• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Юст Кентерберийский
Юст
Justus
Архиепископ Кентерберийский
Посвящение 604 год
Епископское посвящение Четвёртый архиепископ Кентерберийский
Интронизация 624 год
Конец правления 10 ноября между 627 и 631 годом
Предшественник Меллит
Преемник Гонорий Кентерберийский
Другая должность Первый епископ Рочестера
Родился вторая треть VI века
Умер 10 ноября между 627 и 631 годом
Кентербери, Кент, Англия
Похоронен Аббатство Святого Августина, Кентербери
Святость
Праздник 10 ноября
Титул Святой
Покровительство Вольтерра, Италия

Ю?ст (умер 10 ноября между 627 и 631 годом) — первый епископ Рочестера и четвёртый архиепископ Кентерберийский, участник «Григорианской миссии», прибыл в Британию со второй группой миссионеров, предположительно, в 601 году. Был рукоположён в епископы Рочестера в 604 году и участвовал в церковном соборе в Париже в 614 году.

После смерти короля Этельберта в 616 году Юст бежал в Галлию и вернулся в Британию год спустя после крещения Эдбальда вторым архиепископом Кентерберийским Лаврентием.

Святой, почитаемый Римско-католической церковью (день памяти — 10 ноября).

Содержание

Прибытие в Британию

Юст был послан в Британию в 601 году папой Григорием I в поддержку первому архиепископу Кентерберийскому Августину. Всё, что известно о Юсте, известно со слов историка Беды Достопочтенного[1]. Однако Беда не описывает ни причин прибытия Юста в Британию, ни его жизни до этого события. Известно, что тот был римлянином и прибыл в Англию со второй группой миссионеров, предположительно в 601 году[1][2]. Некоторые современные историки утверждают, что Юст прибыл в Британию с первой группой миссионеров, в 597 году[3], хотя Беда пишет, что он прибыл только в 601[4][5]. Со второй группой миссионеров прибыл также Меллит, ставший позднее первым епископом Лондона третьим архиепископом Кентерберийским[6]

Вторая группа миссионеров, с которой предположительно прибыл и Юст, привезла в Кент подарки от папы Григория: книги, реликвии и, как пишет Беда, всё, что нужно церкви[7][8]. Кентерберийский хронист XV века, Томас Элмгамский, пишет, что все привезённые книги до его времени сохранялись в библиотеке Кентерберри, но не пишет, какие именно. Исследования показали, что одной из этих книг может быть евангелистарий святого Августина, который находится в данный момент в Кембридже[1][Примечание 1].

Епископ Рочестера

В 604 году Юст был рукоположён в епископы Рочестера[11]. Историк Николас Брукс утверждает, что выбор пал на Рочестер, так как тот играл в VII веке большую роль в политической жизни Кента. И хотя Рочестер в то время был маленькой деревушкой с одной улицей, к нему примыкала Уотлинг-стрит, в то время главнейшая дорога Англии[12]. И так как Юст не был монахом (по-крайней мере Беда его монахом не называет[13]), духовенство под его началом тоже, вполне возможно, не имело монахов[14].

В грамоте короля Этельберта от 28 апреля 604 года, Юсту выделялась земля для постройки церкви недалеко от Рочестера[15][16]. Свидетелем передачи земли под церковь выступил Лаврентий, наследник Августина, а не он сам. Грамота адресована сыну Этельберта, Эдбальду, правившему в Рочестере, и святому Андрею, покровителю будущей церкви[17][18]. Историк Уильям Левисон в 1946 году отрицал подлинность этой грамоты[18]. Он предположил, что два адресата в одной грамоте просто нелепость и второй адресат, Эдбальд, был внесён в грамоту позже, возможно, Бедой[18]. Историк же Джон Моррис считает, что грамота подлинна, так как использованные в ней речевые обороты вышли из употребления до 800 года[19].

Этельберт построил в Рочестере церковь и исследования подтвердили, что частично здание было построено в начале VII века[4]. Более старые части здания, по всей видимости, остались от построенного здесь ранее римского храма[12].

Также известно, что Юст и Меллит поддержали Лаврентия в его обращении к епископам британской церкви с просьбой изменить исчесление церковных праздников на принятое в Риме[20]. Однако, письмо не сохранилось и Беда пишет лишь о части сохранившегося письма[21].

В 614 году Юст участвовал в церковном соборе, созванном при покровительстве франкского короля Хлотаря II в Париже[22]. Почему в совете участвовали Юст и аббат церкви Святых Петра и Павла[Примечание 2] в Кентербери, неизвестно. Историк Джеймс Кэмпбелл считает, что присутствие духовенства из Британии должно было показать власть Хлотаря над Кентом[23]. Историк Нигхэм обьясняет присутствие Юста на совете как желание Этельберта повлиять на короля Хлотаря и улучшить с ним отношения[24].

После смерти Этельберта в 616 году Юст и Меллит бежали в Галлию[6], возможно, в надежде найти у Хлотаря I поддержку[21]. В 617 году Юст вернулся в Британию и возвратился на свой пост в Рочестер[1]. Меллит же так, но не вернулся в Лондон, а остался в Кентербери и после смерти Лаврентия стал третьим архиепископом Кентерберийским[6]. Беда пишет, что Юст, как и Меллит, получил письмо от папы Бонифация V с благодарностью, но не приводит никаких примеров из письма. Историк Валлас-Хэдрилл пишет, что папа благодарил всех миссионеров, а не только Юста и Меллита[25].

Архиепископ Кентерберийский

В 624 году[26] Юст стал четвёртым архиеписком Кентерберийским, получив паллий — символ власти архиепископа — от папы Бонифация V после того, как выбрал себе преемника в Рочестере[1]. Также папа Бонифаций письменно поздравил Юста с крещением короля «Адулуальда», скорее всего имея в виду короля Эдбальда, сына Этельберта[27]. Беда пишет, что Эдбальд был крещен вторым архиепископом Лаврентием, но историк Кирби, опираясь на письмо папы Бонифация, считает крещение Эдбальда заслугой Юста[28]. Другие историки, включая Барбару Йорк и Генри Мэйр-Хартинга, подтверждают высказывания Беды и приписывают крещение Эдбальда Лаврентию[29]. Барбара Йорк пишет, что в Кенте было два соправителя: Эдбальд и Этельвальд, и именно последний и был королём «Адулуальдом», о котором упоминал папа Бонифаций в своём письме и которого после смерти Этельберта крестил Юст[30].

Также Юст рукоположил Паулина в первые епископы Йорка, после чего тот сопровождал Этельбург Кентскую в Нортумбию для брака с королём Эдвином[1].

Беда пишет, что Юст умер 10 ноября, но не указывает год его смерти. По другим свидетельствам, Юст умер между 627 и 631 годом[26][31]. После смерти Юст был канонизирован, его день празднуется 10 ноября[32]. В IX веке его день был совмещён с днём почитания святых Меллита и Лаврентия[33]. В 1090 году захороненные на территории церкви в Кентербери останки были перенесены в раку и находятся в данный момент возле алтаря в аббатстве святого Августина в Кентербери. Примерно в это же время его жизнь была описана Гонселином и сложена поэма одним из кентерберийских поэтов[34][Примечание 3]. Другие историки, в их числе Томас Элмгамский и Гервасий Кентерберийский, опираются в своих пересказах жизни Юста на повествование Беды, не добавляя никаких новых фактов[1].

Примечания

  1. ? Другими сохранившимися книгами являются копия устава святого Бенедикта (лат. Regula Benedicti) и евангелистарий на итальянском, тематически связанный с евангелистарием святого Бенедикта. Исследования подтверждают, что последняя из этих книг находилась на хранении в англосаксонской церкви. Обе книги в данный момент находятся в Бодлианской библиотеке в Оксфорде[9]. Миссионеры привезли также фрагмент работы папы Григория, в данный момент хранящийся в британской библиотеке как часть коллекции, собранной Робертом Коттоном[10].
  2. ? Позже переименована в аббатство Святого Августина[1].
  3. ? Ни одна из этих работ не была переведена или опубликована за последние 200 лет.[1]

Ссылки

  1. ? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Hunt «Justus (d. 627x31)]» Oxford Dictionary of National Biography
  2. ? Stenton Anglo-Saxon England p. 109
  3. ? Hindley A Brief History of the Anglo-Saxons p. 65
  4. ? 1 2 Blair World of Bede pp. 84-87
  5. ? Wallace-Hadrill Bede’s Ecclesiastical History p. 43
  6. ? 1 2 3 Brooks «Mellitus (d. 624)» Oxford Dictionary of National Biography
  7. ? Bede A History of the English Church and People p. 85-86
  8. ? Mayr-Harting Coming of Christianity p. 62
  9. ? Colgrave «Introduction» Earliest Life of Gregory the Great pp. 27-28
  10. ? Lapidge Anglo-Saxon Library pp. 24-25
  11. ? Brooks Early History of the Church of Canterbury p. 221
  12. ? 1 2 Brooks «From British to English Christianity» Conversion and Colonization pp. 24-27
  13. ? Smith «Early Community of St. Andrew at Rochester» English Historical Review p. 291
  14. ? Smith «Early Community of St. Andrew at Rochester» English Historical Review p. 292
  15. ? Miller «New Regesta Regum Anglorum: Sawyer 1»
  16. ? Campbell Charters of Rochester p. c
  17. ? Morris Arthurian Sources vol. ii p. 90
  18. ? 1 2 3 Levison England and the Continent pp. 223—225
  19. ? Morris Arthurian Sources vol. ii pp. 97-98
  20. ? Stenton Anglo-Saxon England p. 112
  21. ? 1 2 Higham Convert Kings pp. 138—139
  22. ? Wood «Mission of Augustine of Canterbury» Speculum
  23. ? Campbell «First Century of Christianity» Essays in Anglo-Saxon History p. 56
  24. ? Higham Convert Kings p. 116
  25. ? Wallace-Hadrill Bede’s Ecclesiastical History pp. 64-65
  26. ? 1 2 Fryde, et al. Handbook of British Chronology p. 213
  27. ? Kirby Earliest English Kings pp. 31-32
  28. ? Kirby Earliest English Kings p. 33
  29. ? Mayr-Harting Coming of Christianity pp. 75-76
  30. ? Yorke Kings and Kingdoms p. 32
  31. ? Wallace-Hadrill Bede’s Ecclesiastical History p. 82
  32. ? Delaney Dictionary of Saints pp. 354—355
  33. ? Farmer Oxford Dictionary of Saints p. 366
  34. ? Hayward «Justus» Blackwell Encyclopedia of Anglo-Saxon England

Литература

  • Bede A History of the English Church and People. — New York: Penguin Classics, 1988. — ISBN 0-14-044042-9
  • Blair, Peter Hunter The World of Bede. — Reprint of 1970. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1990. — ISBN 0-521-39819-3
  • Brooks, Nicholas The Early History of the Church of Canterbury: Christ Church from 597 to 1066. — London: Leicester University Press, 1984. — ISBN 0-7185-0041-5
  • Brooks, Nicholas (2006). «From British to English Christianity: Deconstructing Bede's Interpretation of the Conversion». Conversion and Colonization in Anglo-Saxon England. Ed. Howe, Nicholas; Karkov, Catherine. Tempe, AZ: Arizona Center for Medieval and Renaissance Studies. 1–30. ISBN 0-86698-363-5. 
  • Brooks, N. P. (2004). «Mellitus (d. 624)». Oxford Dictionary of National Biography (October 2005 revised). Oxford University Press. DOI:10.1093/ref:odnb/18531. 
  • Charters of Rochester. — London: British Academy/ Oxford University Press, 1973. — ISBN 0-19-725936-7
  • Campbell, James «The First Century of Christianity in England». Essays in Anglo-Saxon History. London: Hambledon Press. 49–68. ISBN 0-907628-32-X. 
  • Colgrave, Bertram (2007). «Introduction». The Earliest Life of Gregory the Great (Paperback reissue of 1968). Cambridge, UK: Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-31384-1. 
  • Delaney, John P. Dictionary of Saints. — Second. — Garden City, NY: Doubleday, 1980. — ISBN 0-385-13594-7
  • Farmer, David Hugh Oxford Dictionary of Saints. — Fifth. — Oxford, UK: Oxford University Press, 2004. — ISBN 978-0-19-860949-0
  • Fryde, E. B. Handbook of British Chronology. — Third revised. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996. — ISBN 0-521-56350-X
  • Hayward, Paul Anthony (2001). «Justus». The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England. Malden, MA: Blackwell Publishing. 267–268. ISBN 978-0-631-22492-1. 
  • Higham, N. J. The Convert Kings: Power and Religious Affiliation in Early Anglo-Saxon England. — Manchester, UK: Manchester University Press, 1997. — ISBN 0-7190-4827-3
  • Hindley Geoffrey A Brief History of the Anglo-Saxons: The Beginnings of the English Nation. — New York: Carroll & Graf Publishers, 2006. — ISBN 978-0-7867-1738-5
  • Hunt, William (2004). «Justus (St Justus) (d. 627x31)». Oxford Dictionary of National Biography (October 2005 revised). Oxford University Press. DOI:10.1093/ref:odnb/15176. 
  • Kirby, D. P. The Earliest English Kings. — New York: Routledge, 2000. — ISBN 0-415-24211-8
  • Lapidge, Michael The Anglo-Saxon Library. — Oxford, UK: Oxford University Press, 2006. — ISBN 0-19-926722-7
  • Lapidge, Michael (2001). «Mellitus». The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England. Malden, MA: Blackwell Publishing. 305–306. ISBN 978-0-631-22492-1. 
  • Levison Wilhelm England and the Continent in the Eighth Century: The Ford Lectures Delivered in the University of Oxford, 1943. — Clarendon Press, 1946. — ISBN 0-19-821232-1
  • Mayr-Harting, Henry The Coming of Christianity to Anglo-Saxon England. — University Park, PA: Pennsylvania State University Press, 1991. — ISBN 0-271-00769-9
  • Miller, Sean New Regesta Regum Anglorum. Anglo-Saxons.net. Проверено 1 января 2010.
  • Morris John Arthurian Sources, Vol. 2: Annals and Charters. — Chichester, UK: Phillimore, 1995. — ISBN 0-85033-757-7
  • Smith, R. A. L. (1945). «The Early Community of St. Andrew at Rochester, 604-c. 1080». The English Historical Review 60 (238): 289–299. DOI:10.1093/ehr/LX.CCXXXVIII.289.
  • Stenton F. M. Anglo-Saxon England. — Third. — Oxford, UK: Oxford University Press, 1971. — ISBN 978-0-19-280139-5
  • Wallace-Hadrill, J. M. Bede's Ecclesiastical History of the English People: A Historical Commentary. — Oxford, UK: Clarendon Press, 1988. — ISBN 0-19-822269-6
  • Walsh Michael J. A New Dictionary of Saints: East and West. — London: Burns & Oats, 2007. — ISBN 0-86012-438-X
  • Wood, Ian (January 1994). «The Mission of Augustine of Canterbury to the English». Speculum 69 (1): 1–17. DOI:10.2307/2864782.
  • Yorke, Barbara Kings and Kingdoms of Early Anglo-Saxon England. — New York: Routledge, 1997. — ISBN 0-415-16639-X


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.