26 мая (в Англиканском сообществе)
26 мая (в православной церкви)
27 мая (в Римско-католической церкви)
28 мая (в католическом календаре 1882—1969 гг.)
Августи?н Кентербери?йский (англ. Augustine of Canterbury, ок. 1-й трети VI века, Рим — 26 мая 604, Кентербери) — бенедиктинский монах, первый архиепископ Кентерберийский. Вошёл в историю как «апостол англичан» и основатель Англиканской Церкви[1].
К 300 году британцы уже были христианами и даже имели собственного ересиарха Пелагия[2][3]. По свидетельствам, в 314 году Британия послала трёх епископов на Арльский собор, а в 396 году галльский епископ ездил на остров, чтобы помочь решить «дисциплинарные дела»[4]. Во всяком случае, материальные остатки свидетельствуют о растущем присутствии христиан в Британии ещё до 360 года[5]. Доказательствами сохранения христианства в восточной Англии являются также культ святого Альбана и сохранение слова «eccles» (от латинского слова ecclesia, церковь) в географических названиях[6].
После вывода римских легионов из Британии в 410 году, жители острова остались без какой-либо защиты от саксов и в южной части острова поселились язычники. В то же время западная часть Бритаиии вне англосаксонских королевств оставалась христианской, хотя и развивалась в отрыве от Рима под влиянием миссионеров из Ирландии[2][3] и была сосредоточена вокруг монастырей, а не вокруг епархий. Религиозные праздники здесь вычислялись по старой системе, а тонзура священнослужителей отличалась от принятой в римской церкви[3][7].
До сих пор остаётся неизвестным, пытались ли местные священослужители проповедовать христианство англосаксам[8][9], но во время набегов саксы и родственные им племена уничтожали остатки римской цивилизации, в том числе и церкви[10].
Во всяком случае, ещё до прибытия Августина в Кенте проживали малочисленные потомки христиан из Римской империи[9], почти не оставившие литературных следов[11].
Mиссия
Mотивы
На этом фоне в 595 году папа Григорий I посылает миссию в Кент, часто называемую «Григорианской», с целью обращения англосаксов в христианство[12][13].
Возможно, что выбор пал на королевство Кент и его короля Этельберта I из-за нейтрального отношения последнего к христианству. Этельберт ещё до 588 года[14] (по другим свидетельствам[15] до 560 года) женился на христианской принцессе Берте, дочери Хариберта I, одного из меровингских королей франков. Берта привезла с собой в Кент капеллана Людхарда[16], с которым они восстановили разрушенную римскую церковь[17] (возможно, что это современная Церковь Святого Мартина) в Кентербери. Этельберт был язычником, но позволял жене исповедовать другую веру и скорее всего под её влиянием, как пишет биограф Берты, попросил папу Григория прислать миссионеров[16].
Историк Иан Вуд считает, что инициатива начать миссию исходила от кентского двора[18], а другие историки, что папа Григорий сам начал миссию. В своём рассказе историк Беда повествует, что папа Григорий увидел светловолосых саксонских рабов из Британии на римском рынке и решил обратить этог народ в христианство[примечание 1][20].
Другой возможной причиной была растущая власть королевства Кент и его короля. После смерти короля Уэссекса Кевлина в 592 году Этельберт стал бретвальдом — верховным англосаксонским правителем. Беда пишет, что Этельберт господствовал над землями к югу от реки Хамбер, на границе с франками. Оба государства успешно торговали друг с другом и разница в языке, судя по всему, была незначительна — для перевода проповедей саксам миссионеры нанимали франков. Наконец, Кент был близок к христианским областям франков на континенте[21]. Существует несколько свидетельств, включая и письма папы Григория франкским королям, что некоторые из франков торговали с королевствами в южной Британии. О культурном влиянии франков свидетельствуют и некоторые археологические находки на территории Англии[22].
Но скорее всего причиной миссии послужили практические вопросы: приобретение новых провинций, признающих влась папства и желание повлиять на молодую Кентскую державу[17]. Возможно также, что идея начать миссию появилась после успешных попыток обращения в католичество лангобардов[23].
Организация
В 595 году папа Григорий назначил Августина, к тому моменту приора монастыря Святого Антония в Риме главой миссии в Кент[12]. Папа выбрал сопровождающих монахов и обратился за поддержкой к франкским епископам и королям: Теодориху II, королю Бургундии, Теодеберту II, королю Австразии, а также их бабке Брунгильде. В одном из писем папа благодарит также короля Нейстрии Хлотаря II за помощь. Некоторые из этих писем сохранились и находятся в данный момент на хранении в Риме. Франкские епископы ответили на просьбу делом и, надеясь усилить влияние на короля Этельберта и завоевать его доверие[24], присоединили к группе переводчиков и франкских священников[25]. Таким образом папа подстраховал группу миссионеров, надеясь, что Этельберт не прогонит франков — народ своей жены[26].
Почему именно Августин был назначен главой миссии, остаётся неясным. Известно лишь, что Августин был начитан: в одном из писем Этельберту папа Григорий хвалит его за знание Библии. Другим его качеством были хорошие организаторские способности: будучи приором в Риме, Августин управлял повседневной деятельностью аббатства[27].
Прибытие в Кент
В пути Августина сопровождали Лаврентий Кентерберийский, его будущий преемник, и еще около сорока спутников, в большинстве монахи[14]. Вскоре после отъезда миссионеры решили вернуться и послали Августина обратно в Рим за позволением папы. Григорий отказал в просьбе и, написав ободряющие письма миссионерам, отправил Августина назад[28] и в 597 году Августин и его спутники достигли Кент[14], а после и столицу Кентербери.
В восточном Кенте, в Эббсфлите, кельтский крест отмечает предполагаемое место высадки Августина на берег Англии[29][30], хотя в 2005 году историк Алан Кей в интервью Би-би-си сообщил, что в действительности Августин высадился между Стонаром и Сандвичем. По словам Кея, в VI веке Эббсфлит не располагался на побережье и легенда выдумана в 1884 году викторианским аристократом, желавшим привлечь посетителей в свой открывшийся неподалёку чайный дом[31].
Первые успехи
Массовые крещения
Вскоре после прибытия король Этельберт позволил миссионерам селиться и проповедовать в столице, Кентербери, и использовать для служб церковь Святого Мартина[23][27][32]. Став таким образом английским епископом, во время массового крещения на Рождество 597 года Августин обратил в христианство большинство подданных Этельберта.
В письме 598 года Патриарху Александрийскому папа Григорий писал, что Августин окрестил более десяти тысяч язычников. И хотя количество новообращённых явно преувеличено, ясно, что массовое крещение имело место[14][27].
Крещение короля Этельберта
Ни историк Беда, ни папа Григорий не упоминают дату крещения Этельберта[33], которое, скорее всего, произошло в 597 году[32][примечание 2]. В средневековье массовые обращения в христианство требовали прежде всего крещения правителя, а Августин в течение первого года обратил в христианство множество подданных короля[32]. Кроме того, уже в 601 году папа Григорий в письме называл Этельберта своим сыном и упоминал его крещение[примечание 3]. Более поздний источник, летописец XV века Томас Эльмгем, считает датой крещения короля 2 июня 597 года (Троицын день), и хотя других доказательств этому утверждению нет[32], дата скорее всего верна. Так, в письме от июня 598 года Августин упоминает о ряде крещений, но имя короля не называется. Во всяком случае, в 601 году король уже был крещён[34] и, как следствие, влияние франков на южные королевства Британии ослабело[36].
Восстановление церкви
Беда рассказывает, что Августин при поддержке короля Этельберта «восстановил» церковь, построенную римскими христианами в Кентербери[37][примечание 4]. Подразумевал ли Беда, что Августин действительно восстановил церковь или просто вновь освятил здание, остаётся неизвестным. Археологические свидетельства поддерживают последнюю версию: в 1973 году к югу от нынешнего Кентерберийского собора были обнаружены остатки здания с боковыми пристройками римско-британского периода[37].
Вскоре после прибытия с разрешения короля Августин основал монастырь Святых Петра и Павла, ставшим в последствии Аббатством Святого Августина[23][40]. Утверждют, что монастырь следовал уставу святого Бенедикта и был первым бенедиктинским аббатством за пределами Италии, хотя доказательств это утверждение не имеет[41].
Также Августин основал в Кентербери новую епархию[23], хотя когда он принял сан епископа, остаётся неясным. Беда пишет, что Августин принял сан от франкского архиепископа Этерии в Арле сразу после крещения Этельберта. Однако в письме от сентября 597 года папа называет Августина епископом, а в другом, десять месяцев спустя, пишет, что Августин принял сан по его приказу от германских епископов[42].
Дальнейшие успехи
Распространение веры
После массовых крещений Августин направил Лаврентия в Рим с докладом о своих успехах. Беда пишет, что в письме Августин также просил у Григория совета[43] по организации церкви, наказаниям за грабеж, правилам брака, освящению епископов и, кроме того, отношениям между церквями Британии и Галлии, крещению новорожденных и времени причастия и мессы[44]. В 601 году из Рима были посланы новые миссионеры, которые доставили паллий для Августина, возводивщего его в сан архиепископа и дары: священные сосуды, церковные облачения, мощи и книги[примечание 5], содержание которых неизвестно. Возможно, книги касались литургии и были написаны в это же время. Какой именно литургии придерживался Августин в Англии, неясно, но несомненно это одна из латинских литургических форм, распространённых в те годы в Риме[47].
В письме Августину Григорий также велел новому архиепископу посвятить в сан двенадцать викариев и направить епископа в Йорк. Григорий планировал основать в Англии две епархии: в Йорке и Лондоне, с двенадцатью викариями при каждом епископе. По его плану, Августин должен был перенести свою кафедру из Кентербери в Лондон, но по неясным причинам этот переезд так и не состоялся[48]. В то время Лондон входил в состав королевства Эссекс, и правил там племянник Этельберта Сэберт. Сэберт был крещён лишь в 604 году и, вполне возможно, до этого препятствовал переносу кафедры Августина в Лондон[17][49]. Историк Бректер предположил, что кафедра всё же была перенесёна, а после смерти Августина возвращена в Кентербери. Однако эта теория противоречит рассказу Беды[50].
В 604 году Августин в дополнение к епархии в Йорке основал в Британии ещё две епархии: в Лондоне епископом стал Меллит, а в Рочестере Юст[17][51][52]. Оба прибыли в Британию в 601 году из Рима.
Соединение британских церквей
Папа Григорий желал также подчинить церкви в Уэльсе и в Думнонии Августину[53], расчитывая, видимо, что сторонников римской католической церкви в Британии осталось достаточное колическво[54]. Но, как пишет Беда, британцы не доверяли Августину[55] и, не зная истории и не понимая традиций британской церкви, Августин ненамеренно испортил с ними отношения[56]. В 603 году Августин и Этельберт собрали британских епископов в Кентербери и обсудили возможность объединить церкви под началом Августина. Беда пишет, что после заседания епископы «посоветовались с народом»[57] и решили оказать Августину столько же уважения, сколько он оказал им. По словам Беды, приветствуя британских епископов, Августин не встал со своего места[58]. Таким образом, план папы по объединению британских церквей провалился[57][56].
Однако, существовали и более глубокие разногласия между Августином и британской церковью: форма тонзуры, время празднования Пасхи, а также подход к аскетизму, миссионерской деятельности и общая организация церкви[55]. Кроме того, не последнюю роль сыграла и политика: деятельность Августина поддерживал Этельберт, а Уэссекс и Мерция расширялись на запад, в районы, находящиеся под управлением британцев[59].
Mиссионерская деятельность
Хотя объединение церкви и не удалось, Августин добился заметных успехов в миссионерской деятельности. Он освятил множество языческих храмов[60] и совместил большинство языческих праздников с христианскими. Например, в одном из языческих храмов чтили местного святого Сикста, детали жизни и смерти которого не были известны. Вполне возможно, что последователи были христианами, хотя Августин так не считал. По указанию папы Григория Августин основал в храме церковь святого Сикста[61], опираясь на имя местного святого.
Папа Григорий не оставлял своим вниманием британские церкви и издал несколько предписаний для мирян и духовенства. Например о том, что церковь в Кенте подчиняется непосредственно папе и ни английские, ни франкские епископы не имеют друг над другом власти. Другое предписание касалось подготовки местного духовенства и поведения миссионеров[62]. По его совету Августин основал миссионерскую школу и вскоре после его смерти Кентербери отправил несколько учителей в поддержку христианской миссии в восточную Англию[63]. В школе короля (англ. The King's School) утверждают, что она основана Августином и является, таким образом, старейшей школой мира. Эту теорию не подтверждают исторические документы школы, первые из которых относятся лишь к XIV веку[64].
Смерть и наследие
Перед смертью Августин назначил Лаврентия Кентерберийского своим преемником, вероятно, с целью обеспечить упорядоченную передачу полномочий архиепископа[65]. Хотя на момент смерти влияние Августина едва распространилось за пределы Кента, именно он принёс в Британию активный миссионерский стиль. До его прибытия, несмотря на присутствие христиан в Ирландии и Уэльсе, никаких попыток привлечь саксов в христианство не предпринималось. Августин же оказал решающие влияние не только на христианство в Британии в целом[55][66], но и на англо-саксонскую церковь в частности, усилившую свою миссионерскую деятельность среди язычников[67][68]. Нельзя забывать, что своим успехом Августин частично обязан Этельберту, который дал архиепископу возможность проявить себя[69] и не препятствовал распространению христианства на своих землях.
Августин умер 26 мая 604 года[23] и вскоре был причислен к лику святых. Первоначально он был похоронен в портике сегодняшней Церкви Святого Августина в Кентербери[40], но позднее тело было перенесено в церковь аббатства, названного его именем. После нормандского завоевания церковь активно поддерживала культ Святого Августина[23], и его могила стала местом паломничества. Во время реформации храм Августина был разрушён и мощи были утрачены[70].
Жизнеописания Августина
Кроме Беды, жизнь Августина описывали и другиe историки. Примерно в 1090 году Госселин написал биографию Августина, приблизив его образ к образу святого. В описании мало новых исторических фактов и основное содержание — описание чудес, совершённых Августином[71]. Опираясь на это описание, более поздние авторы продолжали добавлять в жизнь Августина рассказы о совершённых им чудесах, всё дальше уходя от действительных событий[72]. Среди таких авторов были, например, Вильям Мальмсберийский, утверждавший, что Августин основал Сёрнское аббатство, автор (скорее всего Джон Бромптон) средневековой летописи, содержащей выдуманные письма от Августина[73] и некоторые другие авторы, включавшие Августина в свои романсы[74].
Примечания
? Беда: «С исходящим из самого сердца вздохом он сказал: «Как жаль, что создатель тьмы владеет людьми, столь светлыми ликом, и что души, облеченные такой внешней благостью, лишены благодати внутренней!» Спросив об имени их народа, он получил ответ, что они зовутся англами. «Добро, – сказал он, – ибо у них лица ангелов, и они достойны приобщиться к ангелам на небесах»[19].
? Беда, вполне возможно, ошибается в датах, так как датирует смерть короля февралем 616 года и пишет, что король умер через 21 год после крещения, что дает 595 год. Но в это время Августин ещё не начал свою миссию, а Беда пишет, что король был крещён Августином лично[15]. В своем письме 601 года к королю Этельберту и королеве Григорий пишет, что королева не смогла добиться крещения мужа. Поэтому, скорее всего, именно Беда путает даты[34].
? В письме Григорий пишет «сохраните благодать, которую он получил». «Благодать» в этом контексте относится к крещению[35].
? Беда, том 1, глава 33: «AT Augustinus, ubi in regia ciuitate sedem episcopalem, ut praediximus, accepit, recuperauit in ea, regio fultus adminiculo, ecclesiam, quam inibi antiquo Romanorum fidelium opere factam fuisse didicerat, et eam in nomine sancti Saluatoris Dei et Domini nostri Iesu Christi sacrauit, atque ibidem sibi habitationem statuit et cunctis successoribus suis.»[38] Перевод: «После того, как Августин стал архиепископом в королевской столице, он с разрешения короля восстановил церковь, которая, как ему сообщили, построена в древние времена верующими римлянами»[39]. Латинское слово «recuperauit» можно перевести и как «ремонтировали» и как «восстановили».
? Дальнейшая судьба этих предметов неизвестна. Томас Эльмхам, кентерберийский летописец XV века, привёл несколько возможных причин их исчезновения. Он пишет, что, возможно, некоторые вещи были спрятаны во время датских набегов в IX и X веках и во время норманского завоевания в 1066 году и впоследствии так и не были найдены. Также вероятно, что за какую-то их часть в 1190-х годах выкупили короля Ричарда I[45]. Одной из присланных книг, вероятно, является уцелевшее Евангелие святого Августина — итальянская книга VI века[46].
Blair, J. P. The Church in Anglo-Saxon Society. — Oxford: Oxford University Press, 2005. — ISBN 0-19-921117-5
Blair, P. H. and Blair, P. D. An Introduction to Anglo-Saxon England. — 3rd edition. — Cambridge: Cambridge University Press, 2003. — ISBN 0-521-53777-0
Brooks, N. The Early History of the Church of Canterbury: Christ Church from 597 to 1066. — London: Leicester University Press, 1984. — ISBN 0-7185-0041-5
Collins, R. Early Medieval Europe: 300–1000. — 2nd edition. — New York: St. Martin's Press, 1999. — ISBN 0-312-21886-9
Dales, D. "Apostles of the English": Anglo-Saxon Perceptions // L'eredit? spirituale di Gregorio Magno tra Occidente e Oriente. — Il Segno Gabrielli Editori, 2005. — ISBN 8888163549
Delaney, J. P. Dictionary of Saints. — 2nd edition. — Garden City, NY: Doubleday, 1980. — ISBN 0-385-13594-7
Dodwell, C. R. Anglo-Saxon Art: A New Perspective. — Cornell University Press. — Ithaca, NY: Cornell University Press, 1985. — ISBN 0-8014-9300-5
Fletcher, R. A. The Barbarian Conversion: From Paganism to Christianity. — New York: H. Holt and Co, 1998. — ISBN 0-8050-2763-7
Frend, W. H. C. Roman Britain, a Failed Promise // The Cross Goes North: Processes of Conversion in Northern Europe AD 300-1300 / Edited by Martin Carver. — Woodbridge, UK: Boydell Press, 2003. — P. 79—92. — ISBN 1-84383-125-2
Hayward, P. A. St Justus // Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England / Edited by Lapidge, Michael et al.. — Malden, MA: Blackwell Publishing, 2001. — P. 267—268. — ISBN 978-0-631-22492-1
Hindley, G. A Brief History of the Anglo-Saxons: The Beginnings of the English Nation. — New York: Carroll & Graf, 2006. — ISBN 978-0-78671-738-5
Kirby, D. P. The Earliest English Kings. — New York: Routledge, 2000. — ISBN 0-415-24211-8
Lapidge, M. St Mellitus // Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England / Edited by Lapidge, Michael et al.. — Malden, MA: Blackwell Publishing, 2001. — P. 305—306. — ISBN 978-0-631-22492-1
Lawrence, C. H. Medieval Monasticism: Forms of Religious Life in Western Europe in the Middle Ages. — New York: Longman, 2001. — ISBN 0-582-40427-4
Mayr-Harting, H. The Coming of Christianity to Anglo-Saxon England. — University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 1991. — ISBN 0-271-00769-9
Schapiro, M. The Decoration of the Leningrad Manuscript of Bede // Selected Papers: Volume 3: Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art. — London: Chatto & Windus, 1980. — P. 199 and 212—214. — ISBN 0701125144
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.