсес Каганкатваци
|
Высокое и
позднее
Средневековье
XI—XVI века |
Григор Нарекаци • Степанос Таронаци • Григор Магистрос • Аристакес Ластиверци • Ованес Имастасер? • Матеос Урхаеци • Нерсес Шнорали • Нерсес Ламбронаци • Мхитар Гош • Киракос Гандзакеци • Вардан Аревелци • Степанос Орбелян • Фрик • Вардан Айгекци • Костандин Ерзнкаци • Смбат Спарапет • Мхитар Айриванеци • Гетум • Григор Татеваци? • Товма Мецопеци • Мкртич Нагаш • Ованес Тлкуранци • Наапет Кучак
|
Новое время
XVII—XVIII века |
Аракел Даврижеци • Захария Саркаваг • Симеон Джугаеци? • Симеон Лехаци • Нагаш Овнатан • Саят-Нова • Есаи Гасан-Джалалян • Багдасар Дпир
|
XIX—XX века |
Хачатур Абовян • Петрос Дурян • Раффи • Мурацан • Акоп Паронян • Гевонд Алишан • Габриел Сундукян • Ованес Туманян • Даниэль Варужан • Александр Ширванзаде • Егише Чаренц • Ваан Терьян • Аксел Бакунц • Нар-Дос • Аветик Исаакян • Паруйр Севак
|
? Имена только наиболее значимых средневековых, новых и новейших авторов. ? Богослов и/или философ. |
|