Ива?н Алексе?евич Артоболе?вский (9 января 1872, село Проказна Мокшанского уезда Пензенской губернии — 17 февраля 1938) — протоиерей, учёный-богослов. Причислен к лику святых Русской православной церкви в 2000.
Семья
- Отец — священник Алексей Артоболевский.
- Жена — Зинаида Петровна.
- Сыновья — Сергей (доктор технических наук, профессор), Иван (академик АН СССР).
- Дочери — Елизавета и Зинаида.
Образование
Окончил Пензенскую духовную семинарию (1891), Московскую духовную академию (1895), кандидат богословия (1896). Магистр богословия (1899, тема диссертации: «Первое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия»).
Преподаватель и священник
- В 1896 — помощник секретаря и инспектора Московской духовной академии.
- В 1896—1905 — преподаватель Священного Писания в Вифанской духовной семинарии.
- С 1 июля 1905 — законоучитель и настоятель храма Марии Магдалины при Московском коммерческом училище (рукоположен во иерея 6 июля 1905).
- 8 августа 1911—1918 — профессор богословия Московского сельскохозяйственного института (избран на эту должность, несмотря на противодействие министра народного просвещения Л. А. Кассо, который считал его либералом).
- В 1916—1917, одновременно, читал лекции по богословию студентам Рижского политехнического института, эвакуированного в Москву.
В своей магистерской работе собрал исчерпывающие по тем временам сведения о странах и городах, где побывал апостол Павел во время первого путешествия, дал тщательный анализ всех важнейших мест Деяний апостолов, относящихся к этому путешествию, использовал обширную литературу, как древнюю, так и современную. В работе содержится анализ апокрифического «Деяния Павла и Феклы», причем автор показывает, что в основе легенды находятся исторические сведения.
Будучи профессором сельскохозяйственного института, описал историю села Петровское-Разумовское, автор работы об архитектуре храма академии.
- В 1911—1924 — настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла при Сельскохозяйственном институте.
- С 1919 — протоиерей.
- В 1924—1933 — настоятель храма Адриана и Наталии на Мещанской улице, затем — Введенской церкви в Черкизово.
Был одним из наиболее либеральных членов Московского Общества любителей духовного просвещения, выступал за умеренные реформы в церкви. В 1917—1918 был членом Поместного собора (от московского епархиального съезда), на котором работал в отделах богослужения и преподавания богословия в высших учебных заведениях. В 1924 включён в состав Высшего Церковного совета при Патриархе Тихоне (фактически этот орган не функционировал).
Аресты и пребывание в тюрьмах
В ночь с 16 на 17 августа 1922 был арестован и заключен во Внутреннюю тюрьму ГПУ. Обвинён в организации в Петровской сельскохозяйственной академии кружков христианской молодёжи, «в использовании своего положения священнослужителя с целью контрреволюционной агитации во время проповедей в храме и в частном быту». 22 августа коллегия ГПУ постановила выслать его за границу и на время подготовки к отъезду освободить из тюрьмы. Но уже 23 августа он был вновь арестован, заключён в Таганскую тюрьму и обвинён в том, что «в период изъятия церковных ценностей оглашал в церкви с амвона во время богослужения послание бывшего Патриарха Тихона, призывающее к сопротивлению изъятию церковных ценностей». На процессе, проходившем в Московском революционном трибунале в ноябре-декабре 1922, виновным себя не признал. Приговорён к трём годам тюремного заключения, но 17 января 1923 постановлением ВЦИК был освобождён.
28 января 1933 вновь арестован и заключён в Бутырскую тюрьму, обвинён в том, что участвовал в собраниях для бесед на религиозные темы, на которых вёл антисоветскую пропаганду — речь шла всё о тех же кружках начала 1920-х годов. Виновным себя не признал. 15 марта 1933 Особое совещание при коллегии ОГПУ приговорило его к трём годам ссылки в Северный край. Затем был освобождён.
Последний арест и мученическая кончина
22 января 1938 арестован и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Обвинён в том, что в кругу своих единомышленников говорил: «Никогда еще в истории так не страдал наш русский народ, как сейчас. Но что делать? Наш русский народ — православный богоносец. Придет время, он покажет свою силу и свергнет безбожное иго силой Божией». 14 февраля Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Был расстрелян и погребен в общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Прославлен в сонме новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000.
Труды
- О именуемом Феодоритовом слове (1894).
- Первое путешествие св. апостола Павла с проповедью Евангелия. Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1900.
- К вопросу о разработке священно-исторического материала для жизнеописания св. ап. Павла, Богословский вестник, 1899, № 12.
- Проконсул Сергий Павел и волхв Вариисус (Деян. XIII. 6-12), «Вера и разум», 1898, т.1, ч.2.
- Человечество Христа Спасителя и Его значение в нашей духовной жизни, Сергиев Посад, 1913.
Ссылки
|