• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Фёдор Ростиславич Чёрный
Фёдор Ростиславич
Ктиторский портрет из Феодоровского Евангелия
удельный князь Ярославский
ок. 1260 — 1299
Предшественник: Анастасия Васильевна
Преемник: Давыд Фёдорович
1-й удельный князь Можайский
1275 — 1299
Предшественник: основание княжества
Преемник:  ?
Великий князь Смоленский
1279 — 1297
Предшественник: Михаил Ростиславич
Преемник: Александр Глебович
 
Вероисповедание: православие
Рождение: ок. 1240 или 1 сентября 1233
Смоленск
Смерть: 1299 год(1299)
Ярославль
Похоронен: Входоиерусалимская церковь Спасского монастыря в Ярославле
Династия: Рюриковичи
Отец: Ростислав Мстиславич
Супруга: 1. Анастасия Васильевна, ярославская княгиня

2. Анна, дочь хана Менгу-Тимура

Дети: 1. дочери: старшая — жена Давида Константиновича галицкого, младшая — жена Михаила Глебовича белозерского, сын Михаил

2. сыновья Давид, Константин

Фёдор Ростисла?вич Чёрный — князь ярославский, можайский и великий князь смоленский.

Содержание

Биография

Родился около 1240 (по другим данным — 1 сентября 1233) в Смоленске, третий сын смоленского князя Ростислава Мстиславича. Около 1260 вступил в брак с Анастасией Васильевной [1], молодой ярославской княгиней, но фактически управление Ярославским княжеством после смерти всех мужчин первой ярославской княжеской династии было в руках её матери Ксении. В начале 1260-х родились две их дочери, а в 1265 — сын Михаил.

В период с не ранее 1266 по 1276, возможно, пребывал в Золотой Орде, где, по легенде, его полюбила ханша Джиджекхатунь и благоволил хан Менгу-Тимур, они сватали свою дочь за него, несмотря на живую жену. Впрочем, Анастасия вскоре умирает, Фёдор пытается вернуться в Ярославль, но этому воспротивилась княгиня Ксения с боярами, объявившие князем малолетнего Михаила. Фёдор, оставшись в Орде, женится во второй раз, на дочери хана[2], в православии Анны, получив за неё большое приданое (36 городов) и большой почёт у монголов. Рождаются сыновья Давид и Константин, в то время как старший сын Михаил умирает в Ярославле. После этого Фёдор с семьёй отъезжает в Ярославль с ханским ярлыком на княжение.

В 1276 имя Фёдора впервые упоминается в летописи в связи с погребением великого князя Василия Ярославича. В 1277—1278 вместе с другими князьями участвует в походах Орды против осетин и волжских булгар.

В 1275 получает в наследство Можайск. В 1278—1279 в Смоленске умирают его братья Глеб и Михаил и Смоленское княжество переходит к Фёдору. В 1279—1281 годах он, предположительно, пребывает в Смоленске, а 1281—1292 годах — вновь в Орде, в том числе участвует в междоусобице Андрея и Дмитрия Александровичей, закончившейся разорением в 1281 году ряда русских городов ордынцами и русскими же. В 1285 безуспешно осаждает Смоленск его племянник Роман Глебович.

В 1293 году вместе с князем Андреем Александровичем Городецким участвует в походе татарской рати под предводительством золотоордынского полководца Дюденя (Тудана) в Северо-Восточную Русь. В результате этого похода были разорены 14 городов, в числе которых: Владимир, Суздаль, Юрьев, Переславль, Дмитров, Москва, Коломна, Можайск, Волок.[3] В 1294 в ходе очередной междоусобицы Фёдор сжигает захваченный им Переяславль-Залесский. В 1297 другой племянник Фёдора — Александр Глебович — «берёт лестью княжение смоленское», в 1298, а возможно и повторно в 1299, Фёдор пытается безуспешно силой вернуть город.

Князь умирает в 1299 году в Ярославле, приняв схиму. Глубина предсмертного покаяния является главным основанием его последующей канонизации[4]. Впрочем, Е. А. Ермолин полагает, что князь лелеял планы крещения Орды. Ярославское княжение переходит к его сыну Давиду.

Почитание в православии

Накануне присоединения Ярославля к Московскому государству, в 1463 году, архимандрит Христофор обрёл в ярославском Спасском монастыре мощи князя и его сыновей Давида и Константина, они были размещены в Спасо-Преображенском соборе монастыря. В 1467 году все трое были канонизированы. Это первые ярославские святые. В настоящее время мощи ярославских чудотворцев покоятся в Федоровской церкви Ярославля.

Дни памяти:

  • 19 сентября (2 октября);
  • 5 (18) марта — обретение мощей;
  • 23 мая (5 июня) — Собор Ростовских святых;

Примечания

  1. ? В исторической литературе вошло в обычай именовать ярославскую княжну Марией Васильевной, но в древнейших из известных источников XVI — начала XVII веков она именуется только Анастасией и лишь позднее произошла порча текста. См.: Анхимюк Ю. В. Церковь Петра и Павла в Ярославле: легенда и исторические реалии // Ярославская старина: Из архива русской провинции. Ярославль, 1992. С. 10-11.
  2. ? Эта версия происхождения княгини Анны наиболее полно обоснована в Иоанн (Вендланд К. Н.), митр. Князь Фёдор. Исторический очерк. Ярославль, 1990. С. 31-37. Практически оставлена версия, что Анна дочь темника Ногая. Есть версия об её происхождении от хана Тохты. См.: Александров Д. Н., Пчелов Е. В. О происхождении ярославских князей от Чингизидов // Ярославская старина. 1994. Вып. 1. С. 37-38.
  3. ? Русские летописи о белозерских князьях и крае (до XV века)
  4. ? Святой князь Феодор Смоленский

Литература

  • Ермолин Е. А. Святой великий князь Фёдор Ростиславич Чёрный, ярославский и смоленский. Взгляд с порога III тысячелетия. Ярославль: Александр Рутман, 1999. — 112 с. — (Граждане Ярославля)
  • Житие и жизнь преподобного князя Феодора Ярославского // Ярославские епархиальные ведомости. 1876. Часть неофиц. № 10.
  • Иоанн (Вендланд К. Н.), митр.. Князь Фёдор. Исторический очерк. Ярославль, 1990.

Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.