• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Прокопий (Титов)
Архиепископ Прокопий
Епископ Херсонский и Николаевский
июня 1925 — ноябрь 1925
Церковь: Русская православная церковь
Епископ Одесский и Херсонский
1921 — 16 февраля 1923
Церковь: Русская православная церковь
Епископ Николаевский, викарий Одесской епархии
1919 — 1921
Церковь: Православная российская церковь
Предшественник: Алексий (Баженов)
Преемник: Феодосий (Кирика)
наместник Александро-Невской лавры
1917 — 1918
Церковь: Православная российская церковь
Община: Александро-Невская лавра
Епископ Елисаветградский,
викарий Херсонской епархии
30 августа 1914 — 1917[1]
Церковь: Православная российская церковь
Предшественник: Анатолий (Каменский)
Преемник: Павел (Колосов)
заведующий Томской церковно-учительской школой
7 сентября 1901 — 29 мая 1906
Церковь: Православная российская церковь
 
Имя при рождении: Пётр Семёнович Титов
Рождение: 25 декабря 1877(1877-12-25)
в городе Кузьминске Томской губернии
Смерть: 23 ноября 1937(1937-11-23) (59 лет)
Турткуль
Принятие священного сана: 23 августа 1901
Принятие монашества: 21 августа 1901
Епископская хиротония: 30 августа 1914

Архиепи?скоп Проко?пий (в миру Пётр Семёнович Тито?в; 25 декабря 1877, город Кузьминск, Томская губерния — 23 ноября 1937, город Турткуль) — епископ Православной Российской Церкви, архиепископ Херсонский и Николаевский.

Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000 году.

Содержание

Биография

Родился 25 декабря 1877 года в городе Кузьминске Томской губернии в семье священника. В 1897 году окончил Томскую духовную семинарию, а в 1901 году Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

21 августа 1901 года в Уфе епископом Уфимским Антонием пострижен в монашество, а 23 августа 1901 года рукоположен в иеромонаха.

Преподаватель

С 19 июля 1901 года — учитель русского и церковнославянского языков в старших классах Томского духовного училища. С 7 сентября 1901 года — заведующий Томской церковно-учительской школой. Состоял членом Томской экзаменационной комиссии для лиц, ищущих звания псаломщика, диакона и священника. Был членом Томского епархиального братства св. Димитрия Ростовского и членом епархиального училищного совета.

С 29 мая 1906 года — преподаватель Священного Писания в Иркутской духовной семинарии (при ректоре, архимандрите Евгении (Зернове)). С 1908 года — соборный иеромонах, цензор «Иркутских епархиальных ведомостей» и религиозно-нравственных листков. Получил известность как талантливый проповедник, организатор благотворительного отдела при Братстве святителя Иннокентия. Был членом-казначеем Иркутского епархиального училищного совета, временно исполнял обязанности инспектора классов и законоучителя старших трёх классов Иркутского женского училища.

С 30 августа 1909 года — помощник начальника училища пастырства в Житомире в сане архимандрита. По воспоминаниям современников, «образ отца Прокопия, его блестящий огнем праведности взгляд, с милой и всепрощающей улыбкой на добром открытом русском лице, навсегда запечатлелся в душах знавших его» В 1910—1914 годах, одновременно, цензор «Волынских епархиальных ведомостей», председатель Волынского Владимиро-Васильевского братства, член епархиального училищного совета, председатель общества взаимопомощи учащим и учившим в церковных школах Волынской епархии.

Архиерей

С 30 августа 1914 года митрополит Киевский Флавиан, архиепископ Херсонский Назарий, архиепископ Кишинёвский Платон и епископ Алексий, викарий Херсонской епархии в Одесском кафедральном соборе совершили хиротонию архимандрита Прокопия во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Участвовал во Всероссийском Поместном Соборе 1917—1918 годов.

С 1917 года — наместник Александро-Невской лавры в Петрограде (до января 1918 года). В январе 1918 года был арестован при попытке захвата лавры красноармейцами за отказ выдать ключи от кладовых, освобождён по требованию верующих.

С 1919 года — епископ Николаевский, викарий Одесской епархии. С 1921 года — епископ Одесский и Херсонский. 16 февраля 1923 года был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, 26 августа того же года был переведен в Одесскую тюрьму. Осуждён к расстрелу «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при генерале Деникине» (реальной причиной осуждения было противодействие обновленческому движению — характерно, что священнослужители-обновленцы, сотрудничавшие с деникинцами, не были привлечены к суду). Расстрельный приговор был заменён высылкой с территории Украины.

Освобождён в январе 1925 года, выехал в Москву. Был членом Священного синода при патриархе Тихоне. На похоронах Патриарха Тихона служил панихиду. С июня 1925 года — архиепископ Херсонский и Николаевский (не имея возможности вернуться на Украину, жил в Москве).

Пребывание в Соловецком лагере

Арестован в ноябре 1925 года как сторонник Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). Обвинён в принадлежности к контрреволюционной группе духовенства и мирян. 26 мая 1926 года Особым совещанием при коллегии ОГПУ приговорён к трём годам заключения, которое с 1926 года по 3 декабря 1928 года отбывал в Соловецком лагере особого назначения. Участвовал, вместе с владыкой Евгением (Зерновым) и другими архиереями в подготовке «Соловецкого послания» советского правительства, в котором говорилось о необходимости невмешательства государства и церкви в дела друг друга. Некоторое время был старшим епископом на Соловках. В 1928 году заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) уволен на покой (то есть освобождён от управления епархией).

Ссылка в Сибирь

В 1928 году выслан в Сибирь, вначале отбывал ссылку в Тюменском округе, затем — в Тобольске (полтора месяца находился в изоляторе), позднее направлен в Обдорск, а оттуда — в село Мужи. В 1929—1931годах жил в селе Киеват. Выступил против Декларации митрополита Сергия (Страгородского), предусматривавшей далеко идущие уступки советской власти, но общения с ним не прервал.

30 июля 1931 года арестован в ссылке и обвинён в антисоветской агитации. Хозяин его квартиры, в частности, показал, что архиепископ говорил ему: «Возьмите сейчас коммуны, колхозы. Почему они бывают неудачные? Да потому, что туда попадают лодыри, тунеядцы и всякий сброд. А возьмите монастыри, в них много общего с коммунами… Можно строить колхозы, но не притеснять религию, а в результате такого враждебного отношения к религии и рождаются их колхозы-коммуны. Если бы веру оставили в покое и власть не обращала бы внимания на нее, было бы лучше. Когда народ стал бы культурнее, грамотнее, он сам бы определил, нужна ему вера или нет; и сам бы по себе культурный народ у религии стал бы относится по-иному, и новым начинаниям она нисколько не помешала». 14 декабря 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки в Казахстан.

Новый арест и ссылка в Каракалпакию

В апреле 1934 года, после освобождения, уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Однако улучшения самочувствия не наступало. В сентябре 1934 года по приглашению знакомого священника Ивана (Иоанна) Скадовского приехал к нему в город Камышин Сталинградской области, где тот отбывал ссылку.

2 октября 1934 года архиепископ Прокопий был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности. Виновным себя не признал. На допросе заявил, что симпатизирует монархии, однако не является сторонником её насильственного восстановления и считает, что «идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви».

17 марта 1935 года Особое совещание при НКВД СССР приговорило архиепископа Прокопия и священника Ивана Скадовского к пяти годам ссылки в Каракалпакию в город Турткуль, куда они прибыли 7 мая того же года. В доме, где они жили, была устроена небольшая церковь, куда приходили исповедаться и причаститься и православные местные жители.

Последний арест и мученическая кончина

24 августа 1937 года архиепископ Прокопий и священник Иван Скадовский были арестованы по обвинению в контрреволюционной монархической агитации и организации нелегальной молельни. Виновными себя не признали. 28 октября тройка НКВД приговорила их к расстрелу, затем они были расстреляны.

Священномученики Прокопий и Иоанн прославлены как местночтимые святые в 1996 году Священным синодом Украинской православной церкви. Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Примечания

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.