Митрополит Одесский и Херсонский
до 21 октября 1932 — архиепископ
1928 — июль 1936
Предшественник:
Онуфрий (Гагалюк)
Преемник:
Митрофан (Русинов)
Архиепископ Самарский и Ставропольский
до 4 августа 1923 - архиепископ
28 февраля 1922 — 18 сентября 1923
Епископ Чистопольский
29 июня 1913 — 28 февраля 1922
Ректор Казанской духовной академии
6 июня 1913 — нач. 1920-х
Рождение:
20 августа 1880(1880-08-20)
Ковель, Волынская губерния
Смерть:
23 января 1938(1938-01-23) (57 лет)
республика Коми
Митрополит Анато?лий (в миру Андре?й Григо?рьевич Грисю?к; 20 августа 1880, город Ковель, Волынская губерния — 23 января 1938, республика Коми) — епископ Православной Российской Церкви; с 1928 года архиепископ (с 1932 года митрополит) Одесский и Херсонский. Прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 2000.
Родился в семье чиновника. Окончил Кременецкое духовное училище, Волынскую духовную семинарию в 1900, Киевскую Духовную академию в 1904 со степенью кандидата богословия В 1904-1905 был профессорским стипендиатом академии по кафедре общей церковной истории. В 1905—1906 был командирован в Константинополь для занятий в находившемся там археологическом институте. Магистр богословия (1911, тема диссертации: «Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI-го века»; эта работа была удостоена премии митрополита Макария).
В 1903 был пострижен в монашество и рукоположён во иеромонаха.
С 3 июня 1905 — исполняющий должность доцента по кафедре общей церковной истории Киевской духовной академии. С 4 августа 1911 — доцент академии. 29 августа 1911 возведен в сан архимандрита. С 10 января 1912 — был экстраординарный профессор Киевской духовной академии. С 8 июня 1912 — инспектор и экстраординарный профессор Московской духовной академии.
С 6 июня 1913 — ректор Казанской духовной академии, читал в ней лекции по истории древней церкви. Был последним ректором в истории академии.
Знал классические и некоторые восточные языки, изучал первоисточники истории христианства на Древнем Востоке, отличался «страстным стремлением докопаться до самой мудрёной хронологической даты». Избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания.[1]
Архиерей
С 29 июня 1913 — епископ Чистопольский, второй викарий Казанской епархии (одновременно занимал пост ректора академии). С июля 1914 — второй викарий Казанской епархии.
После официального закрытия академии советской властью она, сохраняя учебную программу, работала в частном порядке. Поскольку здание академии было отобрано, то лекции читались на дому у профессоров, а совет академии собирался на квартире её ректора. В начале 1921 чекисты перехватили присланный епископом Анатолием Патриарху Тихону пакет с отчётом о учебной деятельности академии, что привело к появлению письма из ВЧК в Наркомюст, в котором, в частности, говорилось: «Наличность в Казани подобного очага мракобесия, руководимого духовно-административным центром… нежелательна. Просим вас принять меры к пресечению дальнейшей деятельности указанного учреждения». В марте 1921 епископ Анатолий был арестован и приговорён к одному году принудительных работ. Был отправлен в Москву и заключён на несколько месяцев в Бутырскую тюрьму, где его жестоко избили, сломали челюсть и два ребра.
С 28 февраля 1922 — епископ Самарский и Ставропольский. 24 февраля 1923 вновь арестован за противодействие обновленческому движению (формальным поводом для ареста послужило найденное при обыске в его квартире антисоветское воззвание, написанное от его имени; сам владыка Анатолий заявил, что это фальшивка). 4 августа 1923 ненадолго освобождён, вскоре возведён Патриархом Тихоном в сан архиепископа.
Ссылка в Туркмению
18 сентября 1923 был вновь арестован, обвинен в распространении антисоветских слухов и выслан на три года в административном порядке в Туркмению — в город Полторацк (ныне Ашхабад), а с 1925 — в Красноводск. Продолжал интересоваться научными вопросами в ссылке, из которой писал профессору А. И. Бриллиантову: «А что до нас, то мы теперь не столько изучаем древнюю церковную историю, сколько являемся жертвами трагизма новейшей русской церковной истории. Служебная и неслужебная одиссея поставила нас далеко от библиотек и даже от собственного небольшого собрания книг по специальности. Очень любопытно было бы узнать — каково состояние науки древней церковной истории в Европе после войны и какие открытия, капитальные издания и крупные исследования можно там отметить…». Вернулся из ссылки в 1927.
Одесский владыка
Поддержал церковную политику митрополита Сергия (Страгородского). С 1927 — постоянный член Временного при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя Священного Синода. С 1928 — архиепископ Одесский и Херсонский, с 21 октября 1932 — митрополит. С 1934 по 1935 гг. временно управляющий Харьковской Епархией. В этот период власти закрыли многие храмы епархии (ряд церквей были взорваны), арестовали значительную часть духовенства. Митрополита неоднократно вызывали на допросы в управление ГПУ, то глубокой ночью, то во время богослужения (в последнем случае митрополит сначала завершал службу, несмотря на недовольство чекистов).
По отзывам верующих и духовенства, был добрым и всем доступным человеком, прекрасным проповедником. По воспоминаниям митрополита Мануила (Лемешевского), «по внешности был малого роста, щуплый, сутуловатый, всегда смотревший вниз, — производил впечатление человека, углубленного в себя и занятого своими мыслями».
Последний арест и заключение на Севере
Арестован в ночь с 9 на 10 августа 1936. Обвинён в том, что «связался с католическим ксендзом города Николаева Зноско Христианом Леонтьевичем, с которым вел переговоры об установлении антисоветского блока путем воссоединения восточной (православной) и западной (католической) церквей на началах унии, с подчинением православной церкви папе Римскому. В повседневной своей деятельности вел антисоветскую агитацию и в форме контрреволюционных высказываний систематически внедрял антисоветские установки духовенству и церковникам, воспитывая их таким путем в контрреволюционном направлении». В ответ на эти обвинения заявил, что антисоветской агитацией не занимался, а также «связи с представителями католической церкви я не имел и никаких переговоров об объединении православных и католиков не вёл. Заявляю, что я убежденный антикатолик и по своим религиозным воззрениям, как православный архиерей, не мог вести таких переговоров». С католическим же священником имел разговор частного характера. Был отправлен в Москву, где заключён в Бутырскую тюрьму. Уже в это время был тяжело болен, у него отнимались ноги.
21 января 1937 Особое Совещание при НКВД СССР приговорило митрополита Анатолия к пяти годам заключения в лагерь. Несмотря на болезнь, его отправили общим этапом вместе с уголовниками, которые в дороге обворовали митрополита. Часть пути узники проезжали по железной дороге, затем шли пешком — по снегу в условиях суровой, близкой к заполярной зимы. Владыка Анатолий с трудом передвигался: когда он падал, ему разрешали сесть в кузов грузовика и везли до тех пор, пока он не приходил в себя, а затем снова гнали пешком.
В феврале 1937 прибыл в Кылтовскую сельхозколонию в Коми (см. Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь), в мае отправлен на общие работы. В октябре в связи с ухудшением состояния здоровья переведён на инвалидности, но уже в ноябре его вновь вывели на общие лагерные работы. К этому времени почти ослеп. Из отчёта администрации лагеря: «Работу выполняет на 62%. По старости работает слабо, но старается».
Смерть в лагере
В январе 1938 был помещён в лагерную больницу, где скончался. В его жизнеописании сказано, что перед самой смертью от владыки потребовали, чтобы он отдал свое Евангелие и нательный крест, с которым он никогда не расставался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал.
Канонизация
Канонизован как местночтимый святой Херсонской епархии Украинской православной церковью в 1997. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Труды
Проф. Амфиан Степанович Лебедев. Труды К. Д. А. 1910, март.
Памяти проф. В. В. Болотова. Труды К. Д. А. 1910, апрель.
Проф. Константин Дмитриевич Попов (Некролог). Труды К. Д. А. 1911, июль-август.
Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI-го века. Киев, 1911.
Св. Флавиан, архиепископ Константинопольский, исповедник. Киев, 1912.
Знаменитый документ. «Православный собеседник». 1913, сентябрь.
Дельфийская надпись и её значение для хронологии Ап. Павла. Труды К. Д. А. 1913, январь.
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.