• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Пахомий Великий

Пахомий Великий (ок.292-ок.346) — египетский монах, выходец из Фив. Бывший языческий жрец бога Сераписа (Сараписа). Будучи еще язычником, поступил в армию Константина Великого солдатом. В ходе военных действий в 312 г. его подразделение было тепло встречено христианами, сохранявшими нейтралитет. Там Пахомий познакомился с Христианством, и именно с той поры постепенно стал склоняться к этой религии. После окончания военных действий крестился. Основал первый христианский общежительный монастырь и составил для него первый монастырский устав[1][2] (сохранился в латинском переложении, выполненном в 404 г. св. Иеронимом). Его христианским наставником был монах Паламон. Наряду с Антонием Великим, Макарием Великим и Евфимием Великим Пахомий считается столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития. Почитается как святой в лике преподобных, память в Православной церкви — 15 мая (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 9 мая.

После службы в армии Пахомий удалился в Фиваидскую пустынь рядом со своим домом. Вскоре перебрался в христианскую общину в Тавенисси (Тавенне/Табенне) на восточном берегу Нила, состоявшую из вышеупомянутого отшельника Паламона и нескольких анахоретов. Пахомий соединил разрозненные жилища последователей Антония Великого, огородил общину стеной и составил для монахов правила дисциплины и режим дня, основанный на равномерном чередовании труда и молитвы.

Известный христианский святой Василий Великий (330—379) побывал в киновии Пахомия и заимствовал многие его идеи в Кесарии (Каппадокия), где был создан устав аскетической монашеской жизни, используемый до сих пор в православных монастырях. Именно Пахомию приписывается введение в христианскую практику обычая использовать чётки.

Пахомий вошел в историю церкви как создатель общежительной формы монашества, или киновитства, которую он считал более соответствующей человеческой природе, нежели отшельничество в духе Антония Великого. Однако до создания первого монастыря он находился несколько лет в уединении в пустыне. Издавна жрецы культа Сераписа практиковали уход от мира в пустыню, и Пахомий, зная это, лишь немного модернизировал языческую традицию, и вошел в историю, как один из отцов схимничества. Кроме того, Пахомий настаивал на беспрекословном подчинении иноков настоятелю, который в монашеской иерархии заступал место монарха. К концу его жизни община в Тавенисси насчитывала свыше 3000 монахов обоего пола, сгрупированных в 9 мужских и 2 женских обители. Нужно обратить внимание на то, что в киновиях Пахомия, не было строгого отделения мужчин от женщин.

Пахомий не был создателем монастыря в современном понятии слова. Киновия отличается от монастыря тем, что монахи там хотя и проводят часть дня вместе, живут каждый по отдельности, каждый в небольшой хижине и часть дня проводят наедине с собой, всё это является лишь приготовлением для тех, кто сможет потом перейти на более высокий аскетический уровень.

См. также

  • Отцы-пустынники
  • Библиотека Наг-Хаммади

Примечания

  1. ? Поснов М.Э. Часть 2. Глава 6. // История Христианской Церкви.
  2. ? «Пахомий Великий» //Католическая энциклопедия. Т.3, М.:2007. Ст. 1361

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.