Митрополит Арсе?ний (в миру Александр Иванович Мацее?вич; 1697(1697), Владимир-Волынский — 28 февраля 1772, Ревель) — епископ Православной Российской Церкви; митрополит Ростовский (1742 — 1763).
В 2000 году был прославлен в лике святых Русской православной церковью как священномученик (также новомученик в УПЦ КП).
Родился в 1697 году во Владимире-Волынском в семье православного священника. Его отец, Иоанн Мацеевич, происходил из поляков и был иереем при Владимирском Спасском храме.[1] Получил хорошее образование, учился в духовной школе Владимира-Волынского, во Львовской школе риторики, затем Киевской духовной академии.
В 1716 году был направлен в Черниговскую епархию в Спасский монастырь Новгорода-Северского проповедником. Здесь архимандрит Геннадий (Стефанович) постриг его в монашество с именем Арсений. В монастыре инок Арсений имел клиросное послушание, говорил проповеди и обучал детей латинскому языку.
В 1717 году инок Арсений был послан в Чернигов к преосвященному Антонию (Стаховскому), архиепископу Черниговскому, и рукоположён им во иеродиакона. Иеродиакон Арсений быстро сблизился с владыкой, который был другом митрополита Стефана (Яворского)[2]. Под влиянием архиепископа Антония он решил продолжить свое образование.
В 1718 году иеродиакон Арсений вновь поступил в Киевскую духовную академию «для слушания философии и богословия»[3]. Здесь по благословению преосвященного Варлаама (Вонатовича), архиепископа Киевского, в 1723 году в Киевском Софийском соборе он был посвящен в иеромонаха. В 1726 году окончил слушание академических наук.
В конце 1729 года Арсений вернулся в Черниговскую епархию и был направлен в Черниговский Троицкий Ильинский монастырь. Но уже в 1730 году отправлен в Тобольск для проповеди, где в качестве проповедника и учителя прожил 3 года.
В 1733 году, возвращаясь из Сибири, совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками.
В 1734—1736 годах Арсений участвовал во Второй Камчатской экспедиции под началом В. Беринга. Однако в 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным. По болезни (цинга) уволен от флотской службы (1737 г.) и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче). С 1738 года — соборный иеромонах синодального дома и законоучитель Академической гимназии в Санкт-Петербурге.
В марте 1741, во время регентства Анны Леопольдовны, Арсений был рукоположён во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Выбор Арсения для этой кафедры был обусловлен не только его знакомством с Сибирью, но и тем, что незадолго до этого он отказался присягать герцогу Бирону — регенту малолетнего Иоанна Антоновича.
Позже Арсений Мацеевич отказался присягать и Елизавете Петровне:
… считал унизительными для архиерейского сана слова: «исповедаю же с клятвою крайнего судию сея Коллегии быти Самую Всероссийскую монархиню Государыню нашу всемилостивейшую». Взамен владыка предлагал: «исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти — Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу Церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущего посудити — живым и мертвым». К этой формуле митрополит Арсений сделал ещё пояснение, что монаршей власти довольно в той силе присягать в верности и повиноваться, в какой показано от Крайнего Судии Христа в Евангелии и Апостоле. В термине Крайний Судья в приложении к лицу императора митрополит Арсений видел «излишнее ласкательство во унижение или отвержение Крайнего Судии — Самого Христа».
Елизавета разрешила не произносить Арсению этого выражения, однако присягу он так и не принес. Тем не менее, это никак не отразилось на карьере и жизни Арсения: в 1742 году он неоднократно произносил проповеди во время коронационных торжеств, а затем был переведен в Ростов, причём получил звание члена Святейшего Синода.[4]
С 1742 по 1763 — митрополит Ростовский. По его инициативе в Спасском монастыре Ярославля была открыта Ярославская духовная славяно-латинская семинария. Арсений считается деятельным просветителем, однако П. В. Знаменский придерживался другой точки зрения, считая Арсения Мацеевича противником создания духовных школ, что было редким исключением среди епископов украинского происхождения. В вину ему ставилось также закрытие латинской школы в Ростове[5]. В 1759 году митрополит Арсений имел конфликт с ректором Ярославской семинарии Владимиром (Каллиграфом), учение которого Арсений посчитал «жидовством и кальвинизмом».
В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского.
Единственный из архиереев, кто открыто выступил против секуляризации церковных владений при Екатерине II, за что в 1763 году был снят с поста митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, где продолжал жестко критиковать екатерининскую политику. В частности, он критиковал Екатерину за содержание под стражей бывшего императора Иоанна Антоновича, убитого в заключении в Шлиссельбурге при попытке поручика Василия Мировича организовать его освобождение. Арсений приветствовал поступок Мировича и осуждал решение царицы осудить его на казнь. В 1767 году был разжалован в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость[6] под именем «некоего мужика» Андрея Враля.
Скончался 28 февраля 1772 год, погребён в Таллине (Ревеле) в Успенском приделе Никольской церкви[7].
Проповеди и богословские труды
Арсений Мацеевич был известен как яркий проповедник. В 1742—1761 гг. он активно проповедовал при дворе. По сведениям Евгения (Болховитинова), 7 проповедей его были напечатаны при жизни, в 1742, 1744 и 1749 гг. В настоящее время известно 12 томов рукописных копий его проповедей 1746—1761 гг.; они находятся в библиотеке Троице-Сергиевой лавры.
Известны также труды Арсения Мацеевича против раскола и раскольников. Это «Увещание» раскольнику игумену Иоасафу (1734 г.), предисловие к исправленному им же изданию «Обличение неправды раскольничей» Тверского архиепископа Феофилакта (1745 г.), «Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных».
Против лютеранства написано сочинение «Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток», которое датируется Филареторм (Гумилевским) примерно 1745—1753.
Миссионерская деятельность Арсения Мацеевича оценивается неоднозначно:
Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев. В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. <…> Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям.
Владыка обнаружил, что среди ростовской паствы было множество раскольников, из-за отсутствия школ народ находился в глубоком невежестве, а духовенство не стояло на высоте своего призвания. Митрополит Арсений стал сразу заботиться, чтобы Церковь была воспитательницей народа.
28 июня 1918 года Всероссийским Поместным Собором, как лишённый святительского сана по политическим мотивам, был восстановлен в архиерейском достоинстве.
Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ (Московский Патриархат) в августе 2000 года определил причислить к лику святых Русской православной церкви для общецерковного почитания, среди прочих, священномученика Арсения Ростовского[8].
Память священномученику Арсению Ростовскому празднуется 28 февраля (юлианский календарь).
Украинская православная церковь Киевского патриархата на Поместном соборе 2004 года канонизировала украинца Мацеевича как новомученика[9].
Труды
Изданные при жизни:
«Увещание» раскольнику игумену Иоасафу. М., 1734. Повторно: Арсений Мацеевич. Увещевание // Православный собеседник. 1861. т. III., С. 184—204.
Слово в день Петра и Павла. М., 1742.
Слово в день восшествия на престол Елизаветы Петровны. М., 1744.
Предисловие к исправленному им же изданию «Обличение неправды раскольничей» Тверского архиепископа Феофилакта («Феофилактово обличение поморским ответам»). М., 1745.
Изданные после смерти
Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных. — Православный собеседник, 1861 г.
Доношения Арсения в Св. Синод. — Чтения Московского общества истории. 1862, № 2, 3; Русская старина, 1876. № 15.
Рукописи
Записка «О благочинии церковном» (в соавторстве с Амвросием Юшкевичем). 1742 г. Содержала протест против синодального управления и Коллегии экономии, а также предложение о восстановлении патриаршества.
Письма Елизавете Петровне. Хранятся в РГАДА.
«Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток». (1745—1753). Отрывки напечатаны в работе И. А. Чистович. Феофан Прокопович и его время". — СПб., 1868. С.386 — 407.
?Григорович Н. И.Автобиографические показания Арсения Мацеевича // 1869. № 17
?Попов М. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905
?Григорович Н. И. Автобиографические показания Арсения Мацеевича // Ярославские епархиальные ведомости. 1869. № 17.
? Когда в 1745 г. в Синоде вновь было поднято дело о присяге, Арсений письменно ответил Синоду, что эта присяга несогласна «с верой в Главу Церкви Христа и более прилична присяге римскому папе». Однако по-прежнему никаких санкций к нему применено не было, дело было закрыто, а лист с переделанной присягой велено было сжечь.
?Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881. С. 181, 465.
?Попов М. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905.
? Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских. 1862. Кн. 3. С.135-194.
Сулоцкий А. И. Место заточения, смерти и погребения бывшего Ростовского митрополита Арсения Мацеевича, или мнимая могила митрополита Арсения в Верхнеудинске // «Прибавления к Иркутским Епархальным Ведомостям». 1863, № 37
Попов М. Свящ. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905.
Г. Н. К-ов. Арсений Мацеевич, митрополит Ростовский — как проповедник // Ярославские епархиальные ведомости. 1864. № 35-52.
Сулоцкий А. И. К жизнеописанию Арсения Мацеевича // Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете. М., 1864. Кн. 4. Ч. 5.
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.