• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Святая Анна
Анна
??????
Albrecht D?rer 046.jpg
«Мадонна с младенцем и святой Анной».
Картина Дюрера. На полотне изображены представители сразу трёх поколений.
Рождение:

I век до н.э.

В лике:

богоотцев

День памяти:

9 декабря (22 декабря), 25 июля (7 августа), 9 сентября (22 сентября) (правосл.), 26 июля (католич.)

Покровительница:

Бретани, брака, бедняков, работник, домохозяек, краснодеревщиков, мельников, ткачей, булочников, рожениц

Атрибуты:

книга, дверь, изображается с девой Марией, младенцем Иисусом или Иоакимом

Святая Анна (ивр. ??????? — «милость», «благодать», греч. ???? ????) — в христианской традиции мать Богородицы, бабушка Иисуса Христа (богопраматерь), жена святого Иоакима, родившая дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака.

Содержание

В Священном Предании

Четыре канонических Евангелия не упоминают имени матери Марии. Анна появляется только в апокрифической традиции, в частности в «Протоевангелии Иакова», а также в «Евангелии псевдо-Матфея» и «Золотой легенде». На традицию также повлияло «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» Андрея Критского (VII—VIII вв.).

Рождение девы Марии

Основные статьи: Зачатие Богородицы, Рождество Пресвятой Богородицы

Анна была младшая дочь священника Матфана из первосвященнического рода Аарона и жена святого Иоакима. По отцу она была из колена Левина, а по матери — из колена Иудина.

Супруги жили в Назарете Галилейском. Несмотря на то, что пара была уже давно жената («пятьдесят лет жили в супружестве»[1]), детей у них не было. Однажды, когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как он «не создал потомства Израилю»[2], тот удалился в пустыню. Там Иоакиму явился ангел с вестью, что вскоре его немолодая жена родит дочь. (Данный сюжет калькирует многие другие библейские истории о пожилых бесплодных парах, ср. Авраам и Сарра; Захария и Елисавета, а также рождение пророка Самуила у бездетной Анны). Обрадованный, он решил вернуться домой; Анна встретила мужа у Золотых ворот Иерусалима. Благая весть оказалась правдой, Анна зачала и 8 сентября около 16—15 г до н. э. родила Марию.

Католицизм отмечает в качестве праздника и 8 декабря — день зачатия девы Марии, которое римская-католическая церковь считает непорочным, трактуя это в том смысле, что на Марию не перешёл первородный грех, но отнюдь не в том, чтобы она, подобно Иисусу, была зачата бессеменным образом. (Основная статья Непорочное зачатие Девы Марии). Согласно доктрине францисканцев, зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения[3].

Детство Богородицы

…О, как она, летя к нему в объятья,
на грудь ему руки положила
Как её чудесный плащ багряный
трепетал от резкого порыва
Как она, лицо подняв, сияла,
радостью великою исполнясь,
нежностью великою. К кому?
К нему? К себе?
Нежностью, любовию к судьбе
В той судьбе была её надежда
И Иоаким принял её
плащ трепетал его зеленый
левою рукой он взял её под правый локоть
и тихонько правой ногой наступил
на левый башмачок её из красного сафьяна.
Гуннар Экелёф, «Иоаким и Анна»,
пер. с швед.[4]

По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождении младенца, ей было дано имя, указанное ангелом Божиим — Мария[5]. Родители из благодарности Господу пообещали отдать ребенка в Храм.

Предание говорит, что когда девочке исполнилось шесть месяцев, Анна поставила её на землю, чтобы посмотреть, может ли та стоять. Мария сделала семь шагов и возвратилась в руки матери. Поэтому Анна решила, что дочь не будет ходить по земле, пока её не введут в храм Господень. «Анна устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечистое, и призвала непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за младенцем»[5].

Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир, на который собрал священников, старейшин и много народа, и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. «Бог отцов наших, благослови Младенца Сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах», — таково было благословение священников. Анна же радостно прославляла Бога, что Он разрешил её неплодие и «отъял поношение врагов ее». Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение[5].

Мария была введена в Храм в возрасте трех лет. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где её принял первосвященник Захария.

Смерть Анны

Согласно православной версии жития, святой Иоаким преставился через несколько лет по введении дочери во храм, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме рядом с дочерью. Память Успения праведной Анны 25 июля (7 августа).

Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, неподалеку от Иерусалима[6]. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.

В западной традиции встречаются упоминания того, что Анна после смерти Иоакима ещё дважды успела выйти замуж и родить детей, а также что она присоединилась к Святому семейству в Египте после его бегства и занималась воспитанием внука — из чего следует, что данные легенды считают её моложе и датируют её смерть более поздним временем.

Семья святой Анны

Происхождение Анны из колена Левия, из рода первосвященника Аарона важно для христиан, так как её браком с Иоакимом (из колена Иуды из рода Давида) и рождением Марии, таким образом, соединяются две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания — царская и мессианская линия Давида и священническая — Аарона («ибо, согласно христианским представлениям, они объединяются в Иисусе Христе как Мессии и одновременно Небесном Первосвященнике, или Иерее»[3]).

Хотя в Евангелиях о ближайших родственниках Марии и её матери Анны говорится достаточно мало, малодостоверная, но значимая внебиблейская традиция приписывает Анне многочисленное потомство, в частности, по той причине, что Анна, оставшись вдовой после смерти Иоакима, будто бы ещё дважды выходила замуж (по «Золотой легенде»)[7] и имела ещё двух дочерей, также получивших имя Мария.

В различных версиях родословное древо может разнится (см. проблему Сродников Господних). Его основной вариант, лёгший в основу западной иконографии Святой родни:

 
 
 
 
 
 
 
Священник
Матфан
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Исмерия
 
 
 
 
Святая
Анна
 
(1) Иоаким
 
(2) Клеопа
 
 
 
 
 
(3) Саломий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Захария
 
Праведная
Елизавета
 
Элиуд
 
 
Дева Мария
 
Мария
Клеопова
 
Алфей
 
Мария
Зеведеева
 
Зеведей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иоанн Креститель
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иисус Христос
 
 
 
 
 
Иаков Алфеев
 
Иаков Зеведеев
 
Иоанн Богослов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Святой Серватий
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Симон Зелот
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иуда Фаддей
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иисус «Иуст»
 
  • Священник Матфан — отец
  • Исмерия — старшая сестра. Её дочь:
    • Праведная Елизавета — племянница Анны, супруга Захарии. Их сын:
      • Иоанн Креститель
    • Элиуд (Eliud), брат Елизаветы, дед святого Серватия
  • Святой Иоаким — первый муж, сын Варпафира
    • дева Мария — первая дочь. Замужем за Иосифом Обручником
      • Иисус Христос
  • Клеопа — второй муж, брат Иоакима, первого мужа
    • Мария Клеопова (Иаковлева, Иосиева — по сыновьям) — вторая дочь. Замужем за Алфеем. Их сыновья (согласно другой версии, это сыновья Иосифа от первого брака, то есть «сводные братья» Иисуса):
      • Апостол Иаков Алфеев (или же Иаков Младший)
      • Апостол Симон Зелот
      • Апостол Иуда Фаддей
      • Апостол Иосиф «Иуст» (Праведный)
  • Саломий — третий муж
    • Мария Зеведеева (Саломея) — третья дочь, жена Зеведея (по другому варианту, дочь Иосифа Обручника). Их сыновья:
      • Апостол Иаков Зеведеев
      • Апостол Иоанн Богослов

Концепция трех браков Анны называется tribimum, в середине XVI века она была осуждена Тридентским собором. Иоанн Дамаскин считал, что Анна была замужем только один раз. Этого же мнения придерживается вся православная традиция. Кроме того, Дамаскин указывает, что Матфан, отец Анны, был также отцом Иакова (биологического отца Иосифа Обручника, см.) — то есть Иосиф и дева Мария троюродные брат и сестра[8].

По Дмитрию Ростовскому[1]: отец Анны, священник Матфан, был женат на женщине по имени Мария из колена Иудина, родом из Вифлеема, и имел трех дочерей:

  1. Мария — старшая сестра. Её дочь:
    1. Саломея
  2. Совия — средняя сестра
    1. Праведная Елизавета
  3. Собственно Анна — младшая сестра

Таким образом, согласно этому изложению, Мария Зеведеева (Саломея), мать двух апостолов — не дочь Анны от третьего брака, а её племянница.

Почитание

На Востоке церкви, посвященные св. Анне появляются с VI века, в то время как на Западе она не привлекает особенного внимания до XII века. «В середине VI века в Константинополе был построен храм во имя Анны. В Средние века в городах Апт (Прованс) и Дюрен (Германия) считали, что обладают мощами Анны. На Западе усиленное почитание Анны началось в XIV веке и стало очень популярным в XV веке достигло вершины к XVI веку».[9] Первый монастырь в её честь на Западе возник в 701 году во Флориаке около Руана.

Как замечает С. С. Аверинцев, «на исходе Средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии, например Anna selbdritt) как целительница болезней, особенно чумы. Народный культ Анны со всеми его грубыми, подчас отталкивающими чертами, но и со всей его жизненностью — тема гротескной поэмы французского поэта 2-й половины XIX века Т. Корбьера „Площадной рапсод и прощение святой Анны“»[3].

Фигура святой Анны приобрела значительное распространение в Германии, затрагивая широкие слои народа. Но затем она подверглась жесточайшим нападкам Мартина Лютера. И значительное число её изображений было уничтожено во время иконоборчества лютеран в XVI веке, желавших вернуться к простоте и ясности Священного Писания.

Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти, и ежедневно на отпусте Божественной службы просит их молитв о исходящих из храма верующих. Отдельно совершается празднование (даты по юлианскому календарю):

  • успение святой Анны — 25 июля;
  • память богоотец Иоакима и Анны (попразднство Рождества Пресвятой Богородицы) — 9 сентября;
  • зачатие святой Анной Богородицы — 9 декабря.

В 710 году мощи и мафорий святой Анны были перенесены из Иерусалима в Константинополь.[10] В записях средневековых западных паломников сообщается о нахождении плеча и ладони святой Анны в кипрском монастыре Ставровуни.[11] В настоящее время частицы мощей святой Анны находятся:[11]

  • в афонских монастырях (левая стопа в Большом ските праведной Анны, правая стопа в монастыре Кутлумуш, левая рука в монастыре Ставроникита);
  • в различных монастырях и храмах Греции (в том числе монастыре Иоанна Богослова на Патмосе, церкви Панагии Горгоэпикоос в Салониках);
  • в Валаамском монастыре (единственная частица мощей святой Анны в России)[12].

В искусстве

Самое раннее изображение, свидетельствующее о культе святой Анны — фрагменты фресок VIII века в церкви Санта Мария Антиква в Риме[13]. К тому же веку относится фреска из Фарраса, Египет.

сюжеты:
  • «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот» («Зачатие праведной Анны», «Целование Иоакима и Анны»): Иоаким, возвращающийся из пустыни, где он получил благую весть от ангела, у ворот Иерусалима встречается с ожидающей его женой. (Православие и католицизм)
  • «Рождество Богородицы»: Святая Анна рожает Марию. Наиболее древние иконы праздника относят к X—XI вв.[14] (Православие и католицизм).
  • Редкие сюжеты, в основном клейма иконы «Рождества Богородицы»: «Иоаким (и Анна) приносит свою жертву в храм»; «Отвержение даров Иоакима и Анны»; «Иоаким укоряет Анну»; «Возвращение Иоакима и Анны»; «плач Иоакима в пустыне»; «плач Анны в саду»; «моление Иоакима»; «моление Анны»; «благовестие Иоакиму» — в пустыне, и «благовестие Анне» — в саду[15]; (далее хронологически «встреча супругов у Золотых ворот Иерусалимского храма»;) «беседа Иоакима и Анны»; (затем собственно Рождество Богородицы); «ласкание Девы Марии» (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную), «Оступание Богоматери» (то есть первые шаги); «Пир первосвященников в доме Иоакима»; к этим сюжетам примыкают и связанные с праздником Введения Богородицы во Храм — «принесение Девы Марии в храм», «первые семь шагов Богоотроковицы»[14].
  • «Воспитание Марии»: Анна учит свою подрастающую дочь чтению и рукоделию. (Католицизм).
  • «Введение во храм»: Анна с мужем могут присутствовать в качестве свидетелей во время введения её дочери в храм (Православие и католицизм); а также в сценах «Обручение Марии», «Обрезание Христа».
прочее:
  • «Святая Анна с младенцем Марией»: иконография чрезвычайно напоминает «Богоматерь с младенцем». (Православие).
  • «Мадонна с младенцем и святой Анной»: на коленях у Анны сидит её дочь дева Мария, на руках у которой, в свою очередь, находится младенец Иисус. Иконографическая традиция носит название «меттерца» (средневековая латынь, нем. термин — Anna selbdritt), согласно ей святая Анна входит как третья в единство, включающая Марию и Иисуса. Подобные изображения напоминают Троицу и подчас являлись с ней диптихом. (Католицизм)
  • «Святое семейство»: Анна может входить в расширенную иконографию Святого семейства. (Католицизм).
  • «Святая родня»: иконография включает Анну со всем её многочисленным потомством — тремя дочерьми и внуками. В полной версии насчитывается 6 мужчин, 4 женщины и 7 детей. (Католицизм)

В геральдике

  • Герб Кобрина (Белоруссия).
  • Герб Санкт-Аннена (Германия).
  • Герб Яхимова (Чехия).
  • Герб Городца (Белоруссия).[16]

Интересные факты

  • Топоним «Якиманка» образовался из слитного произношения имен «Иоаким и Анна».

См. также

  • Святой Иоаким
  • Святое семейство
  • Сродники Господни
  • Родословие Иисуса
  • Церковь Святой Анны
  • Храм Богоотец Иоакима и Анны
  • Орден Святой Анны

Примечания

  1. ? 1 2 Дмитрий Ростовский Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны
  2. ? Протоевангелие Иакова
  3. ? 1 2 3 Энциклопедия «Религия». Иоаким и Анна
  4. ? Гуннар Экелёф. Иоаким и Анна
  5. ? 1 2 3 Детство и родители Пресвятой Богородицы
  6. ? Книга о церкви. Изд. Паломник
  7. ? Jacobus de Voragine’s Golden Legend, Volume II, Chapter 131
  8. ? Итак, Левий, происшедший из племени Нафана, сына Давидова, родил Мелхия и Панфира. Панфир родил (сына), названного Варпанфиром. Этот Варпанфир родил Иоакима. Иоаким родил Святую Богородицу. Матфан же, (происшедший) из племени Соломона, сына Давидова, имел жену, от которой родил Иакова. После того, как Матфан умер, Мелхий из племени Нафана, сын Левия, брат же Панфира, вступил в брак с женою Матфана, матерью Иакова, и родил от нее Илия. Итак, Иаков и Илий оказались братьями по матери: Иаков из племени Соломона, Илий же из племени Нафана. Илий, происходивший из племени Нафанова, умер бездетным; жену его взял за себя Иаков, брат его, происходивший из племени Соломона и восставил семя брату своему и родил Исида. Итак, Иосиф по естеству есть сын Иакова, из рода Соломонова; а по закону — сын Илия, из рода Нафанова. (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Глава XIV. О родословии Господа и о святой Богородице.)
  9. ? Словарь святых
  10. ? Сергий (Спасский). Полный месяцеслов Востока. Т. 3. С. 284
  11. ? 1 2 Иоаким и Анна // Православная энциклопедия. Т. 23, С. 172-184
  12. ? Предстоятель Русской Церкви совершил великое освящение верхнего храма Всехсвятского скита Валаамского монастыря и Божественную литургию в новоосвященном храме
  13. ? Стефано Дзуффи. Эпизоды и персонажи Евангелия в произведениях изобразительного искусства. М., 2007, стр. 116
  14. ? 1 2 Александра Сопова. О чем говорит икона Рождества Богородицы
  15. ? Икона Благовестие праведной Анне
  16. ? Геральдика.ру. Герб деревни Городец

Литература

  • Beda Kleinschmidt. Die heilige Anna: Ihre Verehrung in Geschichte, Kunst und Volkstum
  • Иоаким и Анна // Православная энциклопедия. Т. 23, С. 172-184

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

наклейки-тут.рф
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.