• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Феодор Мопсуестийский
Феодор Мопсуестийский
Рождение:

ок. 350
Антиохия

Смерть:

428 год(0428)
Киликия

Почитается:

Несторианская церковь[1]

Феодор Мопсуестийский (около 350, Антиохия — 428, Мопсуестия близ Аданы, Киликия) — раннехристианский теолог и святой Несторианской церкви. Епископ Мопсуестии с 392 года, он был одним из наиболее значительных богословов Востока в послеоригеновский период и некоторое время главой антиохийской школы, сильнейшей противницы Александрии в догматической и церковно-политической борьбе V и VI веках. Сочинения Феодора включены в 18-й том Patrologia Graeca.

Был обращён в христианство своим ближайшим товарищем, святителем Иоанном Златоустом, с которым вместе обучался в школе ритора Ливания в Антиохии. Богословие Феодор изучал у Диодора Тарсийского. Закончив обучение, он и Иоанн приняли монашество, но Феодор через некоторое время оставил монастырь и только благодаря наставлениям Иоанна вернулся в него. В 383 году Феодор был рукоположён Флавианом Антиохийским в пресвитера, а в 392 году в епископа.

Будучи острым мыслителем и блестящим оратором (на что указывают его недавно обнаруженные катехизисные поучения), Феодор отличался отточенным владением аристотелевой диалектикой и строгой аскетичностью. В христологии он развивал концепцию "двух сынов", утверждая, что не следует смешивать Божескую и человеческую природы во Христе, и иной - Сын Божий, и иной - Сын человеческий. Он говорил: "Мы не должны думать, что от Девы родился Бог. Не Бог Слово родился от Девы Марии, а тот, кто от семени Давидова" (т. е. человек) [2], и не считал возможным объединение в одно лицо Божественного Логоса (который, по Феодору, является неизменяемым и неспособным к страданию) с совершенным человеком Иисусом, который был для Него подобием храма (как в храме пребывает Бог, так и в Иисусе - Божество). Таким образом, он явился предтечей несторианства. Затем, в человечестве Христа он признавал полное подобие нам, людям, и говорил, что и в Человеке Иисусе имела место борьба со страстями, и только после воскресения он стал неизменным. По Феодору, Иисус нуждался в руководстве Духа Божия, который направлял его к должному; "Бог Слово много возлюбил его (человека Иисуса); пребывая в нем, Бог Слово даровал ему бессмертную жизнь и, сделав его невредимым, бессмертным и неизменным, возвел на небо". Феодор делал также упор на изучение биографии и традиционных народных представлений о жизни Христа.

В связи с тем, что несториане указывали на Феодора как на своего учителя, в VI веке, при Юстиниане I произошло его осуждение. В эту эпоху Византийскую империю долгое время возмущала монофизитская смута, и имп. Юстиниан I решил сделать удар по противоположной стороне, издав осуждение "трех глав" [3]. Об этом документе началась полемика, и на созванном (не без препятствий: римский папа был против этого осуждения) в 553 г. в Константинополе V Вселенском соборе Феодор Мопсуестийский был анафематствован (наряду с отдельными сочинениями двух других писателей, проводивших те же взгляды). Причем во время рассмотрения его дела оценка его сочинений участниками собора была жесткой: "Анафема Феодору Мопсуетскому и его сочинениям; они чужды Церкви, они чужды православным, они чужды отцам, они полные нечестия, они восстают на Священное Писание, анафема Феодору: он опозорил Евангелие, он поругался над домостроительством нашего спасения... Осуждаем и анафематствуем... Феодора, который был епископом в Мопсуесте, и его нечестивые сочинения" [4] Таким образом, Католической и Православной Церковью он признается еретиком.

В Ассирийской церкви Востока Феодор вместе с Несторием и Диодором Тарсским почитается в качестве трёх греческих святителей. Феодору приписывается составление одной из трёх литургий восточно-сирийского обряда.

Примечания

  1. ? Учение окончательно признано ересью на Халкидонском соборе: Несторианство // Энциклопедия «Религия»
  2. ? Воспоминание Пятого Вселенского собора. Изложение, составленное в начале XX века, в: Жития святых св. Димитрия Ростовского. Т. 13. М. ТЕРРА - Книжный клуб, 1999. С. 524-543.
  3. ? Норвич Дж. "История Византии". М.: АСТ, 2010. С. 117-118.
  4. ? Воспоминание Пятого Вселенского собора. Жития святых... Цит. соч. С. 534, 537. Также: Карташев А. В. "Вселенские соборы". М.: Республика, 1994. С. 345-350.

Ссылки

Английский язык


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.