Епископ Плато?н (эст. Piiskop Platon; в миру Павел Петрович Кульбуш, нем. Paul Kulbusch; 13 июля 1869, деревня Поотси-Кыпу, Лифляндская губерния — 14 января 1919, Тарту) — епископ Ревельский (Православная российская церковь).
В 2000 году прославлен в лике святых Русской православной церкви и Константинопольской церкви; память — 1 января по юлианскому календарю.
Биография
Отец — Пётр Георгиевич Кульбуш был псаломщиком и учителем церковно-приходской школы при Аросаарской (Арусаарской) церкви Рижской епархии.
Окончил Рижское духовное училище в 1884 году, Рижскую духовную семинарию в 1890 году (лучший студент выпуска), Санкт-Петербургскую духовную академию в 1894 году со степенью кандидата богословия.
Священник
5 декабря 1894 года был рукоположен во священники и определён на должность настоятеля эстонского православного прихода в Петербурге, который был учреждён указом Синода 31 декабря 1894 года. Первоначально богослужения пришлось совершать в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви.
Основатель и заведующий открытой 21 октября 1898 года эстонской двухклассной церковно-приходской школы. Он сам и члены причта вели занятия безвозмездно. При школе существовал небольшой интернат, самые бедные ученики обеспечивались питанием. 29 ноября 1898 года по его инициативе в Петербурге было открыто эстонское Братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Целью братства была забота о возрастании и духовном укреплении православной эстонской паствы, издание и распространение духовной литературы на эстонском языке, устройство библиотек, помощь нуждающимся, построение приходского храма.
Инициатор строительства в Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского, освящённой 23 сентября 1907 года. В создании и освящении храма принимал участие Иоанн Кронштадтский. Богослужения в церкви совершались на эстонском языке. При храме имелись помещения для культурно-просветительской деятельности, проведения катехизации, а также небольшая гостиница для приезжавших в Петербург эстонцев.
Только за первые 12 лет его энергичной и неутомимой службы образовалось семь эстонских приходов: в Петербурге, Кронштадте, Гатчине, Луге, Нарве, Клопицах (Петергофский уезд) и в селе Заянье Гдовского уезда. Был благочинным двенадцати эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии. В 1905 году возведён в сан протоиерея. Был известным в городе проповедником, чьи проповеди регулярно печатались в «Санкт-Петербургском духовном вестнике», законоучителем в Литейной женской гимназии.
Епископ
8 августа 1917 года в Юрьеве (Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, на котором было выдвинуто предложение об образовании в епархии Ревельского викариатства, в состав которого вошли бы все эстонские приходы. Кандидатом на епископскую кафедру был назван протоиерей Павел Кульбуш. Это предложение было одобрено Патриархом Тихоном, который говорил о протоиерее Павле: «Никому не удастся в наше темное время правителей-безбожников заставить его отступить от веры».
Принял монашеский постриг с именем Платон. Хиротонисан во епископа Ревельского 31 декабря 1917 года в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине) митрополитом Петроградским и Гдовским свмч. Вениамином и викарием Петроградской епархии епископом Лужским Артемием (Ильинским). Вскоре ему было поручено управлять Рижской епархией, однако его резиденция осталась в Тарту.
Активно занимался восстановлением приходской жизни в епархии. В сложных услоиях войны и немецкой оккупации частью на лошадях, частью пешком, посетил большую часть своих приходов в Эстонии и в Латвии, «где, — по свидетельству очевидцев, — его проникновенное богослужение и захватывающие проповеди вносили бодрящую струю в сердца пасомых». Пользовался уважением как своей православной паствы, так и инославных соотечественников.
Арест и мученическая кончина
22 декабря 1918 года Тарту был занят большевиками. 2 января 1919 года епископ Платон был арестован на улице и вместе с другими жителями города (всего за 24 дня большевистской власти в Тарту было арестовано свыше 500 человек) заключён в помещение Кредитного банка. В превращенном в тюрьму здании заключённые содержались в очень тяжёлых условиях, а особым издевательствам и унижениям подвергался еще не оправившийся от болезни (грипп-испанка с осложнением в виде крупозного воспаления лёгких) владыка Платон.
В ночь с 14 на 15 января 1919 года город был отбит натиском эстонской армии. Отступая, красные комиссары отвели в подвальное помещение и убили 20 заключённых, в том числе владыку Платона, протоиереев Успенского собора г. Тарту Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. Тела некоторых убитых были изуродованы до неузнаваемости. Тело епископа Платона носило на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ран, причём одна из них — от разрывной пули прямо в правый глаз, затылок был пробит прикладом винтовки. Его опознали только по спрятанной на груди панагии.
9 февраля 1919 года был погребен в левом приделе Спасо-Преображенского собора в Ревеле. В 1929 года во дворе собора был установлен бюст епископа Платона, а в феврале 1931 года состоялось торжественное освящение мраморного саркофага над его могилой, сооруженного по проекту скульптора Амандуса Адамсона на средства, ассигнованные эстонским правительством и собранные путем пожертвований.
Канонизация
В августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве епископ Платон и погибшие вместе с ним протоиереи Михаил Блейве и Николай Бежаницкий были причислены к лику Новомучеников Российских. Они особо почитаются в Эстонской православной церкви Московского Патриархата.
Епископ Платон почитается и в Эстонской апостольской православной церкви Константинопольского патриархата, которой принадлежит как Спасо-Преображенский собор г. Таллин, так и Успенский собор г. Тарту. В 1922 году в память о святителе был учреждён орден епископа Платона, который вручается за служение во славу Бога и на пользу Эстонской апостольской православной церкви. В октябре 2000 года епископ Платон был повторно канонизирован Синодом Константинопольской церкви. Московская патриархия расценила новую канонизацию как оскорбление и нарушение своих прав.
Характеристика личности
Тонкий и глубоко образованный человек, чуткий, мягкий и приветливый в обращении, сочетавший широту взглядов и чувство юмора с постоянной духовной сосредоточенностью и религиозным рвением.
Ссылки
|