Стефа?н Пе?рмский (коми Перымса Степан; в миру Степа?н Симеонович Храп, может быть также передано как Сьтэпан Крап; около 1340/1345, Великий Устюг — 26 апреля 1396, Москва) — епископ Русской православной церкви. Проповедовал христианство в землях коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения. В 1383 году был поставлен первым епископом образованной в результате его миссионерской деятельности Пермской епархии. Почитается Русской церковью в лике святителей, память 26 апреля (по юлианскому календарю).
Родился около 1340 года в Великом Устюге. Его мать Мария была коми-зырянкой, отец Симеон — русским. Сопровождая отца (сельского дьячка) в храм, Стефан выучился церковному пению и уставу. После того он сосредоточил своё внимание на языке зырянском (тогдашнее название коми), на котором говорило почти всё местное население.
Ещё в раннем детстве Стефана устюжанин юродивый Прокопий Устюжский предсказывал ему, что он будет просветителем «пермяцкого народа» (то есть угро-финских народов северо-востока Европейской России). Под влиянием этого предсказания он переселился в Ростов и поступил в монастырь св. Григория Богослова, чтобы приготовиться к прохождению миссионерского служения. Это было время просветительной деятельности св. Сергия Радонежского, который скоро стал другом Стефана. Мысль молодого аскета послужить миссионерскими трудами для пермского народа была всеми одобрена.
Чтобы пользоваться Священным Писанием и творениями Отцов Церкви, Стефан изучил греческий язык; но он скоро понял, что успех проповеди среди зырян не будет обеспечен, если он не будет знать зырянского языка. Скоро он овладел этим языком настолько, что приступил к переводу на него богослужения православной церкви. Для составления зырянской азбуки Стефан воспользовался видоизменёнными буквами греческого и славянского алфавитов. Посетив Устюг, Стефан убедился в способности зырян усваивать новые понятия и правила жизни на их собственном языке.
Стефан отправился в Москву, где получил благословение митрополита св. Алексия и был поставлен в пресвитеры. Великий князь Дмитрий Донской дал ему охранную грамоту. В 1379 году, около 40 лет от роду, Стефан направился в пермские земли и уже не вернулся в Ростов, жители которого по настоящее время чтут его наряду с святителями ростовскими.
По Северной Двине и Вычегде Стефан достиг Котласа и начал проповедовать христианское учение. Его встретили крайне враждебно: наметали костёр дров, его самого окутали соломой, чтобы сжечь; но никто не посмел подойти к нему с зажжённой лучиной. Его кроткий вид и бесстрашие обезоружили язычников, и они сами стали просить его проповедовать им. Везде, где бывал Стефан, он строил церкви и часовни, уничтожая языческие кумирни. Проповедь в Гаме и в Усть-Выми, где им уничтожена обоготворяемая берёза, грозила ему смертью, но здесь была сооружена первая в крае церковь.
Житие сообщает о споре Стефана с Памом-сотником (местный правитель), называемым «знаменитый кудесник, волхвам начальник, знахарям старейшина».[1] Разрешить спор об истинности веры было решено через два испытания: Стефан и Пам, взявшись за руки, должны были пройти через горящую избу и подо льдом реки Вычегды (спустится через одну прорубь, а подняться через другую). Пам, несмотря на принуждение Стефана пройти испытание, отказался. Народ в негодовании отдал его Стефану со словами: «Возьми его и казни, потому что он подлежит казни и по нашему старому обычаю должен умереть», но Стефан отпустил Пама.[1]
Стефан был ещё несколько раз в Москве и в 1383 году поставлен был первым епископом новой Пермской епархии. Скончался 9 мая 1396 года в Москве и был похоронен в северном приделе кремлевской церкви Спаса на Бору. О факте местного почитания Стефана свидетельствует написание в 1472 году Пахомием Сербом текста службы святителю Стефану.[2]:91 Для общецерковного почитания Стефан Пермский был канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году. До нашествия поляков его мощи хранились открытыми, а затем были скрыты.[3] Рядом с гробницей находился и епископский посох Стефана, который в 1612 году гетман Ходкевич вывез в Литву и передал в Супрасльский монастырь. В 1849 году Синод указал передать посох в Пермь, где он хранится по настоящее время. Посох представляет собой палку из лиственницы длиной около 1,5 метров, украшенную пластинками с резьбой по кости (позднее добавление).[2]:86-87
При реставрации церкви Спаса на Бору в XIX веке один из её приделов был освящён во имя Стефана Пермского. 1 мая 1933 года церковь Спаса на Бору была снесена[4], местонахождение мощей Стефана Пермского, хранившихся там под спудом остаётся неизвестным.
Исторические заслуги
Деятельность Стефана Пермского способствовала включению пермских земель в состав Великого княжества Московского и просвещению пермских народов; в ознаменование его заслуг перед Россией, св. Стефан изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде (1862). Из сочинений святителя Стефана Пермского сохранилось его «Поучение», направленное против стригольников. Его житие составлено Епифанием Премудрым, лично знавшим Стефана.[5]
Древнепермское письмо
Древнепермская письменность (абур, анбур, пермская / зырянская азбука; коми Важ Перым гиж?м) — письменность, использовавшаяся коми-зырянами, коми-пермяками, русскими и некоторыми другими народами на северо-востоке Европейской России. Создана Стефаном Пермским в 1372 году в районе бассейна р. Вымь, притока Вычегды на основе кириллицы, греческого алфавита и древнепермских рунических символов (пасов).
Вышла из употребления в XVII веке, вытесненная кириллицей. Иногда использовалась как тайнопись для русского языка.
Зырянская Троица
«Зырянская Троица» — икона Святой Троицы последней четверти XIV века (после 1379 года), согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом.
Авторство Стефана Пермского достоверно не установлено и относятся к концу XVIII века (сведения о нём записаны Яковом Фризом со слов сельских прихожан). В Житии святого, написанном через год после его смерти лично знавшим святителя иеродиаконом Епифанием Премудрым, сведений о том, что Стефан занимался иконописанием, нет. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение[6].
Оценка заслуг
21 декабря 2009 года безымянной горной вершине Приполярного Урала, расположенной в Республике Коми, присвоено наименование «гора Святителя Стефана Пермского»[7]
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.