18 марта 1854(1854-03-18)
Австрийская империя (ныне Словакия)
Смерть:
7 мая 1909(1909-05-07) (55 лет)
Уилкс-Барре, штат Пенсильвания, США
Канонизирован:
29 мая 1994
В лике:
праведных
День памяти:
в третье воскресенье
по Пятидесятнице
(Собор Галицких святых); 7 мая
Подвижничество:
миссионер
Алекси?й Товт (англ. Alexis Toth, святой праведный Алекси?й Уилкс-Баррейский, англ. Saint Alexis of Wilkes-Barre; 18 марта 1854(18540318), близ Прешова, Венгрия, Австрийская империя — 24 апреля (7 мая) 1909, Уилкс-Барре, Пенсильвания, США) — протопресвитер Русской православной церкви в США, один из наиболее значимых американских православных миссионеров[1][2][3].
Канонизирован Православной Церковью в Америке (память совершается 7 мая) и во Львовской епархии Украинской Церкви (память — в третью неделю по Пятидесятнице, в Соборе Галицких святых).
Родился в русинской семье грекокатолического священника Георгия Товта и его супруги Цецилии близ Прешова, находившегося в то время на территории Венгрии в Австрийской империи. Точное место рождения не известно, хотя по некоторым данным им могла быть деревня Кобылнице, комитат Шарош (ныне район Свидник, Прешовский край, Словакия)[4]. Крещён в приходе деревни Ольшавица, комитат Сепеш (ныне район Левоча, Прешовский край, Словакия)[5].
Брат Алексея стал грекокатолическим священником, а дядя Николай был униатским епископом Прешова.
Образование
Начальное образование получил в местной школе и в восьмиклассной гимназии в Прешове, прошёл военную службу, учился в течение года в римско-католической семинарии в Эстергоме, закончил грекокатолическую семинарию в Ужгороде и богословский факультет в Прешовском университете. За время учёбы выучил несколько языков (русинский, венгерский, русский, немецкий, латинский, отчасти греческий)[6].
— Есть ли у вас жена?
— Нет.
— Но была?
— Да, я вдовец...
— Я уже послал протест в Рим, чтобы мне сюда таких священников не присылали...
— Каких священников вы имеете в виду?
— Таких как вы!
— Но я католический священник греческого обряда, я — униат и был рукоположён законным католическим епископом...
— Я ни вас, ни того епископа не считаю католиками, да и нет у меня необходимости здесь в грекокатолических священниках. Достаточно того, что в Миннеаполисе есть польский ксёндз, который может быть священником и для греков...
Беседа католического архиепископа Джона Айрленда с грекокатолическим священником Алексием Товтом[7][8].
Служение в Грекокатолической церкви
По окончании семинарии женился на дочери священника Розалии Михайлич. 18 апреля 1878 года был рукоположён своим дядей епископом Прешовским Николаем (Товтом) в сан священника. Через год овдовел.
В мае 1879 года назначен секретарём Прешовского епископа, заведующим епархиальной канцелярией и приютом для сирот. В 1881 году стал ректором грекокатолической семинарии в Прешове и профессором кафедры канонического права и церковной истории[6].
В ноябре 1889 года в ответ на запрос от грекокатолического прихода святой Марии из американского города Миннеаполиса (штат Миннесота) был направлен епископом Прешовским Иоанном (Валием) в США. Римско-католический архиепископ Джон Айрленд(англ.)русск., в епархии которого находился грекокатолический приход, был сторонником американизации и унификации обряда Католической церкви в Америке, а также негативно относился к женатому священству, нелатинскому богослужению и к униатству как таковому[3][7][8]. При встрече с отцом Алексием он отказал ему в праве служить на приходе, сославшись на то, что нужды униатского прихода в Миннеаполисе может удовлетворить соседний польский приход.
Переход в православие
Отец Алексий установил связь с другими грекокатолическими священниками, служившими в США и испытывавшими подобную дискриминацию со стороны римско-католического клира[8]. В октябре 1890 года восемь из десяти американских священников грекокатолического обряда собрались в приходе города Уилкс-Барре (штат Пенсильвания). Они решили обратиться за поддержкой к грекокатолическим епископам, которые направили их на служение в США. Отец Алексий написал епископу Прешовскому. Однако переписка с ним не помогла пастве униатской общины. Архиепископ Джон Айрленд разместил в соседнем с грекокатолическим польском приходе заявление о том, что он не признаёт отца Алексия ни католиком, ни священником. Грекокатолики обратились за помощью в Рим, но получили предписание о возвращении своих священников в Старый Свет.
Узнав о таком распоряжении из Рима, отец Алексий созвал приходское собрание, где верующие предложили обратиться к православному епископу:
Когда я всё это увидел и услышал, тогда решился на то, что давно уже жило в моём сердце, из-за чего душа болела у меня… быть православным… но как же?... Необходимо быть очень осторожным. Та несчастная уния — начало упадка и всего злого — очень прижилась у наших людей, 250 лет прошло, как это иго на наши шеи возложили!... Я горячо молил Бога, чтобы Он мне дал помощь и силу просветить моих тёмных верных… В том деле помогли мне сами прихожане. Когда я созвал своих прихожан, объяснил им своё печальное положение и заявил, что остаётся лишь лишить их, то некоторые из них заявили: — «нет, пойдём к русскому епископу, не вечно ж чужим кланяться!».
Оригинальный текст
Коли я все тое вид?лъ и слышалъ, тогда р?шился на такое, которое у мене уже давно въ с?рдце жило, за которымъ у мене душа бол?ла… быти православнымъ… но якъ же?… Треба быти дуже осторожнымъ. Тая несчастная унія начало упадка и всего злого, дуже зажилась у нашихъ людей, 250 рокивъ пройшло якъ тое иго на наши шеи положили!… Я горячо молилъ Бога, чтобы Онъ мен? далъ помощь и силу просв?тити моихъ темныхъ в?рниковъ… Въ томъ д?л? помогли мен? сами прихожане. Коли я скликалъ своихъ прихожанъ, объяснилъ имъ свое печальное положеніе и заявилъ, что остается лишень лишити ихъ, то декоторы изъ нихъ заявили: — «н?тъ, пойдемъ къ русскому епископу, не в?чно ж чужимъ кланятися»!
— Воспоминания отца А. Товта. По книге прот. Петра Коханика «Начало истории Американской Руси», стр. 488[8]
В феврале 1891 года в Сан-Франциско, где с 1872 года находился центр единственной на то время православной епархии Американского континента (Алеутской и Аляскинской епархии в составе Православной российской церкви), состоялась первая встреча отца Алексия Товта с русским епископом Владимиром (Соколовским-Автономовым). Через месяц епископ Владимир прибыл в Миннеаполис и 25 марта 1891 года присоединил отца Алексея со всем его приходом (361[6] или 405 чел.[8]) к Православной церкви. 14 июля 1892 года Святейший Синод Русской Церкви официально подтвердил принятие отца Алексея с прихожанами в состав Алеутской и Аляскинской епархии. Епископ Владимир назначил отца Алексия благочинным и поручил ему также приход в Чикаго. Приход отца Алексия стал первым православным приходом на всём пространстве между Сан-Франциско и Нью-Йорком[9].
Первое время отцу Алексию и его прихожанам пришлось столкнуться с открытой религиозной и национальной враждой. Его обвиняли в продаже своей веры и русинского первородства москалям за деньги. Однако отец Алексей полтора года вообще не получал жалования от Синода из России и, чтобы содержать себя, вынужден был работать в пекарне. Тем не менее, переход общины отца Алексия в православие послужил примером для многих униатских общин в США и Канаде[9].
Миссионерские труды
При приходе в Миннеаполисе была открыта школа, преобразованная через несколько лет в миссионерскую. К концу XX века община в Миннеаполисе стала крупнейшим православным приходом США, насчитывающим около тысячи прихожан.
В 1893—1909 годах отец Алексий был настоятелем церкви в Уилкс-Барре (штат Пенсильвания), ставшей центром его миссионерской деятельности среди униатов. Некоторое время занимал должность пенсильванского благочинного. По благословению правящих архиереев епископа Николая (Зиорова) (1891—1898), архиепископа Тихона (Беллавина) (1898—1907) и архиепископа Платона (Рождественского) (1907) проповедовал и вёл миссионерскую работу главным образом среди униатов-русинов. К 1898 году три униатских священника со своими общинами перешли в Православную церковь, а к 1909 году — более 17 общин и около 20 тысяч униатов. При деятельном участии отца Алексия печатались различные церковные издания.
В 1895 году для помощи вновь прибывшим в США иммигрантам, а также для консолидации разрозненных православных братств, отец Алексий инициировал создание Русского православного кафолического общества взаимопомощи (ROCMAS)[10]. Другими видными деятелями этого общества стали будущие священномученики Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий.
Миссионерские труды отца Алексия не остались незамеченными в Русской Православной Церкви, он был награждён всеми наградами, которые может получить священник, в том числе митрой от Святейшего Синода, орденами святого Владимира и святой Анны от императора, а в 1907 году святитель Тихон (Беллавин) предложил ему стать епископом Русской православной греко-кафолической Церкви в Америке для русинов, но он отказался, сославшись на преклонный возраст.
В 1909 году, незадолго до кончины, отец Алексий был возведён в сан протопресвитера. К концу 1908 года его здоровье стало ухудшаться, последние два месяца перед смертью он был прикован к постели и 24 апреля (7 мая) 1909 года скончался. Похоронен в Саут-Кейнане на кладбище старейшего на Американском континенте православного монастыря, построенного с его участием[11].
Внешние аудиофайлы
Проповедь митрополита всей Америки и Канады Ионы в день 100-летия со дня кончины св. Алексия Товта (7 мая 2009)
В результате миссионерской деятельности протопресвитера Алексия Товта после его кончины, в период до Второй мировой войны, в Америке и на родине святого, в Словакии, в православие перешли сотни тысяч униатов (только в Америке около 250 тысяч)[3][6][7][9][12]. При этом, в Америке они сформировали около 300 православных приходов[9]. Таким образом, наибольший рост Русской православной греко-кафолической церкви в Америке был связан с обращением грекокатоликов[3].
Поскольку переход святого Алексия в православную веру изначально был вызван конфликтом с католическим архиепископом Джоном Айрлендом, последнего в шутку называют «Отцом Православной Церкви в Америке»[13], а движение по переходу в православие, которое охватило все слои униатов в Америке и длилось по некоторым оценкам с 1890 по 1914 года, — «движением Товта» или «схизмой Товта»[3].
Сочинения
При жизни святого Алексия изданы четыре книги его сочинений, статьи в Американском православном вестнике, газете «Свет» и других изданиях, содержащие объяснения истин православного вероучения, размышления о том, как славяне должны жить в Америке. Статьи и книги святого были написаны простым, понятным для русинов языке, часто с употреблением поговорок и шуток[9].
Самой известной книгой отца Алексия была «Где искать правду?» (англ. Where to Seek the Truth?), которая неоднократно переиздавалась на нескольких языках, служа для униатов православным катехизисом[3].
Национальные взгляды
Отец Алексей был ярким носителем карпаторусского национального самосознания[14]. Как и все русины своего времени, был воспитан в любви к русскому православию[6] и называл свою веру русской[3][8]. Считал унию насильственной, а её принятие — причиной упадка русинской культуры[8].
О праведне отче Алексие, / небесный наш ходатаю и учителю, / Божественное украшение Христовы Церкве, / Владыце всех молися / Веру Православную во Америце укрепити, / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.
Воспоим, вернии, Алексия пресвитера, / боготечную звезду пресветлую Православия во Америце, / образ терпения и смирения, / пастыря добраго Христова стада. / Яко той воззва заблудшее овча / и провещании своими приведе е к Царствию Небесному.
Канонизация
В 1916 году, через семь лет после кончины отца Алексия Товта, когда состоялось перезахоронение его тела в специальный склеп у главного храма Тихоновского монастыря, оно было обнаружено нетленным[11]. В 1994 году гроб отца Алексия был открыт ещё раз, и снова его тело нашли нетленным. 29 мая 1994 года, ко 200-летию православия в Америке, отец Алексий был прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке (день памяти — 7 мая) как исповедник и защитник Православия в Северной Америке. Его мощи перенесены из склепа за алтарной стеной монастырского храма в раку у иконостаса внутри храма.
В честь святого Алексия были составлены богослужение, тропарь, кондак[16] и акафист.
Почитание в США
Ещё при жизни отца Алексия перешедшие из грекокатоличества карпатороссы называли его Батько, чего затем не удостаивался ни один из видных продолжателей его дела[9]. В 2009 году в Православной церкви в Америке праздновалось 100-летие со дня преставления святого Алексия Товта[17]. Особенно святой Алексий почитается в приходах, история которых связана с его миссионерской деятельностью[18][19][20][21][22][23].
В США появляются храмы, посвящённые святому Алексию Товту (в частности, в Константинопольском Патриархате[24]).
Почитание за пределами США
В 2001 году святой Алексий Товт был прославлен в Соборе Галицких святых в Львовской епархии Украинской православной церкви (день памяти — неделя 3-я по Пятидесятнице[25][26]). Почитается в Русской и Православной церкви Чешских земель и Словакии[27].
На Закарпатье организуются православные молодёжные лагеря в честь святого Алексия[28].
Распространение святых мощей
Частицы мощей святого Алексия можно встретить не только на территории США, но и в других странах (в России: храм св. вмц. Екатерины на Всполье (Москва)[29], на Украине: храм св. вмч. Георгия (Львов)[30]).
Во время своего первого визита в Россию в качестве предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополит Иона в ознаменование 100-летия преставления святого Алексия 26 апреля 2009 года преподнёс в подарок Патриарху Московскому Кириллу икону святого с частицей его мощей[31].
Митрополит Герман (Свайко), предыдущий предстоятель Православной Церкви в Америке, во время своего официального визита в Православную Церковь Чешских земель и Словакии в 2004 году передал частицы мощей святого Алексия нескольким храмам в Чехии и Словакии, преподнёс их также всем архиереям этой Поместной Церкви[32].
Примечания
?Jean ?t?venaux.Histoire des missions chr?tiennes. — Saint-Maurice, CH: ?ditions Saint-Augustin, 2004. — С. 105—106. — 293 с. — ISBN 2-88011-333-4(фр.)
? 123Marvin Richard O’Connell.John Ireland and the American Catholic Church. — St. Paul, Minnesota: Minnesota Historical Society Press, 1988. — С. 269—271. — 624 с. — ISBN 978-0873512305(англ.)
? 12 Перевод с английского ЖЖ-пользователя ustavschik
?Стихиры вечерни, тропарь и кондак из службы священноисповеднику Алексию (на английском языке, файл в формате MS Word, сайт Православной Церкви в Америке)
Юбилейный сборник в память 150-летия Русской Православной Церкви в Северной Америке. — Нью-Йорк, 1944.
Прот. П. Коханик. Начало истории Американской Руси // История русинской эмиграции. — 2-е изд. — Trumsull, Connecticut: Peter S. Hardy, 1970. — С. 467—617. — 617 с.
Солдатов Г. М. Св. Алексий Товт (Toth) // «Верность» : журнал. — 2006. — № 73.
на английском языке
Stokoe M., Kishkovsky L. Orthodox Christians in North America, 1794-1994. — Orthodox Christian Publications Center, 1995.
Russin Keith S. Father Alexis G. Toth and the Wilkes-Barre litigations // St. Vladimir's Theological Quarterly : журнал. — 1972. — Т. 16. — № 3. — С. 128—149.
O’Connell M. R. John Ireland and the American Catholic Church. — Minnesota Historical Society Press, 1988. — С. 270. — 624 с. — ISBN 978-0873512305
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.