Аввакум Петров |
Современная старообрядческая икона.
Иконописец Ирина Никольская |
Рождение: |
1621 год(1621)
|
Смерть: |
14 (27) апреля 1682(1682-04-27)
|
Почитается: |
в старообрядческих церквях
|
В лике: |
священномученика
|
День памяти: |
14 апреля и 2 декабря (по юлианскому календарю)
|
Протопоп Аввакум (Аввакум Петрович Кондратьев; 1620 или 1621, Григорово, Княгиницкий уезд — 14 (27) апреля 1682, Пустозёрск) — протопоп города Юрьевца-Повольского, противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века; духовный писатель.
Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.
Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.
Жизнь
Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов.
Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы города Юрьевца-Повольского в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе». Когда патриарх Иосиф скончался в 1652 году, новый патриарх Никон заменил прежних московских справщиков украинскими книжниками во главе с Арсением Греком. Причиной послужила разность подходов к реформе: если Аввакум, Иван Неронов и др. выступали за исправление церковных книг по древнерусским православным рукописям, то Никон собирался сделать это, опираясь на греческие богослужебные книги. Первоначально патриарх хотел взять древние «харатейные» книги, но потом довольствовался итальянскими перепечатками. Аввакум же и другие противники реформы были уверены, что эти издания не авторитетны и имеют искажения. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю, написанной им совместно с костромским протопопом Даниилом.
Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».
Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума — сам царь показывал расположение к нему. Однако уже вскоре все убедились, что Аввакум не личный враг Никона, а принципиальный противник церковной реформы. Через боярина Родиона Стрешнева царь посоветовал ему если не присоединиться к реформированной церкви, то, по крайней мере, не критиковать её. Аввакум последовал совету, однако это продолжалось недолго. Вскоре он ещё сильнее прежнего стал критиковать архиереев, введённый вместо принятого на Руси 8-конечного неравносложный 4-конечный крест, исправление Символа веры, Трёхперстное сложение, Партесное пение, отвергать возможность спасения по новоисправленным богослужебным книгам и даже послал челобитную царю, в которой просил низложить Никона и восстановить иосифовские обряды.
В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень, где он пробыл полтора года, продолжая свою проповедь и поддерживая своих приверженцев, разбросанных по всей России, посланиями, в которых именовал себя «рабом и посланником Исуса Христа», «протосингелом российской церкви».
В 1666 году Аввакум был вновь привезён в Москву, где 13 мая после тщетных увещеваний на соборе, собравшемся для суда над Никоном, его расстригли и прокляли в Успенском соборе за обедней, в ответ на что он тут же наложил анафему на архиереев.
И после этого не отказывались от мысли переубедить Аввакума, расстрижение которого было встречено большим возмущением и в народе, и во многих боярских домах, и даже при дворе, где у ходатайствовавшей за Аввакума царицы было в его день расстрижения «великое нестроение» с царём. Вновь уговаривали Аввакума уже перед лицом восточных патриархов в Чудове монастыре, но он твёрдо стоял на своём. В это время его соратников казнили. Аввакум же был наказан кнутом и сослан в Пустозёрск (1667 год). При этом ему не вырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопоп симбирский, были сосланы в Пустозёрск.
14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей: все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
Аввакум почитается в большинстве старообрядческих церквей и общин как священномученик и исповедник. В 1916 году старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых.
5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области состоялось открытие памятника Аввакуму.
Богословие
Вероучительные взгляды Аввакума Петровича достаточно традиционны, его любимая область богословия — нравственно-аскетическая. Полемическая направленность выражается в критике реформ Никона, которые он ставит в связь с «римской блуднёй», то есть с латинством.
Бог, судя по произведениям Аввакума, незримо сопутствовал страстотерпцу на всех этапах его жизненного пути, помогая наказывать презлых и лукавых. Так, Аввакум описывает, как ненавидевший его воевода отправил ссыльного ловить рыбу на безрыбном месте. Аввакум, желая посрамить его, воззвал ко Всевышнему — и «полны сети напехал Бог рыбы». Такой подход к общению с Богом очень похож на ветхозаветный: Бог, по мнению Аввакума, проявляет пристальный интерес к повседневной жизни страдающих за истинную веру.
Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они якобы играли на домрах и дудках, мешая священнику спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и прибегали к прямому физическому насилию — хватали протопопа за голову и вывертывали её. Впрочем, Аввакум — не единственный ревнитель старой веры, одолеваемый бесами: пытки, якобы творимые слугами дьявола над иноком Епифанием, духовным отцом Аввакума, были гораздо тяжелей.
Исследователи обнаружили весьма сильную зависимость идейного мира Аввакума от святоотеческой и патериковой письменности. В антистарообрядческой литературе нередко обсуждается противоречивый ответ протопопа на вопрос одной своей корреспондентки, сохранившийся в письме, подлинность которого под сомнением, о смутившем её выражении в одном богослужебном тексте о Троице. Это выражение можно было понять так, что в святой Троице различаются три сущности или существа, на что Аввакум отвечал «не бойся, секи несекомое». Эта реплика дала повод новообрядческим полемистам повод говорить о «ереси» (тритеизм). Впоследствии эти взгляды Аввакума пытались оправдать на Иргизе, так что из таких апологетов выделился особый толк «онуфриевцев». На самом деле взгляды протопопа на святую Троицу не отличались от святоотеческих, что видно из предисловия к «Житию», а его неосторожные выражения не были приняты старообрядцами. Ряд исследователей, в частности, Н. М. Никольский и Е. А. Розенков, говорят о недостаточной осведомлённости Аввакума в вопросах православной догматики. Так, смущение вызывает фраза из письма, в которой Аввакум обещал последовавшему этому призыву, что он узрит «трёх царей».
См. также
- Раскол
- Старообрядчество
- Церковная реформа патриарха Никона
- смерть Аввакума Петрова
Ссылки
Российские мятежи, бунты, восстания, массовые забастовки и акции протеста |
Смутное время |
Восстание Хлопка • Восстание Болотникова |
XVII век |
Поход Василия Уса • Соляной бунт • Новгородское восстание • Псковское восстание (1650) • Медный бунт • «Поход за зипунами» Степана Разина • Крестьянская война под предводительством Степана Разина • Восстание старообрядцев (1681) • Стрелецкий бунт (1682) • Стрелецкий бунт (1698) |
XVIII век |
Астраханское восстание • Булавинское восстание • Кижское восстание • Чумной бунт • Яицкое казачье восстание (1772) • Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва (1773—1775) • Польское восстание под предводительством Тадеуша Костюшко (1794) |
XIX век |
Восстание декабристов • Восстание Черниговского полка • Чумной бунт в Севастополе • Картофельный бунт • Акрамовское восстание • Холерный бунт • Кругобайкальское восстание • |
XX век
до 1917 года |
Полтавско-харьковские аграрные беспорядки (1902) • Революция (1905—1907) • Севастопольское восстание (1905) • Горловское восстание • Свеаборгское восстание • Забастовки на Ленских приисках (1912) • Атменьское восстание • |
Революции 1917 года
и гражданская война |
Февральская революция • Июльские беспорядки (1917) • Октябрьская революция • Елатомский мятеж (1918) • Гамовский мятеж • Левоэсеровские восстания (1918) • Ижевско-Воткинское восстание (1918) • Ливенское восстание (1918) • Ярославское восстание • Рыбинское восстание • Муромское восстание • Восстание Чехословацкого корпуса • Минусинское восстание • Баштанское восстание • Чапанная война • Стрекопытовский мятеж • Гжатский мятеж • Вилочное восстание • Асхабадское восстание (1918) • Пришекснинское восстание • Беловодский мятеж (1918) • Восстание форта «Красная Горка» • Верхне-Донское восстание (1919) • Осиповский мятеж • Гянджинское восстание (1920) • Слуцкое восстание • Чаппанское восстание (1921) • Вернинский мятеж (1920) • Западно-Сибирское восстание (1921—1922) • Кронштадтское восстание • Якутский поход • Тамбовское восстание (1920—1921) • Восстание сванов (1921) • Геокчайское восстание • Зазейское восстание (1924) • |
СССР (1924—1991 годы) |
Восстание амурских казаков • Августовское восстание (1924) • Тунгусское восстание • Якутское восстание (1927—1928) • Восстание в Чечне (1929) • Восстание Тужлея • Добытинское восстание • Восстание в Чечне (1930) • Восстание в Чечне (1932) • Таймырское восстание • Тахта-Купырское восстание • Батпаккаринское восстание • Созакское восстание • Восстание в Восточном Казахстане (1930) • Мангышлакское восстание • Восстание Хасана Исраилова • Экибастузское восстание • Норильское восстание • Кенгирское восстание заключённых (1954) • Массовые беспорядки в Грозном • Восстание в Темиртау • Массовые беспорядки в Краснодаре • Забастовки в Новочеркасске • Восстание на «Сторожевом» (1975) • Протесты против ГКЧП |
Российская Федерация
после 1991 года |
Протесты против роспуска Верховного Совета |
Предводители |
Хлопок Косолап • Иван Болотников • Василий Ус • Степан Разин • Аввакум Петров • Кондратий Булавин • Емельян Пугачёв • Константин Осипов • Александр Антонов |
Правительственные
военачальники |
Михаил Скопин-Шуйский • Юрий Барятинский • Григорий Орлов • Пётр Панин • Иван Михельсон • Павел Ренненкампф • Михаил Тухачевский |
|