2 (15) мая в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице)
Афана?сий III Пателла?рий; в России известен как святитель Афанасий Царегра?дский (Сидящий), Лу?бенский чудотворец (греч. ????????? ???????????; 1597 Ретимнон, Крит — 5 апреля 1654, Мгарский монастырь у Лубны, Лубенский полк) — Константинопольский Патриарх (1634, 1635 и 1652); ранее — митрополит Фессалоникийский; участник книжной справы, предпринятой Московским Патриархом Никоном в 1653 году.
Святой Русской Церкви; память — 2 (15) мая, в день памяти соимённого ему Афанасия Великого и в Соборе Афонских преподобных (второе воскресенье по Пятидесятнице).
Происходил из знатного рода, связанного с династией Палеологов. До 26 лет жил на Крите, бывшем под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу.
В 1631 году был рукоположён в митрополита Фессалоникийского; пользовался покровительством своего земляка Патриарха Кирилла Лукариса.
В начале 1634 года в Фанаре вновь (в третий раз) сформировалась принципиальная оппозиция Патриарху Кириллу Лукарису в связи с публикацией в марте 1629 года его Исповедания веры, которое в ряде положений выражало кальвинистские богословские воззрения. Для смещения Лукариса, которого поддерживали посольства протестантских держав в Константинополе (прежде всего Голландии), недовольным митрополитам необходимо было выдвинуть кандидата, приемлемого для католических держав; таким претендентом стал Афанасий, который заплатил султану наличными 60 тысяч талеров[1], в основном предоставленных французским посольством, для снятия Лукариса и своего назначения. В феврале 1634 года Афанасий был избран на Патриарший престол и настолован 25 марта.
Уже чрез несколько дней уступил престол возвратившемуся из ссылки Кириллу Лукарису, ввиду того, что голландское посольство сумело выплатить Порте сумму в 70 тысяч талеров за восстановление (четвёртое) на престоле Лукариса.
По своём вторичном низложении в 1635 году Афанасий уехал в Италию, жил в Анконе и Венеции; надеялся стать кардиналом, но, согласно Стивену Рансимэну, был признан несостоятельным.
Подвизался на Афоне в устроенной им келлии (монастыре без статуса), где впоследствии (1849 году) возник русский Андреевский скит, святынею которого была личная икона Патриарха, по-русски именуемая «В скорбех и печалех Утешение» (празднование 19 ноября).
Летом 1652 года в третий раз занял престол на несколько дней.
8 октября 1652 года навсегда покинул Константинополь, посетил господаря Василия Лупу, Богдана Хмельницкого в Чигирине; 22 апреля 1653 года был принят в Москве царём Алексеем Михайловичем.
В Москве, по просьбе Патриарха Никона, написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке», который лёг в основу московского исправленного печатного «Чиновника архиерейского служения», используемого в РПЦ и ныне[2]. Подал царю «тетрадь», в которой излагал главную цель своего приезда в Москву: побудить царя, в союзе с Молдавией м Запорожским войском, начать войну с турками, по разгроме которых царь должен был занять престол ромейских императоров, а Московский Патриарх — вселенскую кафедру[3].
В конце декабря 1653 года выехал из Москвы в Молдавию, дабы прибыть в Николаевский монастырь в Галаце. По дороге гостил у Богдана Хмельницкого.
В феврале 1654 года остался в Мгарском монастыре близ Лубен, где в среду на Фоминой седмице, 5 апреля, преставился.
Был погребён сидящим на троне под амвоном Преображенского храма монастыря игуменом обители.
История почитания
1 февраля 1662 года, в присутствии посетившего Лубенский монастырь Газского митрополита Паисия Лигарида (который, по его словам, видел Афанасия в сонном видении), состоялось обретение нетленных мощей святителя.
В 1672 году царь направил подьячего М. Савина для проведения расследования о бывающих от мощей чудотворениях.
В XVIII веке в Лубенском монастыре хранились рукописные житие святителя и канон.
В 1818 году Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал пред Святейшим Синодом о канонизации Афанасия; ходатайство было отклонено. Однако почитание святителя и запись происходивших от его мощей чудес продолжались.
В 1860-х А. Н. Муравьёв составил новое житие Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при его мощах.
История канонизации не вполне ясна, но официальное почитание было принято в Российской Церкви в конце XIX века после работ Е. Е. Голубинского, который доказал, что почитание было впервые установлено между 1672 и 1676 годом митрополитом Киевским (Константинопольский патриархат) Иосифом (Нелюбович-Тукальским).
В 1922 году собор, включая серебряный трон святителя, был разграблен; в 1930-е мощи святителя были перенесены в Харьков; в 1947 году — в Благовещенский собор города.
Примечания
? Коммерческие детали назначений и смещений изложены по: Steven Runciman. The Great Church in Captivity. Cambridge University Press, 1988, стр. 283.
Митрофан •Александр •Павел I •Евсевий •Македоний I •Евдоксий •Димофил •Евагрий •Григорий I •Максим I Киник •Нектарий •Иоанн Златоуст
V век
Арсакий •Аттик •Сисиний I •Несторий •Максимиан •Прокл •Флавиан •Анатолий •Геннадий I •Акакий •Фравита •Евфимий •Македоний II
VI век
Тимофей I •Иоанн II •Епифаний •Анфим I •Мина •Евтихий •Иоанн III Схоластик •Иоанн IV Постник •Кириак
VII век
Фома •Сергий I •Пирр I •Павел II •Петр •Фома II •Иоанн V •Константин I •Феодор I •Георгий I •Павел III •Каллиник I
VIII век
Кир •Иоанн VI •Герман I •Анастасий •Константин II •Никита I •Павел IV •Тарасий
IX век
Никифор •Феодот I (Милиссин-Касситера) •Антоний I •Иоанн VII •Мефодий I •Игнатий (Никита) •Фотий I Великий •Стефан I •Антоний II Кавлея
X век
Николай Мистик •Евфимий •Стефан II •Трифон •Феофилакт •Полиевкт •Василий I Скамавдрин •Антоний III Студит •Николай II Хрисоверг •Сисиний II
XI век
Сергий II Мануилит •Евстафий •Алексий Студит •Михаил Керуларий •Константин III Лихуд •Иоанн VIII Ксифилин •Козьма I Иерусалимит •Евстратий Гарида •Николай III Кирдиниат Грамматик
XII век
Иоанн IX Агапит •Лев Стипп •Михаил II Курку (Оксеит) •Козьма II Аттик •Николай IV Музалон •Феодот II •Неофит I •Константин IV Хлиарин •Лука Хрисоверг •Михаил III •Харитон Евгениот •Феодосии Ворадиот •Василий II (Филакопул) •Никита II Мунтан •Леонтий Феотокит •Досифей •Георгий II Ксифилин •Иоанн X
XIII век
Михаил IV Авториан •Феодор II Ириник (Копа) •Максим II •Мануил I (Харитопул) •Герман II •Мефодий •Мануил II •Арсений (Авториан) •Никифор II •Герман III (Лаз Маркуца) •Иосиф I •Иоанн XI Векк •Григорий II (Георгий) Кипрский •Афанасий I •Иоанн XII (Козьма)
XIV век
Нифонт I •Иоанн XIII Гликис •Герасим I •Исайя •Иоанн XIV Калека •Исидор I Вухирас •Каллист I •Филофей Коккин •Макарий •Нил •Антоний IV •Каллист II Ксанфопул •Матфей
XV век
Евфимий II •Иосиф II •Митрофан II •Григорий III •Афанасий •Геннадий Схоларий •Исидор II Ксанфопул •Софроний Сиропул •Иоасаф I Кокка •Марк II Ксилокарав •Симеон I •Дионисий I •Рафаил I •Максим III •Нифонт II •Максим IV •Иоаким I
XVI век
Пахомий I •Феолепт I •Иеремия I •Иоанникий •Дионисий II •Иоасаф II •Митрофан III •Иеремия II •Пахомий II •Феолепт II •Матфей II •Гавриил I •Феофан I •Мелетий I Пегас
XVII век
Неофит II •Рафаил II •Кирилл Лукарис •Тимофей II •Григорий IV •Анфим II •Кирилл II Контари •Афанасий Цареградский •Неофит III •Парфений I •Парфений II •Иоанникий II •Кирилл III •Паисий I •Парфений III •Гавриил II •Парфений IV •Феофан II •Дионисий III •Климент •Мефодий III •Дионисий IV •Герасим II •Афанасий IV •Иаков •Каллиник II •Неофит IV
XVIII век
Гавриил III •Неофит V •Киприан I •Кирилл IV •Афанасий V •Косьма III •Иеремия III •Кирилл Проусский •Каллиник III •Паисий II •Серафим I •Неофит VI •Кирилл V •Каллиник IV •Серафим II •Иоанникий III •Самуил I •Мелетий II •Феодосий II •Софроний II •Гавриил IV •Прокопий I •Неофит VII •Герасим III •Григорий V
XIX век
Каллиник V •Иеремия IV •Кирилл VI •Евгений II •Анфимий III •Хрисанф •Агафангел •Константий I •Константий II •Григорий VI •Анфим IV •Анфим V •Герман IV •Мелетий III •Анфим VI •Кирилл VII •Иоаким II •Софроний IV •Иоаким III •Иоаким IV •Дионисий V •Неофит VIII •Анфим VII •Константин V
XX век
Герман V •Мелетий Метаксакис •Григорий VII •Константин VII •Василий III •Фотий II •Вениамин •Максим V •Афинагор •Димитрий •Варфоломей I
Список разбит по векам (исходя из даты начала патриархата)
Святые Слободского края
Святители
Александр (Петровский) • Анатолий (Грисюк) • Афанасий Цареградский • Василий (Богоявленский) • Иларион (Григорович) • Иннокентий (Борисов) • Иннокентий (Летяев) • Иннокентий (Тихонов) • Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский • Иоасаф (Горленко) • Константин (Дьяков) • Мелетий (Леонтович) • Онуфрий (Гагалюк) • Филарет (Гумилевский)
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.