Серапио?н Тмуи?тский (Серапион Исповедник, Серапион Схоластик[1], греч. ?? ???????? ???????[2]; начало IV века — после 362 года) — святой, исповедник. В начале жизни монах, затем епископ. Сподвижник Афанасия Великого, участник Сардикийского собора. Автор рукописей о литургике и церковной жизни.
Дата рождения Серапиона неизвестна; «Католическая энциклопедия» (1913) сообщает о начале жизни будущего подвижника только, что его родители были христианами. Учился он в Александрии; возможно, под личным руководством епископа александрийского Афанасия Великого (298—373), который всегда высоко ценил Серапиона. Некоторое время спустя Серапион стал во главе монастыря. Ещё через несколько лет, но до 343 года («Азбука католицизма» полагает, что около 339 года[4]) Серапион был рукоположён в епископы города Тмуита (греч. ??????) в Нижнем Египте [3][5].
В чине епископа Серапион принял участие в Сардикийском соборе, на котором, как и Афанасий, защищал Никейский Символ веры против ариан. Следом за Сократом Схоластиком[6] и Созоменом вплоть до конца XIX века этот собор датировали 347 годом; такую дату приводит, в частности, энциклопедия Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона[7], что соответственно сдвинуло и предполагаемую дату рукоположения Серапиона в епископы. В данной статье все даты жизни Серапиона приводятся по «Католической энциклопедии» 1913 года.
В 355 году («Азбука католицизма» называет 356 год[4]) Афанасий отправил Серапиона и ещё четырёх египетских епископов в посольство к Констанцию II (римский император в 337-361 годах), чтобы вновь отвести наговоры ариан в свой адрес[3].
В 359 году (в электронной версии «Католической энциклопедии» из-за ошибки OCR указан 350 год, сверено по оригиналу[8]) арианин Георгий, антипатриарх Александрийский изгнал Серапиона с епископской кафедры в Тмуите и отправил его в ссылку. Это гонение послужило основанием для прославления Серапиона в лике исповедника (Серапион Исповедник упомянут у св. Иеронима Стридонского и в римском мартирологе на 21 марта).
Умер Серапион после 362 года.
Труды
В период 358-62 годов Серапион вёл переписку с Афанасием по богословским вопросам. Афанасий направил ему письмо по поводу смерти Ария[9], а также четыре эпистолы догматического содержания: одна о Сыне Божием и три о Святом Духе[10]. За глубину богословский познаний Иероним также назвал Серапиона «Схоластик»[1], указав в числе его трудов трактат против манихейцев, комментарии к псалмам и ряд посланий разным корреспондентам.
Трактат Серапиона о псалмах утерян. Трактат о манихейцах вошёл в издание Basnage (1725 год), и с него был перепечатан Ж.-П.Минем[11] с добавлением фрагмента, вновь обнаруженного и опубликованного в 1894 году Бринкманном[12]. Из других писем Серапиона — одно к епископу Евдоксию (англ. Eudoxios)[13], письмо александрийским отшельникам о достоинстве религиозной жизни[14], фрагмент письма № 23[15], три фрагмента писем на сирийском[16] и письмо об Отце и Сыне, впервые опубликованное в 1898 году Воббермином из архивного фонда MS.149 монастыря Лауры на Святой горе[17].
Большую ценность представляет «Евхологий» (греч. Euchologion), куда вошло 30 молитв, относящихся к чинам Евхаристии, крещения, конфирмации, рукоположения во священники, елеопомазания, погребения.
Евхологий Серапиона
Вплоть до конца XIX века «Евхологий Серапиона, епископа Тмуитского» был неизвестен. Открыл его для мировой науки в 1894 году русский профессор А. Дмитриевский, обнаруживший этот труд в рукописи X века, которая хранилась в библиотеке Великой Лавры на Афоне. Впервые вновь найденный манускрипт был напечатан в «Трудах Киевской Духовной Академии». Об этом было своевременно сообщено и в западной научной литературе. В библиографии Дмитриевского публикация материала про «Евхологий» датируется 1894 годом («Евхологион IV века Сарапиона, епископа тмуитского», Киев, 1894)[18].
«Однако в 1898 году некий немецкий профессор Вобермин снова „открыл“ Евхологий и издал его в Лейпциге в серии „Texte & Untersuchungen“»" — справедливо возмущался архимандрит Киприан (Керн) на лекциях, которые он читал несколько лет спустя в Париже (позже лекции изданы в сборнике «Евхаристия»). Зарубежные учёные поддержали приоритет русской науки, и в 1899 году в том же «Byzantinische Zeitschrift» Ed. Kurz восстановил истину; в дальнейшем ссылки на Дмитриевского давали Шерман, Брайтмана, о. Каброль и Функ[19]. В 1894 году (приоритет Дмитриевского) «некоему немецкому профессору Вобермину» (1869—1943) было всего 25 лет. Изданная им спустя четыре года статья о раннехристианской литургии, составленная по тем же материалам, что и у Дмитриевского, в научном послужном списке Вобермина — первая публикация, для которой указан год издания[20].
Из 30 молитв Евхология 18 относятся к литургии, семь к крещению и конфирмации, три святых последования, два на исцеление болящих и одна на отпевание. В порядке, в котором их впоследствии расставил Брайтман (Brightman), молитвы и их перевод на латинский были изданы Функом в «Дидаскалии» под общим заголовком «Сакраментарий Серапиона» (лат. Sacramentarium Serapionis). Под названием «Sacramentary of Serapion of Thmuis» эти молитвы перевёл на английский Wordsworth, который включил их в «Требник епископа Серапиона» (англ. Bishop Serapion's Prayer Book). Этот евхологий является важным источником в изучении египетской литургии IV века[3].
См. также
Серапион Синдонит
Литература
Vaschalde A. A.Serapion, Saint // Original Catholic Encyclopedia. — 1913. — Т. XIII. — С. 726.
Киприан (Керн), архим. Отдел первый. Происхождение и история Литургии. Типы Литургий. Часть 1. Литургии Александрийского типа // Евхаристия (из чтений в Православном Богословском Институте в Париже). — М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке., 2006. — 336 с. — ISBN 5-89825-005-0
Сократ Схоластик. Книги I — VII. // Церковная история. — М.: Росспэн, 1996. — 368 с. — ISBN 5-86004-071-7
Alexander Globe Serapion of Thmuis as Witness to the Gospel Text Used by Origen in Caesarea // Novum Testamentum. — avril 1984. — Т. 26, fasc. 2. — С. 97–127.
? .Дмитриевский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
?Киприан (Керн), архим. Отдел первый. Происхождение и история Литургии. Типы Литургий. Часть 1. Литургии Александрийского типа // Евхаристия (из чтений в Православном Богословском Институте в Париже). — М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке., 2006. — 336 с. — ISBN 5-89825-005-0
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.