Рома?н Сладкопе?вец — христианский святой V—VI веков, известный как автор песнопений, называемых кондаками (в раннем значении термина), некоторые из которых до сих пор используются в богослужении Православной Церкви (например, «Дева днесь Пресущественнаго Раждает»; «Душе? моя, душе? моя, восстани»). Православная церковь причислила Романа Сладкопевца к лику святых.
Преподобный Роман Сладкопевец был родом из Сирии, из города Эмессы, из еврейской семьи, принявшей христианство. Его рождение относят приблизительно к восьмидесятым годам V столетия. В юности преподобный получил классическое образование, и возможно, и изучал медицину, что можно предполагать из текстов его песнопений, изобилующих древними медицинскими терминами. В этих песнопениях преподобный Роман обличал нечестивых лекарей, называя их «растленным собранием лжеврачей, чрез мзду души человеческие изымающих». Именно преподобный Роман первым ввел в употребление понятие «бессребреника», применяя его в отношении бескорыстных святых целителей. Достигнув соответствующего возраста, Роман был рукоположён во диаконы для служения при церкви Воскресения Христова в Бейруте. Следует сказать, что в те времена Бейрут являлся крупным культурным центром восточного Средиземноморья. В 512 году еретики монофизиты свергли Антиохийского Патриарха Флавиана, а на его место поставили своего вождя – Севира Антиохийского, положив начало преследованиям православного духовенства. Преподобный Роман, твердо придерживаясь православных взглядов, переселился в Константинополь, поселившись в Кирах – квартале, в котором размещался монастырь и храм Пресвятой Богородицы. В монастыре Роман усердно подвизался в посте и молитве, а также совершал диаконское служение. Именно в храме в Кирах произошло известное Рождественское чудо, когда во время Всенощной прп. Роман погрузился в тонкий сон, в коем узрел Владычицу, повелевшую ему съесть некий свиток, после чего преподобный сподобился дара песнотворения. Согласно преданию, восстав от сна, преподобный Роман взошел на амвон, и спел известный кондак: «Дева днесь Пресущественного рождает…». С этих пор Роман становится церковным песнописцем, и в течение своей жизни составляет около тысячи духовных песнопений, многие из которых до сего дня употребляются в богослужениях. Интересно, что в отличие от церковно-славянского «сладкопевец», в греческом языке в отношении прп. Романа употребляется слово «o. melodos», означающее одновременно творца и мелодии и текста песнопения. В дошедшем до нас древнем каноне посвященном преподобному Роману говорится: «Родом был из евреев, но ум имел утвержденным. Он не был фарисеем, но сосудом многоценнейшим». Особенной любовью преподобного Романа пользовался Влахернский храм Богородицы. Он часто посещал его, и совершал в нем богослужения. Именно во Влахернской церкви впоследствии и произошло явление ныне празднуемого Покрова Божией Матери, и именно поэтому, не взирая на то, что преподобный жил в иное время, его неизменно изображают на иконе Покрова Богородицы. Существуют некоторые указания на то, что в последние годы прп. Роман принял сан иерея, и совершал священническое служение. Однако в народной памяти он запечатлелся благоговейным, вдохновенным диаконом, и именно в этом сане запечатлен на иконах. Святой отошел ко Господу в мирной старости, в возрасте 70-ти – 80-ти лет, и его святые мощи были погребены в той самой церкви в Кирах, где он получил божественный дар песнотворения. Особым образом связано почитание этого святого с судьбой России. Преподобный Роман является покровителем рода Романовых. В 1902 году, святой страстотерпец Царь Николай Романов, в родовой усыпальнице своих предков Романовых, которая находится в подклетье Преображенского Собора Новоспасского монастыря в Москве, устроил храм преподобного Романа Сладкопевца. Особенностью этого храма является то, что на богослужениях вместе с верующими как бы присутствуют бояре Романовы, т.к. прямо в храме находятся их гробницы, между которыми и молятся прихожане. Большевики, пылавшие ненавистью к царскому роду, совершили омерзительное кощунство, устроив на месте храма отхожее место. В 90-х годах, когда началось возрождение Новоспасского монастыря, верующие миряне и монахи очистили святое место, привели его в надлежащий вид и восстановили храм, который действует по сей день. Помимо этого храма на территории исторической Руси существует еще один храм в честь этого святого, который находится в Киеве.
Переводы
Русские переводы:
- Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца… / Пер. С. Цветкова. М., 1881. 201 стр.
- Песни св. Романа Сладкопевца на страстную седмицу. / Пер. Цветкова. М., 1900. 212 стр.
- Плач пресвятыя Богородицы при кресте. М., 1891. 63 стр.
- Кондак или песнь на рождество Христово. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1912. 31 стр.
- Кондак или песнь на святую пасху. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1913. 31 стр.
- Кондак на неделю ваий. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.
- Кондак на святую пятидесятницу. / Пер. П. Мироносицкого. СПб., 1914. 24 стр.
Новые переводы:
- Памятники византийской литературы IV—IX веков. / Отв. ред. Л. А. Фрейберг. М.: Наука, 1968. С. 209—214.
- На Иуду Предателя. Гимн. О жизни монашеской. // От берегов Босфора до берегов Евфрата. / Пер. и комм. С. С. Аверинцева. М.: Наука (ГРВЛ), 1987. 360 стр. С. 252—262.
- Роман Сладкопевец. Кондак Иосифу Праведному. / Пер. В. В. Василика. // Вестник древней истории. 2008. № 4. С. 260—277.
См. также
Ссылки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907). |