Митрополи?т Агафанге?л (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский; 27 сентября 1854(18540927), село Мочилы, Венёвский уезд, Тульская губерния — 16 октября 1928, Ярославль) — епископ Российской Церкви; митрополит Ярославский и Ростовский.
Прославлен в лике святых в августе 2000; память — 3 октября по юлианскому алендарю.
Родился в селе Мочилы Венёвского уезда Тульской губернии в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию, Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия в 1881. Тема кандидатской работы: «Шестоднев Иоанна, Экзарха Болгарского, опыт исследования языка и текста по списку 1263 года». В этом труде проявилась филологическая эрудиция автора и его научная кропотливость.
Педагогическая деятельность
15 августа 1881 был назначен учителем Раненбургского духовного училища, а с 7 декабря того же года являлся помощником смотрителя Скопинского духовного училища, преподавал Закон Божий.
В январе 1885 скончалась его супруга, Анна Фёдоровна, урождённая Воскресенская, дочь протоиерея. Неожиданная кончина жены от обширного сепсиса и смерть новорожденного младенца стали тяжёлым потрясением для молодого преподавателя и определили его дальнейшую судьбу. Уже 7 марта 1885 был пострижен в монашество и 10 марта рукоположён во иеромонаха.
4 декабря 1886 назначен инспектором Томской духовной семинарии с возведением в сан игумена. 28 февраля 1888 возведён в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской духовной семинарии.
Сибирский архиерей
10 сентября 1889 хиротонисан во епископа Киренского, второго викария Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Иркутским и Нерчинским Вениамином (Благонравовым) и епископом Селенгинским Макарием (Дарским).
С 17 июля 1893 — епископ Тобольский и Сибирский. Посещал с миссионерскими целями окраинные районы своей епархии.
Служение в Прибалтийском крае
С 4 октября 1897 года — епископ Рижский и Митавский. 6 мая 1904 возведён в сан архиепископа.
Его стараниями были обновлены и построены многие храмы. В 1905 созвал Епархиальный собор (съезд духовенства епархии), на котором были приняты постановления о преобразованиях в церковной жизни: о допуске мирян к избранию клириков, о предложениях некоторых изменений и сокращений в богослужении в латышских и эстонских церквях и др.
В январе 1906 года обратился к духовенству епархии с призывом заступаться перед правительственными органами за людей, вовлечённых в революционное движение: «Я поручаю вам, отцы настоятели, если по вашему искреннему убеждению, свидетельствованному иерейской совестью и долгом священнической присяги, кто-либо из ваших прихожан, — или даже инославных, но лично вам известных, — будет невинно привлечён к ответственности по обвинению в противоправительственной деятельности и участии в бывшем революционном восстании, а также в тех случаях, когда к сей ответственности будут привлекаться люди заведомо доброго направления и вообще благонадёжные, но увлечённые на эту деятельность угрозами, насилием и боязнью мести со стороны агитаторов восстания, свидетельствовать пред местными военными и гражданскими властями и смиренно просить об освобождении от ответственности первых и об облегчении участи и помиловании вторых. Если бы предстательство ваше пред названными властями, на основании имеющихся у них сведений, было отклонено, а вы продолжали бы оставаться в полном убеждении в невиновности известного вам лица или в необходимости оказать снисхождение виновному, просите и молите власть, по крайней мере, не приводить приговор в исполнение впредь до особого распоряжения Главного начальника края, а мне немедленно донесите для возбуждения соответствующего ходатайства».
С 13 августа 1910 года — архиепископ Литовский и Виленский и священноархимандрит Виленского Свято-Духова монастыря.
6 мая 1912 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
Будучи умеренным монархистом, отказался санкционировать проведение торжественного крестного хода к памятнику М. Н. Муравьёву в память 50-летия его управления Западным краем, на чём настаивали крайне правые политические организации (ограничился проведением заупокойной литургии и панихиды). Инцидент стал поводом для его перевода в Ярославль, где он сменил архиепископа Тихона (Беллавина).
Ярославский владыка
С 22 декабря 1913 года был архиепископом Ярославским и Ростовским. В этот период он принял участие в монархическом движении — содействовал объединению монархических организаций, сблизился с семьёй председателя ярославского отдела Союза русского народа И. Н. Кацаурова.[1] Помогал армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников.
В ноябре 1917 года был возведён в сан митрополита. Участвовал в Поместном Соборе 1917—1918. 6 марта 1918 года был избран членом Высшего Церковного Совета — одного из высших органов церковного управления наряду с Патриархом и Священным Синодом. В феврале 1918 года, по указанию Собора, Патриарх Тихон поименовал его в числе трёх кандидатов на местоблюстительство в случае своей невозможности оставаться во главе церковного управления.
12 мая 1922 года Патриарх Тихон, ввиду уголовного его преследования и «обновленческой» оппозиции его деятельности, временно передал патриаршие права и патриаршие обязанности митрополиту Агафангелу, вызвав его в Москву. Однако власти не позволили митрополиту выехать из Ярославля. После издания 16 июня 1922 года заявления (так называемого «Меморандума трёх»), подписанного митрополитом Сергием (Страгородским), архиепископами Евдокимом (Мещерским) и Серафимом (Мещеряковым), в котором авторы признавали обновленческое Высшее Церковное Управление единственной канонически законной верховной церковной властью, издал 18 июня послание «К архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви», в котором призывал всех не подчиняться юрисдикции последнего.
28 июня 1922 года был заключён под домашний арест в бывшем Спасском монастыре Ярославля; 22 августа переведён в одиночную камеру Ярославской тюрьмы; осенью 1922 — во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве. 25 ноября 1923 приговорён к 3-м годам ссылки. В 1923—1925 находился в ссылке в селе Колпашево Нарымского края.
В завещательном распоряжении от 25 декабря 1924 (7 января 1925) Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие местоблюстители; в права местоблюстителя по смерти Патриарха в апреле 1925 года вступил 3-й кандидат — митрополит Петр (Полянский), ввиду нахождения в ссылке двух первых. По окончании ссылки с осени 1925 по весну 1926 находился в заключении в тюрьме города Перми.
После ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), побуждаемый настоятельно руководителем 6-го (церковного) отделения ОГПУ Е. А. Тучковым, 18 апреля 1926 выпустил, ещё будучи в Перми, послание к всероссийской пастве о своём вступлении в должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя, но, ознакомившись с реальной ситуацией в Церкви, 27 мая 1926 отказался от своих прав и вернулся в Ярославль. Сложности в вопросе об управлении церковью были инспирированы властями для стимулирования противоречий среди иерахии с целью его дискредитации.
Оппозиция Декларации митрополита Сергия
Расхождение во взглядах между митрополитом Агафангелом и управлявшем с 1926 Патриархией заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) проявилось в резкой форме после издания декларации от 29 июля 1927, в которой ярославская группа духовенства усмотрела отступление от канонов Православной Церкви. Митрополита Агафангела поддержали три его викария: архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), временно управляющий Любимским викариатством бывший архпиепископ Пермский Варлаам (Ряшенцев) и епископ Ростовский Евгений (Кобранов), а также находившийся в Ростове Ленинградский митрополит Иосиф (Петровых) (бывший викарий ярославской епархии и её временно управляющий во время ссылки Агафангела). Они совместно составили и отправили митрополиту Сергию «акт отхода» — послание от 6 февраля 1928. Перечислив в нём все причины, по которым они считали «небезопасным» для себя и своей паствы дальнейшее пребывание в административном подчинении митрополиту Сергию, они заявили: «Отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и Вашим Синодом право на высшее управление Церковью». Они остаются в подчинении Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра Крутицкого, — говорилось в послании, — и сохраняют молитвенное общение с ним, а через него и со всеми Восточными Православными Церквами, но будут управлять своей епархией самостоятельно. При этом было решено, что «Ярославская церковная область» «для сохранения мира» не будет принимать в общение с собой никого из других епархий.
В марте Временный Патриарший Синод во главе с митрополитом Сергием принял решение о запрещении в служении викариев митрополита Агафангела, но не его самого. 10 мая ярославские епископы направили через секретаря митрополита протоиерея Димитрия Смирнова митрополиту Сергию свое краткое «разъяснение». Они подтверждали, что молитвенного общения с ним не порывают, раскола не учиняли и не учиняют, принципиально его власть, как Заместителя, не отрицают, но «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть, и по нашему убеждению, нарушающие церковные каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». И митрополит Агафангел, и его викарии, примирившись с митрополитом Сергием, остались при своём мнении.
Кончина и прославление
В 1928 году наступило ухудшение здоровья, участились сердечные приступы, и в середине сентября 1928 он слёг в постель. Перед кончиной он часто приобщался Святых Таин.
Был погребён в Ярославле в подвальном этаже храма святителя Леонтия Ростовского. Владыку похоронили только на седьмой день после кончины, но, по воспоминаниям очевидца, «никакого трупного запаха не ощущалось нисколько, напротив: по временам веяло от гроба каким-то благоуханием». На надгробной плите начертали надпись "Великий святитель Агафангел". Ныне рака с его мощами покоится в Казанском соборе Казанского женского монастыря в Ярославле.
Был прославлен как священноисповедник в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Литература
Ради мира церковного. Жизненный путь и архипастырское служение святителя Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, исповедника. Кн. 1. М., 2005.
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.