• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Товт, Алексей Георгиевич
Алексий Товт
Alexis Toth
Alexis Toth 2.jpg
Имя в миру:

Алексей Георгиевич Товт

Рождение:

18 марта 1854(1854-03-18)
Австрийская империя (ныне Словакия)

Смерть:

7 мая 1909(1909-05-07) (55 лет)
Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, США

Канонизирован:

29 мая 1994

В лике:

праведных

День памяти:

в третье воскресенье
по Пятидесятнице
(Собор Галицких святых); 7 мая

Подвижничество:

миссионер

Алекси?й Товт (англ. Alexis Toth, святой праведный Алекси?й Уилкс-Баррейский, англ. Saint Alexis of Wilkes-Barre; 18 марта 1854(18540318), близ Прешова, Венгрия, Австрийская империя — 24 апреля (7 мая) 1909, Уилкс-Барре, Пенсильвания, США) — протопресвитер Русской православной церкви в США, один из наиболее значимых американских православных миссионеров[1][2][3].

Канонизирован Православной Церковью в Америке (память совершается 7 мая) и во Львовской епархии Украинской Церкви (память — в третью неделю по Пятидесятнице, в Соборе Галицких святых).

Содержание

Биография

Семья

Родился в русинской семье грекокатолического священника Георгия Товта и его супруги Цецилии близ Прешова, находившегося в то время на территории Венгрии в Австрийской империи. Точное место рождения не известно, хотя по некоторым данным им могла быть деревня Кобылнице, комитат Шарош (ныне район Свидник, Прешовский край, Словакия)[4]. Крещён в приходе деревни Ольшавица, комитат Сепеш (ныне район Левоча, Прешовский край, Словакия)[5].

Брат Алексея стал грекокатолическим священником, а дядя Николай был униатским епископом Прешова.

Образование

Начальное образование получил в местной школе и в восьмиклассной гимназии в Прешове, прошёл военную службу, учился в течение года в римско-католической семинарии в Эстергоме, закончил грекокатолическую семинарию в Ужгороде и богословский факультет в Прешовском университете. За время учёбы выучил несколько языков (русинский, венгерский, русский, немецкий, латинский, отчасти греческий)[6].

— Есть ли у вас жена?
— Нет.
— Но была?
— Да, я вдовец...
— Я уже послал протест в Рим, чтобы мне сюда таких священников не присылали...
— Каких священников вы имеете в виду?
— Таких как вы!
— Но я католический священник греческого обряда, я — униат и был рукоположён законным католическим епископом...
— Я ни вас, ни того епископа не считаю католиками, да и нет у меня необходимости здесь в грекокатолических священниках. Достаточно того, что в Миннеаполисе есть польский ксёндз, который может быть священником и для греков...

Беседа католического архиепископа Джона Айрленда с грекокатолическим священником Алексием Товтом[7][8].

Служение в Грекокатолической церкви

По окончании семинарии женился на дочери священника Розалии Михайлич. 18 апреля 1878 года был рукоположён своим дядей епископом Прешовским Николаем (Товтом) в сан священника. Через год овдовел.

В мае 1879 года назначен секретарём Прешовского епископа, заведующим епархиальной канцелярией и приютом для сирот. В 1881 году стал ректором грекокатолической семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории[6].

В ноябре 1889 года в ответ на запрос от грекокатолического прихода святой Марии из американского города Миннеаполиса (штат Миннесота) был направлен епископом Прешовским Иоанном (Валием) в США. Римско-католический архиепископ Джон Айрленд (англ.)русск., в епархии которого находился грекокатолический приход, был сторонником американизации и унификации обряда Католической церкви в Америке, а также негативно относился к женатому священству, нелатинскому богослужению и к униатству как таковому[3][7][8]. При встрече с отцом Алексием он отказал ему в праве служить на приходе, сославшись на то, что нужды униатского прихода в Миннеаполисе может удовлетворить соседний польский приход.

Переход в православие

Отец Алексий установил связь с другими грекокатолическими священниками, служившими в США и испытывавшими подобную дискриминацию со стороны римско-католического клира[8]. В октябре 1890 года восемь из десяти американских священников грекокатолического обряда собрались в приходе города Уилкс-Барре (штат Пенсильвания). Они решили обратиться за поддержкой к грекокатолическим епископам, которые направили их на служение в США. Отец Алексий написал епископу Прешовскому. Однако переписка с ним не помогла пастве униатской общины. Архиепископ Джон Айрленд разместил в соседнем с грекокатолическим польском приходе заявление о том, что он не признаёт отца Алексия ни католиком, ни священником. Грекокатолики обратились за помощью в Рим, но получили предписание о возвращении своих священников в Старый Свет.

Узнав о таком распоряжении из Рима, отец Алексий созвал приходское собрание, где верующие предложили обратиться к православному епископу:

Когда я всё это увидел и услышал, тогда решился на то, что давно уже жило в моём сердце, из-за чего душа болела у меня… быть православным… но как же?... Необходимо быть очень осторожным. Та несчастная уния — начало упадка и всего злого — очень прижилась у наших людей, 250 лет прошло, как это иго на наши шеи возложили!... Я горячо молил Бога, чтобы Он мне дал помощь и силу просветить моих тёмных верных… В том деле помогли мне сами прихожане. Когда я созвал своих прихожан, объяснил им своё печальное положение и заявил, что остаётся лишь лишить их, то некоторые из них заявили: — «нет, пойдём к русскому епископу, не вечно ж чужим кланяться!».

— Воспоминания отца А. Товта. По книге прот. Петра Коханика «Начало истории Американской Руси», стр. 488[8]

В феврале 1891 года в Сан-Франциско, где с 1872 года находился центр единственной на то время православной епархии Американского континента (Алеутской и Аляскинской епархии в составе Православной российской церкви), состоялась первая встреча отца Алексия Товта с русским епископом Владимиром (Соколовским-Автономовым). Через месяц епископ Владимир прибыл в Миннеаполис и 25 марта 1891 года присоединил отца Алексея со всем его приходом (361[6] или 405 чел.[8]) к Православной церкви. 14 июля 1892 года Святейший Синод Русской Церкви официально подтвердил принятие отца Алексея с прихожанами в состав Алеутской и Аляскинской епархии. Епископ Владимир назначил отца Алексия благочинным и поручил ему также приход в Чикаго. Приход отца Алексия стал первым православным приходом на всём пространстве между Сан-Франциско и Нью-Йорком[9].

Первое время отцу Алексию и его прихожанам пришлось столкнуться с открытой религиозной и национальной враждой. Его обвиняли в продаже своей веры и русинского первородства москалям за деньги. Однако отец Алексей полтора года вообще не получал жалования от Синода из России и, чтобы содержать себя, вынужден был работать в пекарне. Тем не менее, переход общины отца Алексия в православие послужил примером для многих униатских общин в США и Канаде[9].

Миссионерские труды

При приходе в Миннеаполисе была открыта школа, преобразованная через несколько лет в миссионерскую. К концу XX века община в Миннеаполисе стала крупнейшим православным приходом США, насчитывающим около тысячи прихожан.

В 1893—1909 годах отец Алексий был настоятелем церкви в Уилкс-Барре (штат Пенсильвания), ставшей центром его миссионерской деятельности среди униатов. Некоторое время занимал должность пенсильванского благочинного. По благословению правящих архиереев епископа Николая (Зиорова) (1891—1898), архиепископа Тихона (Беллавина) (1898—1907) и архиепископа Платона (Рождественского) (1907) проповедовал и вёл миссионерскую работу главным образом среди униатов-русинов. К 1898 году три униатских священника со своими общинами перешли в Православную церковь, а к 1909 году — более 17 общин и около 20 тысяч униатов. При деятельном участии отца Алексия печатались различные церковные издания.

В 1895 году для помощи вновь прибывшим в США иммигрантам, а также для консолидации разрозненных православных братств, отец Алексий инициировал создание Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS)[10]. Другими видными деятелями этого общества стали будущие священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий.

Миссионерские труды отца Алексия не остались незамеченными в Русской Православной Церкви, он был награждён всеми наградами, которые может получить священник, в том числе митрой от Святейшего Синода, орденами святого Владимира и святой Анны от императора, а в 1907 году святитель Тихон (Беллавин) предложил ему стать епископом Русской православной греко-кафолической Церкви в Америке для русинов, но он отказался, сославшись на преклонный возраст.

В 1909 году, незадолго до кончины, отец Алексий был возведён в сан протопресвитера. К концу 1908 года его здоровье стало ухудшаться, последние два месяца перед смертью он был прикован к постели и 24 апреля (7 мая) 1909 года скончался. Похоронен в Саут-Кейнане на кладбище старейшего на Американском континенте православного монастыря, построенного с его участием[11].

Внешние аудиофайлы
Проповедь митрополита всей Америки и Канады Ионы в день 100-летия со дня кончины св. Алексия Товта (7 мая 2009)
Зеркало

Деятельность

В результате миссионерской деятельности протопресвитера Алексия Товта после его кончины, в период до Второй мировой войны, в Америке и на родине святого, в Словакии, в православие перешли сотни тысяч униатов (только в Америке около 250 тысяч)[3][6][7][9][12]. При этом, в Америке они сформировали около 300 православных приходов[9]. Таким образом, наибольший рост Русской православной греко-кафолической церкви в Америке был связан с обращением грекокатоликов[3].

Поскольку переход святого Алексия в православную веру изначально был вызван конфликтом с католическим архиепископом Джоном Айрлендом, последнего в шутку называют «Отцом Православной Церкви в Америке»[13], а движение по переходу в православие, которое охватило все слои униатов в Америке и длилось по некоторым оценкам с 1890 по 1914 года, — «движением Товта» или «схизмой Товта»[3].

Сочинения

При жизни святого Алексия изданы четыре книги его сочинений, статьи в Американском пра­вославном вестнике, газете «Свет» и других изданиях, содержащие объяснения истин православного вероучения, размышления о том, как славяне должны жить в Америке. Статьи и книги святого были написаны простым, понятным для русинов языке, часто с употреблением поговорок и шуток[9].

Самой известной книгой отца Алексия была «Где искать правду?» (англ. Where to Seek the Truth?), которая неоднократно переиздавалась на нескольких языках, служа для униатов православным катехизисом[3].

Национальные взгляды

Отец Алексей был ярким носителем карпаторусского национального самосознания[14]. Как и все русины своего времени, был воспитан в любви к русскому православию[6] и называл свою веру русской[3][8]. Считал унию насильственной, а её принятие — причиной упадка русинской культуры[8].

Почитание

Тропарь святому Алексию,
глас 4[15]

О праведне отче Алексие, / небесный наш ходатаю и учителю, / Божественное украшение Христовы Церкве, / Владыце всех молися / Веру Православную во Америце укрепити, / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.

Кондак святому Алексию,
глас 5[15]

Воспоим, вернии, Алексия пресвитера, / боготечную звезду пресветлую Православия во Америце, / образ терпения и смирения, / пастыря добраго Христова стада. / Яко той воззва заблудшее овча / и провещании своими приведе е к Царствию Небесному.

Канонизация

В 1916 году, через семь лет после кончины отца Алексия Товта, когда состоялось перезахоронение его тела в специальный склеп у главного храма Тихоновского монастыря, оно было обнаружено нетленным[11]. В 1994 году гроб отца Алексия был открыт ещё раз, и снова его тело нашли нетленным. 29 мая 1994 года, ко 200-летию православия в Америке, отец Алексий был прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке (день памяти — 7 мая) как исповедник и защитник Православия в Северной Америке. Его мощи перенесены из склепа за алтарной стеной монастырского храма в раку у иконостаса внутри храма.

В честь святого Алексия были составлены богослужение, тропарь, кондак[16] и акафист.

Почитание в США

Ещё при жизни отца Алексия перешедшие из грекокатоличества карпатороссы называли его Батько, чего затем не удостаивался ни один из видных продолжателей его дела[9]. В 2009 году в Православной церкви в Америке праздновалось 100-летие со дня преставления святого Алексия Товта[17]. Особенно святой Алексий почитается в приходах, история которых связана с его миссионерской деятельностью[18][19][20][21][22][23].

В США появляются храмы, посвящённые святому Алексию Товту (в частности, в Константинопольском Патриархате[24]).

Почитание за пределами США

В 2001 году святой Алексий Товт был прославлен в Соборе Галицких святых в Львовской епархии Украинской православной церкви (день памяти — неделя 3-я по Пятидесятнице[25][26]). Почитается в Русской и Православной церкви Чешских земель и Словакии[27].

На Закарпатье организуются православные молодёжные лагеря в честь святого Алексия[28].

Распространение святых мощей

Частицы мощей святого Алексия можно встретить не только на территории США, но и в других странах (в России: храм св. вмц. Екатерины на Всполье (Москва)[29], на Украине: храм св. вмч. Георгия (Львов)[30]).

Во время своего первого визита в Россию в качестве предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополит Иона в ознаменование 100-летия преставления святого Алексия 26 апреля 2009 года преподнёс в подарок Патриарху Московскому Кириллу икону святого с частицей его мощей[31].

Митрополит Герман (Свайко), предыдущий предстоятель Православной Церкви в Америке, во время своего официального визита в Православную Церковь Чешских земель и Словакии в 2004 году передал частицы мощей святого Алексия нескольким храмам в Чехии и Словакии, преподнёс их также всем архиереям этой Поместной Церкви[32].

Примечания

  1. ? Jean ?t?venaux. Histoire des missions chr?tiennes. — Saint-Maurice, CH: ?ditions Saint-Augustin, 2004. — С. 105—106. — 293 с. — ISBN 2-88011-333-4  (фр.)
  2. ? Vincent Viaene. The papacy and the new world order: Vatican diplomacy, catholic opinion and international politics at the time of Leo XIII. — Leuven, Belgium: Leuven University Press, 2005. — С. 461—462. — 516 с. — ISBN 9058675181  (англ.)
  3. ? 1 2 3 4 5 6 7 Nicholas Ferencz. American Orthodoxy and Parish Congregationalism. — Piscataway, New Jersey: Gorgias Press LLC, 2006. — С. 147—166. — 234 с. — ISBN 1-59333-195-9  (англ.)
  4. ? Статья «Toth, Alexis/Tovt, Aleksei» в «Encyclopedia of Rusyn history and culture»
  5. ? «The actual birthplace of St. Alexis Toth is disputed, but parish records in O??avica/Ol’shavitsa, Levo?a district, indicate that he was baptized in O??avica», результат поискового запроса
  6. ? 1 2 3 4 5 Алексий Товт // Православная энциклопедия
  7. ? 1 2 3 Marvin Richard O’Connell. John Ireland and the American Catholic Church. — St. Paul, Minnesota: Minnesota Historical Society Press, 1988. — С. 269—271. — 624 с. — ISBN 978-0873512305  (англ.)
  8. ? 1 2 3 4 5 6 7 Прот. П. Коханик. Начало истории Американской Руси
  9. ? 1 2 3 4 5 6 Г. М. Солдатов Св. Алексий (Товт-Toth) // Журнал «Верность», № 73 — 2006
  10. ? Russian Orthodox Catholic Mutual Aid Society. Who we are  (англ.)
  11. ? 1 2 Либеровский А. П. Православная Церковь в Америке: святые и соборы. — М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2000.
  12. ? John Ireland (archbishop)  (англ.)
  13. ? Статья John Ireland (archbishop) в английской Википедии
  14. ? Святой Алексий Товт — духовный лидер американских карпатороссов
  15. ? 1 2 Перевод с английского ЖЖ-пользователя ustavschik
  16. ? Стихиры вечерни, тропарь и кондак из службы священноисповеднику Алексию (на английском языке, файл в формате MS Word, сайт Православной Церкви в Америке)
  17. ? Archbishop Job welcomes Metropolitan Jonah on first visit to Midwest Diocese  (англ.)
  18. ? St. Mary’s Cathedral (Minneapolis, MN)  (англ.)
  19. ? Holy Trinity Cathedral (Chicago, IL)  (англ.)
  20. ? Holy Ghost Church (Bridgeport, CT)  (англ.)
  21. ? St. Vladimir Church (Lopez, PA)  (англ.)
  22. ? Holy Trinity Church (Catasauqua, PA)  (англ.)
  23. ? St. John the Baptist Church (Edwardsville, PA)  (англ.)
  24. ? Saint Alexis Church (Lafayette, IN)  (англ.)
  25. ? Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 3 апреля 2001 года
  26. ? Віряни та духовенство Львівської єпархії молитовно вшанували день пам’яті Собору святих землі Галицької  (укр.)
  27. ? Пресс-конференция Блаженнейшего Христофора, архиепископа Пражского, митрополита Чешских земель и Словакии
  28. ? На Закарпатті відбувся міжнародний молодіжний літній табір на честь святого Алексія Товта  (укр.)
  29. ? Святыни храма святой Екатерины на Всполье
  30. ? Святині, що знаходяться в храмах Львівської єпархії УПЦ  (укр.)
  31. ? Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Митрополит Иона возглавили торжественное богослужение в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя
  32. ? Metropolitan Herman concludes Official Visit to the Orthodox Church of the Czech Lands and Slovakia  (англ.)

Литература

на русском языке
  • Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. — Нью-Йорк, 1944.
  • Прот. П. Коханик. Начало истории Американской Руси // История русинской эмиграции. — 2-е изд. — Trumsull, Connecticut: Peter S. Hardy, 1970. — С. 467—617. — 617 с.
  • Солдатов Г. М. Св. Алексий Товт (Toth) // «Верность» : журнал. — 2006. — № 73.
на английском языке
  • Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 1794-1994. — Orthodox Christian Publications Center, 1995.
  • Ferencz N. American Orthodoxy and Parish Congregationalism. — Piscataway, New Jersey: Gorgias Press, 2006. — С. 147—166. — 234 с. — ISBN 1-59333-195-9
  • Russin Keith S. Father Alexis G. Toth and the Wilkes-Barre litigations // St. Vladimir's Theological Quarterly : журнал. — 1972. — Т. 16. — № 3. — С. 128—149.
  • O’Connell M. R. John Ireland and the American Catholic Church. — Minnesota Historical Society Press, 1988. — С. 270. — 624 с. — ISBN 978-0873512305

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.