Виктор Дамасский |
фреска церкви Панагии Аракос на Кипре, 1192 год |
Смерть: |
II век
|
Почитается: |
в Православной и Католической церквах
|
В лике: |
мучеников
|
День памяти: |
Православной церкви 11 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви 14 мая
|
Подвижничество: |
мученическая смерть
|
Виктор Дамасский (лат. Victor, греч. ??????; II век) — раннехристианский святой, почитается как мученик, память совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю) 11 ноября, в Католической церкви 14 мая.
Жизнеописание
Виктор был христианином и служил в римской армии. В гонение на христиан его пытались принудить принести жертву языческим богам, но он отказался и был подвергнут пыткам. Среди них житие упоминает:
- сломанные и выдернутые из суставов пальцы рук;
- нахождение три дня в огненной печи подобно вавилонским отрокам;
- отравленное мясо, не причинившее ему вреда;
- вытягивание жил;
- котёл с кипящим маслом;
- выкалывание глаз;
- сдирание кожи.
Видя мучения святого Виктора, некая христианка Стефанида открыто исповедала свою веру и была казнена. Святой Виктор был обезглавлен и, по преданию, из его тела вытекла кровь, смешанная с молоком.
Противоречия житийных источников
Житие мученика Виктора известно на греческом, латинском и коптском языках. Между ними имеются следующие противоречия:
- в латинском житие Виктор был уроженцем Киликии (Малая Азия), в греческих его родиной называется Италия;
- латинская и греческая версия жития относит мученичество Виктора к правлению императора Антонина Пия (138—161 годы), а коптская редакция жития к периоду гонений императора Диоклетиана. По мнению исследователей мученичество Виктора должно быть отнесено к правлению императора Марка Аврелия (161—180 годы).
- место смерти святого в пространных греческих житиях — Дамаск, в кратких житиях из синаксаря — Италию (например, в Минологии Василия II, коптские жития местом смерти называют Антиохию или Антиною Египетскую, а в латинских житиях — Александрия (в поздних из-за смешения Виктора Дамасского с Виктором Марсельским начинает указываться Сицилия или Марсель).
Для объяснения таких противоречий выдвигается две версии. Согласно первой существовало два мученика Виктора, один из которых пострадал в Египте, а другой в Сирии, и произошло слияние их культов, внесшее противоречия в жития. По другой версии святой Виктор скончался в Египте, но особое его почитание в Антиохии породило легенду о сирийском происхождении святого.
Почитание
В греческих месяцесловах день памяти мученика Виктора помещают на 11 ноября (в отдельных синаксарях указывается 10 или 12 ноября), в латинским календарях — 14 мая (в отдельных изданиях встречаются также даты 11 января, 20 февраля, 1, 23, 24 апреля, 8 мая).
Относительно местонахождения мощей мученика нет однозначных данных. Известно о церкви в Антиохии, построенной на месте его мученичества. В XII веке мощи святого находились в Константинополе. О римской части мощей известно, что она до 1697 года находилась в церкви Святого Панкратия, потом была перенесена в кармелитский монастырь, а затем в церковь Святых Марцеллина и Петра. С 1906 года мощи святого Виктора находятся в итальянском городе Фано.
Иконография
В православной иконографии мученика Виктора изображают молодым темноволосым с короткой округлой бородой, одетым в хитон и плащ. В руки помещают крест. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота (XVIII век) кратко сообщает о нём — «Юный без бороды».
В западном искусстве Виктор также изображается как юный воин, в руки ему помещают пальмовую ветвь, знамя, меч или оливковую ветвь.
Ссылки
|