Абха?й Чаранарави?нда Бхактиведа?нта Сва?ми Прабхупа?да (санскр. ????????????? ???????????? ??????????????, abhaya-cara??ravinda bhakti-ved?nta sv?m? prabhup?da IAST, бенг. ????????????? ???????????? ??????????????, также известен как Шри?ла Прабхупа?да; 1 сентября 1896, Калькутта — 14 ноября 1977, Вриндавана) — индуистский вайшнавский религиозный деятель; автор, переводчик и комментатор священных писаний индуизма; ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны.[1][2][3]
Бхактиведанта Свами Прабхупада, урожденный Абхай Чаран Де, родился в Калькутте,[4] там же получил образование в престижном Шотландском церковном колледже.[5] В 1918 году он женился, а в 1922 году впервые встретился с известным вайшнавским религиозным деятелем Бхактисиддхантой Сарасвати, который попросил его проповедовать гаудия-вайшнавизм на английском языке. В 1933 году Абхай принял от Бхактисиддханты Сарасвати духовное посвящение и имя Абхай Чаранаравинда. У Абхая родилось несколько детей и для поддержания семьи он занимался фармацевтическим бизнесом.[6][7] В 1950 году он удалился от семейных дел,[8] а в 1959 году принял от Бхактипрагьяны Кешавы Госвами обет отречения от мира, санньясу, получив имя Бхактиведанта Свами. После этого он поселился в священном городе индуизма Вриндаване и начал переводить с санскрита на английский язык вайшнавские писания.[9]
Уже в преклонные годы, в 1965 году, исполняя волю своего духовного учителя, Бхактиведанта Свами отправился на грузовом корабле в США, где в 1966 году основал вайшнавскую религиозную организацию «Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН).[2][10] Согласно К. Клостермайеру Бхактиведанта Свами «явил себя как одна из основных фигур западной контркультуры, дав духовное посвящение тысячам молодых американцев».[11] Американские ученики дали Бхактиведанте Свами почтительный титул Шрила Прабхупада — именем, под которым он более всего известен на сегодняшний день.
Шрилу Прабхупаду считают в Индии святым, его именем названы улицы в Калькутте, Мумбаи, в священных городах индуизма Маяпуре и Вриндаване, а также различные заведения: школы, больницы, приюты, благотворительные фонды. Многие индийцы, в том числе такие видные государственные деятели, как Атал Бихари Ваджпаи и Шанкар Даял Шарма, рассматривают Шрилу Прабхупаду как духовного посла своей страны, который сделал доступным для всего мира древнее послание Вед.[12] В честь столетия Бхактиведанты Свами Прабхупады в 1996 году правительство Индии выпустило почтовую марку с его изображением.[13]
Шрила Прабхупада подвергается критике со стороны неоведантических релятивистских философов, в основным из-за его бескомпромиссных и нелестных замечаний в отношении философских систем, не принадлежащих к вайшнавизму, в особенности адвайта-веданты (майявады).[14] Подобное отношение может рассматриваться в перспективе присущего неоведантистам неприятия основных истин бхакти, «преданного служения Богу», и конфликта неортодоксальных воззрений майявади с ортодоксальной ведантической системой, представленной Шрилой Прабхупадой.[15]
Бхактиведанта Свами Прабхупада родился 1 сентября 1896 года в индийском районе северной Калькутты, в то время столицы Британской Индии, входившей в состав Британской империи. Родители дали ему имя Абхай Чаран, что в переводе означает «тот, кто обрёл бесстрашие, приняв прибежище у стоп Кришны».
Вскоре после рождения ребёнка, родители Абхая по древней индийской традиции пригласили в дом ведического астролога, чтобы тот составил гороскоп младенца. Астролог сделал конкретные предсказания. В частности, он объявил, что на 70-м году жизни, Абхай пересечёт океан, станет известным проповедником вайшнавизма и откроет 108 храмов.[16]
Отца Абхая звали Гоур Мохан Де, а мать — Раджани. Гоур Мохан принадлежал к аристократическому купеческому сословию Бенгалии и состоял в родстве с богатой семьёй Муллик, которая веками торговала золотом и солью с англичанами. Отец Абхая имел лавку, где занимался продажей одежды и тканей. Прабхупада вспоминал, как перед тем как запереть лавку на ночь, его отец оставлял на полу миску с рисом, чтобы мышам было что поесть, и они не грызли одежды и ткани, выставленные на продажу.
Гоур Мохан, так же как и многие поколения его предков, был последователем гаудия-вайшнавизма. Недалеко от дома, в котором проживала семья Абхая, находился храм Радхи-Говинды, где вот уже более 150 лет семья Муллик поклонялась божествам Радхи и Кришны. Каждое утро, перед завтраком, Гоур Мохан с детьми и женой приходил в храм на утреннее богослужение (арати). Дома у Гоура Мохана также было семейное мурти Кришны, которому он ежедневно поклонялся. Регулярно отец Абхая собирал вместе всю семью для повторения мантры «Харе Кришна» (джапы) на чётках и чтения вайшнавских священных писаний — «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриты». Гоур Мохан хотел, чтобы его сын тоже стал вайшнавом, и часто молился об этом Радхе и Кришне. Когда Абхаю было всего пять лет, его отец уже научил его играть на мриданге. Часто, как это принято в Индии, Гоур Мохан принимал у себя дома странствующих садху и просил их благословить своего сына на то, чтобы он стал слугой Радхи.
Мать Абхая Раджани тоже была родом из семьи бенгальских кришнаитов. Она очень беспокоилась о том, что Абхай может умереть и поэтому дала обет есть левой рукой (в Индии принято принимать пищу только правой) до тех пор, пока он не подрастёт и не спросит её об этом. Согласно индуистским поверьям, ребёнок не должен был умереть до тех пор, пока она держала свой обет. Когда Абхай вырос и спросил её, почему она ела левой рукой, она тут же перестала делать это.
Учёба и женитьба
В 1916 году Абхай начал обучение в престижном[источник не указан 193 дня] британском христианском Шотландском церковном колледже в Калькутте. В колледже Абхай узучал философию[источник не указан 193 дня] и экономику[источник не указан 193 дня]. В 1918 году, родители Абхая устроили его свадьбу с девочкой по имени Радхарани Датта, которая была дочерью торговых партнёров Гоура Мохана.
В это же время Абхай присоединился к индийскому национально-освободительному движению. Вместе с Абхаем учился известный индийский националист Субхас Чандра Бос, который впоследствии стал лидером Индийской Национальной Армии, освободившей Индию от британского правления. На его призыв поддержать освободительное движение откликнулось большинство студентов, в том числе и Абхай. Абхая особенно привлекала личность Махатмы Ганди, который постоянно носил с собой «Бхагавад-гиту», объявляя[источник не указан 193 дня], что руководствуется в своей жизни и деятельности изложенными в ней философией и принципами.
В 1920 году, сдав выпускные экзамены, Абхай под влиянием идей Ганди о том, что «английские школы и колледжи прививают тем, кто в них учится рабскую психологию и делают их марионетками в руках англичан»,[источник не указан 193 дня] отказался получать диплом.
В 1921 году Гоур Мохан устроил Абхая работать управляющим «Фармацевтической лаборатории Бос», которая принадлежала его другу, хирургу и промышленнику Картику Чандра Босу.
Первая встреча с Бхактисиддхантой Сарасвати
См. также: Бхактисиддханта Сарасвати
Когда один из друзей Абхая в 1922 году пригласил его на встречу с известным гуру и садху Бхактисиддхантой Сарасвати, Абхай поначалу не хотел принимать приглашения, потому что ещё в детстве встречал много разных садху, приходивших в дом его отца, и они не произвели на него никакого впечатления. Но друг Абхая настоял на своём, и Абхай в конце концов встретился с Бхактисиддхантой Сарасвати.
Первым, что Бхактисиддханта сказал при виде Абхая, было: «Ты — образованный молодой человек, почему бы тебе не начать проповедовать послание Господа Чайтаньи по всему миру?» В ответ Абхай высказал некоторые свои соображения по этому вопросу. В духе индийского националиста, Абхай предположил, что никто не будет слушать послание Чайтаньи, пока Индия находится в колониальной зависимости от Великобритании. Сначала Индия должна получить независимость, и только тогда можно будет начать проповедовать древнюю индийскую духовную культуру по всему миру. На это Бхактисиддханта Сарасвати ответил, что проповедь гаудия-вайшнавизма не должна ожидать изменений в политической обстановке в Индии. Санатана-дхарма полностью духовна и не зависит от того, кто управляет Индией, и её распространение является делом первостепенной важности. Бхактисиддханта также объяснил Абхаю, что все земные правительства временны, тогда как санатана-дхарма вечна. Никакая выдуманная людьми политическая система не способна помочь человечеству в решении его проблем. Согласно Бхактисиддханте Сарасвати, таков был вердикт ведических писаний и всех гуру, принадлежавших к цепи ученической преемственности. Затем Бхактисиддханта Сарасвати сказал, что настоящая деятельность на благо общества должна быть направлена не на поддержание бренного материального тела, а на восстановление потерянной связи вечной души с Богом, окончания цикла рождений и смертей (самсары) в мире материальном и возвращение к Кришне в мир Духовный, имеющий вечную, исполненную блаженства природу. Слова Бхактисиддханты Сарасвати произвели на Абхая большое впечатление, и, как он впоследствии вспоминал, в тот же день в своём сердце он принял Бхактисиддханту Сарасвати своим духовным учителем.
После этой первой встречи с Бхактисиддхантой Сарасвати Абхай начал общаться с его учениками, которые дали ему литературу, в которой рассказывалось о жизни и деятельности их гуру. Также Абхай начал читать философские труды и комментарии Бхактисиддханты. Бхактисиддханта Сарасвати проповедовал, что учение Чайтаньи было самой возвышенной формой[источник не указан 193 дня] теизма и было предназначено для всех людей в мире, независимо от их национальной, социальной или религиозной принадлежности. Он предрекал, что гаудия-вайшнавизм в будущем распространится по всему миру, и сам прилагал все усилия для его проповеди. Как Прабхупада вспоминал впоследствии, именно в этот период своей жизни он смог постичь всю глубину миссии Чайтаньи и исполнился веры в то, что она способна помочь людям в эту эпоху, полную проблем.
Аллахабад 1923—1933 годы
В 1923 году Абхай вместе с женой и своим первым сыном по имени Праяг Радж, который родился в Калькутте в 1922 году, переехал в Аллахабад, одно из главных мест паломничества в индуизме и в то время крупный торговый и административный центр Британской Индии. Там он открыл свою аптеку, в которой занялся продажей различных лекарств и препаратов, большей частью поставляемых «Фармацевтической лабораторией Бос» в Калькутте, которой он заведовал в течение двух лет перед своим переездом. В том же 1923 году у Абхая родилась дочь Сулакшмана, и в 1924 году к нему переехали жить из Калькутты его престарелый отец Гоур Мохан и недавно овдовевшая старшая сестра Абхая Раджешвари вместе со своим сыном по имени Туласи.
В это время в Аллахабаде также проживала семья Неру — Мотилал и его сын Джавахарлал Неру. Они были постоянными клиентами[источник не указан 193 дня] аптеки Абхая, причём Джавахарлал Неру всегда заказывал лекарства западного производства, так как считал, что индийские лекарства были плохого качества. Однажды Абхай пожертвовал деньги на политическую деятельность Джавахарлала Неру, когда тот попросил его об этом.[источник не указан 193 дня]
Вскоре Абхай решил расширить свой фармацевтический бизнес, и с этой целью начал много путешествовать по всей Индии, продавая продукты «Лаборатории Бос» различным больницам и аптекам. Фармацевтическая промышленность в то время в Индии только начиналась, и поэтому конкуренции у Абхая было мало и торговля шла очень успешно.
Открытие центра Гаудия-матха и смерть отца
Во время Кумбха-мелы в январе 1928 года группа учеников Бхактисиддханты Сарасвати под предводительством Бхактипрадипы Тиртхи Свами приехала в Аллахабад и с финансовой помощью Абхая открыла там филиал Гаудия-матха. С этого времени Абхай получил возможность регулярно общаться с учениками Бхактисиддханты.
В 1930 году умер отец Абхая Гоур Мохан. Перед смертью, Гоур Мохан изъявил два последних желания: чтобы Абхай подарил одну корову Гаудия-матху и собрал большую группу вайшнавов у них на дому и устроил киртан. Абхай исполнил эти желания отца, киртан продолжался весь день и закончился только в 11 часов ночи, этой же ночью отец Абхая скончался.
Парикрама во Вриндаване и инициация
В 1932 году Абхай вместе с Бхактисиддхантой Сарасвати и вайшнавами Гаудия-матха принял участие в паломничестве (парикраме) по святым местам Вриндавана, связанным с Кришной.
Несколько месяцев спустя, в ноябре того же 1932 года, во время визита Бхактисиддханты Сарасвати в Аллахабад, Абхай прошёл обряд посвящения в ученики (дикшу), причём Бхактисиддханта сразу дал Абхаю и вторую, брахманскую инициацию, хотя обычно он давал её только по прошествии определённого периода после первого посвящения. Во время инициации Бхактисиддханта дал Абхаю духовное имя Абхай Чаранаравинда, просто добавив к его прежнему имени «аравинда», что означает «лотос». Таким образом, имя Абхая теперь означало: «тот, кто обрёл бесстрашие, приняв прибежище у лотосных стоп Кришны».
В последовавший за этим период с 1933 по 1936 год Абхай встречался со своим гуру 12 раз, в основном в Калькутте, куда Абхай приезжал также для того, чтобы навестить своих сестёр.
Бомбей
В 1933 году Абхай передал свой фармацевтический бизнес в Аллахабаде Картику Босу, владельцу «Фармацевтической лаборатории Бос» (продукцию которой он продавал вот уже десять лет), и переехал в Бомбей, где открыл свою собственную фармацевтическую лабораторию. В Бомбее Абхай начал оказывать большую финансовую поддержку местному филиалу Гаудия-матха, собирая пожертвования от своих богатых друзей и знакомых, в основном врачей и фармацевтов. Абхай стал много общаться со старшими учениками Бхактисиддханты Сарасвати — Шридхарой Госвами и Бхактисарангой Госвами, которые были известны своей эрудицией и знанием священных писаний (шастр).
25 февраля 1935 года, ко дню рождения Бхактисиддханты Сарасвати, Абхай написал для него поэму, которая так понравилась Бхактисиддханте, что он дал указание напечатать её в журнале Гаудия-матха на английском языке «The Harmonist». В особенности Бхактисиддханте понравилось одно четверостишие из поэмы Абхая:
Абсолют чувствует
Ты доказал
Туман майявады
Ты разогнал
В июле 1935 года Бхактисиддханта Сарасвати приехал в Бомбей, чтобы установить мурти в новом храме Гаудия-матха, открытого в основном на средства, собранные Абхаем. Когда ученики Бхактисиддханты предложили назначить Абхая президентом нового храма, Бхактисиддханта ответил, что пока лучше, чтобы Абхай продолжал жить со своей семьёй и заниматься бизнесом, «его время ещё придёт», — сказал Бхактисиддханта Сарасвати, — «он сделает всё в одиночку».
В ноябре 1935 года Абхай вместе со своим старшим сыном посетил святое место Радха-кунда недалеко от Вриндавана, где в очередной раз встретился с Бхактисиддхантой Сарасвати. Во время этой встречи Бхактисиддханта дал Абхаю следующее наставление: «Я хочу, чтобы печатались книги, если у тебя будут деньги — печатай на них книги!» Он имел в виду священные писания гаудия-вайшнавизма — «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гиту» и «Чайтанья-чаритамриту».
В декабре 1936 года Абхай написал письмо Бхактисиддханте Сарасвати, в котором спрашивал, существует ли какое-то особое служение, которое он мог бы сделать для своего гуру. Две недели спустя Абхай получил ответ:
Я полностью уверен, что ты сможешь изложить на английском языке наши идеи и аргументы людям, которые не знают языков Индии. Это принесёт огромное благо как тебе, так и тем, кто будет тебя слушать. Я абсолютно верю в то, что ты сможешь стать отличным проповедником на английском языке, если посвятишь себя миссии распространения учения Господа Чайтаньи как всем людям в целом, так и, в частности, философам и религиоведам.
Абхай понял, что это было практически то же самое наставление, которое он получил от Бхактисиддханты Сарасвати во время их первой встречи в Калькутте в 1922 году. 1 января 1937 года, несколько дней спустя после того как Абхай получил это письмо, Бхактисиддханта Сарасвати умер в Калькутте в окружении группы своих учеников.
В 1944 году Прабхупада начал издавать журнал «Back to Godhead» («Обратно к Богу»), который он сам публиковал, редактировал и распространял.
В 1947 году «Гаудия-вайшнавское общество» («Gaudiya Vaishnava Society») в признание учёности Шрилы Прабхупады присвоило ему почётный титул «Бхактиведанта», что означает «тот, кто осознал, что преданное служение Верховному Господу является целью всего знания».[17]
С 1959 года Прабхупада жил в средневековом храме Радхи-Дамодары в святом городе Вриндаване и занимался переводом на английский язык санскритского древнего священного писания «Шримад-Бхагаватам».
Принятие обета отречения
В сентябре 1959 года в Матхуре Прабхупада принял посвящение в санньясу, обет отречения, у Бхактипрагьяны Кешавы Госвами и получил имя Бхактиведанта Свами. Затем он опубликовал первые три тома своего многотомного, тщательно прокомментированного перевода «Шримад-Бхагаватам».
В 1965 году он покинул Индию и отправился в США на грузовом судне под названием «Джаладута» с целью выполнить наставление своего духовного учителя о проповеди послания Чайтаньи Махапрабху по всему миру. У него были с собой только чемодан, зонтик, сумма в индийских рупиях, эквивалентная семи долларам, и несколько коробок с книгами.
Проповедь на Западе
Прабхупада приплыл в Нью-Йорк в сентябре 1965 года, и в июле 1966 года основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОН). Личные качества и успешное управление Шрилы Прабухпады обеспечили большую часть роста ИСККОН и успех его миссии.[18]
После открытия первого храма в Нью-Йорке, Прабхупада послал нескольких своих учеников в Сан-Франциско, где они и открыли храм в 1967 году. В том же году Прабхупада начал путешествовать по США и Канаде, пропагандируя своё движение через воспевание на улицах мантры Харе Кришна (санкиртана), распространение книг и выступление с лекциями.
После того как Общество сознания Кришны более или менее укрепилось в Америке, Прабхупада послал в 1968 году маленькую группу своих учеников в Лондон, Англию. Через несколько месяцев пребывания там, они смогли войти в контакт с The Beatles, из которых Джордж Харрисон проявил наибольший интерес, проводя много времени в беседах с учениками Прабхупады, а потом и с самим Прабхупадой во время его визита в Англию в 1969 году. В том же году он записал вместе с учениками Прабхупады сингл «Hare Krishna Mantra».[19][20][21][22]
Позднее, в беседе с Мукундой Госвами в сентябре 1982 года, вспоминая Шрилу Прабхупаду Джордж Харрисон сказал:
Он был совершенным примером всему, о чём говорил. …Шрила Прабхупада оказал поразительное воздействие на весь мир. Оно неизмеримо… Не обладая ничем материальным, но сознавая Кришну, он сделал тысячи людей преданными, основал целое движение, которое сохраняет силу и после его ухода. Оно продолжает расти, и это поразительно. Оно крепнет день ото дня. Чем больше люди пробуждаются духовно, тем глубже они постигают слова Шрилы Прабхупады и то, как много он дал им.[23]
В последующие годы и до самой своей смерти в 1977 году, Прабхупада объехал вокруг света четырнадцать раз[источник не указан 193 дня], открывая новые храмы, читая лекции, встречаясь с известными людьми и давая посвящение тысячам новых учеников. К моменту его смерти во Вриндаване 14 ноября 1977 года Общество сознания Кришны стало всемирно известной международной вайшнавской организацией.[источник не указан 193 дня]
О Бхактиведанте Свами Прабхупаде часто говорят как о харизматическом духовном лидере, успешно привлёкшем много последователей по всему миру, в особенности в США, Европе, России и Индии.[24] Известный американский теолог, профессор богословия Гарвардского университета Харви Кокс, отозвался о Прабхупаде следующим образом:
Жизнь Шрилы Прабхупады — доказательство того, что можно нести людям Истину, и при этом оставаться живой и неповторимой личностью. В возрасте, который считается очень почтенным, когда многие предпочитают почивать на лаврах, он, вняв призыву своего духовного учителя, добровольно принял все трудности и лишения путешествия в Америку. Конечно же, Шрила Прабхупада — один из тысяч учителей, но, с другой стороны, он — один на тысячу, может быть, даже, один на миллион.[25]
Основные достижения
За 12 лет с того времени как он приехал в Нью-Йорк в 1965 году и до своей смерти в 1977 году Бхактиведанта Свами Прабхупада:
Объехал вокруг света четырнадцать раз[источник не указан 193 дня], читая лекции на шести континентах.
Ввёл на Западе ведическую систему начального и среднего образования — гурукулу.[источник не указан 193 дня]
Основал издательство «Бхактиведанта Бук Траст», которое в настоящее время является самым большим в мире издательством, публикующим древние классические вайшнавские религиозные писания.[26]
Основал первую на Западе духовную сельскохозяйственную общину Нью-Вриндаван в Западной Виргинии.[27]
Написал более шестидесяти книг[источник не указан 193 дня] по ведической философии, религии и культуре.
Основал более ста храмов и общин.[источник не указан 193 дня]
В своей проповеди Прабхупада распространил учение Чайтаньи Махапрабху и познакомил мир с бхакти-йогой. В гаудия-вайшнавизме это рассматривается как выполнение древнего пророчества о распространении учения Чайтаньи Махапрабху по всему миру.[28]
Прабхупада в России
См. также: История Международного общества сознания Кришны в России
В 1971 году Прабхупада побывал в Москве,[29] где встретился с индологом Григорием Котовским, работавшим тогда завотделом Индии и Южной Азии Института востоковедения АН СССР.[30]
С проповеди молодому москвичу по имени Анатолий Пиняев гаудия-вайшнавизм начал распространяться по всей стране, и первые советские кришнаиты подверглись судебным преследованиям.[31]
Проповедь в Индии
Изначально Прабхупада начал свою проповедническую миссию в Индии, основав в 1953 году Лигу преданных (англ. League of Devotees) в городе Джханси. После открытия храмов и общин в Соединённых Штатах и Европе, Прабхупада вернулся в Индию в 1971 году и провёл ряд публичных программ, которые пользовались заметным успехом. Начиная с 1971 года Общество сознания Кришны становилось всё более и более известным и распространилось по всей стране, большие храмы были построены в Мумбаи,[32] Майяпуре[33] и Вриндаване.[34][35]
В 1996 году, к 100-летию со дня рождения Прабхупады, признавая его заслуги, правительство Индии выпустило юбилейную почтовую марку в его честь.[36]
В своей речи на открытии нового храма и ведического культурного центра Международного общества сознания Кришны в Нью-Дели в 1998 году премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи сказал:
Священное писание индуизма — «Бхагавад-гита» — была напечатана миллионными тиражами на десятках языков и распространена по всем уголкам мира, и за эту великую священную работу нужно отдать честь Международному обществу сознания Кришны. За это индийцы должны быть вечно благодарны верной духовной армии основателя Движения сознания Кришны — Свами Прабхупады.
Путешествие Бхактиведанты Свами Прабхупады в 1965 году в Соединённые Штаты и невероятная популярность, которую заработало его движение за такой короткий срок — всего двенадцать лет, является одним из величайших духовных событий XX века.[37]
Из уважения к достижениям Шрилы Прабхупады, духовные лидеры других движений гаудия-вайшнавизма также с похвалой отозвались о его деятельности:
Бхактиведанта Свами Махараджа удивил своими выдающимися достижениями не только своих духовных братьев, но и весь мир. Он в одиночку исполнил предсказание Шри Чайтаньи Махапрабху, что «святые имена Кришны будут воспевать в каждом городе и деревне мира».[38]
Часто говорится[где?][источник не указан 193 дня], что книги являются основным вкладом Шрилы Прабхупады. За последние двадцать лет своей жизни Прабхупада перевёл на английский язык и прокомментировал более шестидесяти томов[источник не указан 193 дня] классических писаний ведической литературы, таких как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам». За их авторитетность[источник не указан 193 дня], глубину[источник не указан 193 дня] и ясность[источник не указан 193 дня] его книги вызвали многочисленные похвалы от профессоров таких университетов как Гарвардский, Оксфордский, Сорбонна и др.[39]
Например, профессор психологии Оксфордского университета доктор Гарри Гилейд так отозвался о книгах Шрилы Прабхупады:
Этими книгами нужно дорожить. Тот, кто читает эти книги с открытым сердцем, не сможет остаться равнодушным независимо от своей веры или философских убеждений…[40]
Его труды переведены на более чем семьдесят языков. В 1972 году для издания его работ было основано издательство «Бхактиведанта Бук Траст». За всё время существования Международного общества сознания Кришны, то есть с 1966 года до наших дней, его члены распространили около 500 миллионов книг Прабхупады,[41] в том числе около 11 миллионов книг в России, начиная с 1990 года.[42]
Библиография
Bhagavad-gita As It Is / «Бхагавад-гита как она есть» Читать онлайн
?Knot, Kim «Insider and Outsider Perceptions of Prabhupada» in ISKCON Communications Journal Vol. 5, No 1, June 1997: «In an evaluation of the nature of the guru, Larry Shinn, a scholar of religions, utilised Max Weber’s analysis of charisma in order to understand Prabhupada and the issue of leadership in ISKCON. He noted that 'Prabhupada profited from two intertwined sources of authority' (1987:40), the traditional authority of the disciplic lineage, parampara, inherited from his own guru, and his own charismatic authority, derived from his spiritual attainment and presence…(49) Shinn offered an analysis based on sociological rather than spiritual (Vaishnava) authority in order to make sense of the role of guru in ISKCON and the unique qualities of Prabhupada.» See also Larry D. Shinn (1987), The Dark Lord: Cult Images and the Hare Krishnas in America. Philadelphia: The Westview Press.available online
Shrivatsa Goswami (1983), "Interview With Shrivatsa Goswami", in Steven J. Gelberg, Hare Krishna, Hare Krishna: Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West, Harvey Cox, Larry D. Shinn, Thomas J. Hopkins, A. L. Basham, Shrivatsa Goswami, New York: Grove Press, pp. 196-258, ISBN 0394624548, <http://books.google.com/books?id=rcgFRgAACAAJ>
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.