Философ |
Философ Николаевич Орнатский |
|
Рождение: |
21 мая (2 июня) 1860(1860-06-02)
|
Смерть: |
1918 год(1918)
|
Прославлен: |
август 2000 года
|
В лике: |
священномученика
|
День памяти: |
31 мая (13 июня)
|
Филосо?ф Никола?евич Орна?тский (2 июня 1860, погост Новая Ёрга Череповецкого уезда Новгородской губернии — октябрь 1918) — протоиерей. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.
Семья
- Отец — Николай Платонович Орнатский, священник Новоёрговской Богоявленской церкви 1-й Петринёвской волости Череповецкого уезда.
- Брат — Иван Николаевич, священник, был женат на племяннице протоиерея Иоанна Кронштадтского. 23 февраля 1936 (1936-02-23) был приговорён к пяти годам лишения свободы и на следующий год умер в лагере.
- Жена — Елена, урождённая Заозерская, дочь бывшего иподиакона митрополита Исидора. В семье было десять детей.
- Сыновья — Николай и Борис Философовичи, расстреляны вместе с отцом в октябре 1918 и причислены к лику священномучеников.
Фамилию Орнатский его деду Платону Иосифовичу «передал» находившийся на покое в Кириллове бывший епископ Пензенский и Саратовский Амвросий (в миру Андрей Орнатский, 1778—1827), приходящийся Философу Николаевичу двоюродным прадедом.
Образование
Окончил Кирилловское духовное училище, Санкт-Петербургскую духовную семинарию (1881), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1885).
Священник
С 28 июля 1885 года — священник церкви при детском приюте принца Ольденбургского в Петербурге. С 1892 — настоятель церкви св. Андрея Критского в Петербурге при Экспедиции заготовления государственных бумаг. При его содействии при Экспедиции было открыто техническое училище, дававшее среднее и профессиональное образование. Был его начальником и одновременно законоучителем.
В 1893—1917 одновременно гласный Петербургской городской думы от духовенства, был членом думских комиссий по народному образованию и благотворительности. В течение 26 лет был председателем петербургского Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. Участвовал в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен; его стараниями в Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, в том числе храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала (самый большой из них; при нём о. Философом было основано Александро-Невское общество трезвости), церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборгской стороне, Герасимовская церковь, а также Исидоро-Юрьевский храм (другим инициатором строительства этого храма был священник Павел Кульбуш, будущий епископ Платон). В качестве председателя комитетов по строительству храмов распоряжался огромными деньгами, но при этом жил очень скромно, давал частные уроки, чтобы прокормить семью.
С 1895 проводил на белильной фабрике беседы для рабочих. 8 июня 1898 с его помощью было основано Православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Также организовал Христианское содружество учащейся молодежи. Был редактором и цензором ряда петербургских духовных журналов, таких как «Санкт-Петербургский Духовный Вестник», «Отдых христианина», «Православно-Русское слово». Выдающийся проповедник, во время революции 1905 года призывал рабочих Нарвского района — места особой активности революционных пропагандистов — к верности императору Николаю II.
С 1913 — настоятель Казанского собора в Петербурге. Во время Первой мировой войны отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами.
В 1917 во главе с владыкой Вениамином (Казанским) был одним из создателей «Союза Церковного Единения». Выступал против отмены преподавания Закона Божия в школах. В январе 1918 при отпевании погибшего от рук большевиков в Александро-Невской лавре протоиерея Петра Скипетрова (своего родственника — мужа сестры жены) произнёс проповедь с резкой критикой советской власти. Организовал защиту святынь Александро-Невской лавры, выступив с инициативой совершить к ней крестные ходы от всех храмов столицы.
Арест и мученическая кончина
Был арестован в августе 1918. Вместе с ним были арестованы сыновья Николай (1886—1918, военный врач) и Борис (1887—1918, штабс-капитан артиллерии). Прихожане требовали освободить священника; власти в ответ перевезли его с сыновьями из Петрограда в Кронштадт.
Протоиерей Философ Орнатский и его сыновья были расстреляны в ходе красного террора, предположительно, около 30 октября 1918. По дороге он читал вслух отходную над приговорёнными. По одним данным, расстрел произошёл в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.
В августе 2000 протоиерей Философ Орнатский и его сыновья Николай и Борис причислены к лику общецерковных святых Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви.
Труды
- О праздничном отдыхе для торговых людей. СПб, 1889.
- Русская православная миссия и православная церковь в Японии. СПб, 1889.
- О воспитании детей. СПб., 1890.
- О труде и праздничном отдыхе в жизни рабочих людей. СПб, 1890.
- О христианском образовании женщины. СПб, 1892.
- Ответ на Пашковские вопросы. СПб, 1893.
- О самоубийстве пред судом откровенного учения. СПб, 1894.
- Слово об ангелах. СПб, 1894.
- Саровские поучения. СПб, 1903.
- Секта Пашковцев и ответ на Пашковские вопросы. Спб, 1903.
Ссылки
|