• Главная •

• Вклад Иоанна Чудотворца •

• Библиотека •

• Наследие •

• Cвятые и праведники •

• Иконы •

• Соборы России •
• Святые •
Геннадий Костромской и Любимоградский
Геннадий Костромской и Любимоградский
Gennady Kostromskoy and Lyubimogradsky (XVIII c.).jpeg
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский с монастырём. Икона начала XVIII века.
Имя в миру:

Григорий Иванович

Рождение:

нач. XVI в.
Могилёв

Смерть:

23 января 1565(1565-01-23)

Почитается:

в православии

Канонизирован:

23 ноября 1646

В лике:

преподобного

День памяти:

23 января (5 февраля)

Труды:

«Наставление новоначальному иноку», «Поучение ко братии и ко всем людем»

Геннадий Костромской и Любимоградский (Геннадий Могилёвский — белор. Генадзій Магілеўскі; в миру Григорий Иванович; нач. XVI в., Могилёв — 23 января 1565) — основатель Спасо-Геннадиева монастыря, ныне в Ярославской епархии.

Содержание

Жизнеописание

О Геннадие повествуют его житие (1584—1586) и Повесть об обретении мощей (конец 1640-х годов), также он упоминается в Житии преподобного Корнилия Комельского (1589).

Григорий родился в начале XVI века в Могилёве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его жены Елены. Был задумчив и склонен к уединению. Проявившаяся в нём сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызвали недовольство родителей.

Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский дом и направился в Москву. Посетив её святыни, отправился в Новгородскую землю вместе с неким Фёдором, также стремившимся к иноческим подвигам. Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но тот прямо объявил, что у него «в пустыни младым отроком невозможно жити» и благословил их направиться в вологодские леса в Комельскую пустынь к преподобному Корнилию. Вскоре Феодор вернулся в Москву, после у него была большая семья, дожил он до глубокой старости; Григорий же напротив, пробыв там «во искусе довольно время», был пострижен с именем Геннадия. Вскоре он сделался образцовым иноком и любимым учеником Корнилия. Братия завидовала Геннадию; среди них возникли «ропта и непослушание» самому Корнилию.

Согласно житию Геннадия, избегая «бури злоречия, клеветы и шептания», или, согласно житию Корнилия, желая «наедине безмолвствовати», Корнилий вместе с Геннадием удалились на Сурское озеро в 25 км от Любима, бывшего в старину Костромским пригородом (ныне это город Ярославской области). При помощи живших там государевых бортников иноки устроили келью и проводили время в трудах, «лес секуще и землю орюще»; для осушения болот они выкопали своими руками четыре пруда. По настоянию великого князя Василия Ивановича Корнилий в 1529 году возвратился в свой Комельский монастырь, а «отходною пустынею», то есть новоустроенным Любимским лесным скитом, он «благословил» Геннадия. Эта пустынь получила впоследствии известность как Спасо-Геннадиев монастырь, настоятелем её Геннадий был до конца своих дней.

Для немногочисленного, состоявшего из 6 человек, братства была построена церковь во имя Преображения Господня. С помощью великого князя Геннадий украсил церковь «всякою лепотою церковною»; великий князь пожаловал и хлебную ругу. С увеличением числа монахов Геннадий построил другую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Игумен был для братии «образ смирения и терпения»: рубил и разносил по кельям дрова, трудился в поварне и пекарне, мыл власяницы; для отдыха он с любовью занимался иконописанием. Для «усмирения плоти» он носил на себе железные вериги и кресты. В рукописном житии Пахомия Нерехтского дан словесный портрет Святого Геннадия: «лета средние, власами рус, брадою черен, брада ако у Космы и Дамиана бессеребренников, ризы преподобническия схимничьи, руцы молебны»[1]

Прославился Геннадий прозорливостью и исцелениями. Преподобный ходил иногда с Суры в Москву. Рассказывали, что в одну из таких своих побывок он навестил дом боярыни Юлиании Фёдоровны, жены Романа Юрьевича Захарьева, и, благословляя её детей, предсказал ей, что её дочь Анастасия будет царицей — та действительно стала женой царя Ивана Грозного; Захарьины же в благодарность помогли Геннадию возвести в своей обители второй храм — во имя преподобного Сергия Радонеж­ского. Исцелил от тяжкой болезни боярина Бориса Палец­кого, потом тот пожертвовал монастырю ценный колокол; и вологодского епископа Киприана. Геннадий был духовником Ивана Грозного и крестил его дочь Анну.

Геннадий, по свидетельству его ученика, «не умеяше грамоте» (то есть, не умел писать), но оставил два литературных труда аскетическо-назидательного характера, «Наставление новоначальному иноку» и предсмертное «Поучение ко братии и ко всем людем». В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преподобного Корнилия: «приими древних святых отец разум, терпение, любовь и смирение, паче же молитву соборную и келейную и потрудися в подвизех нелицемерных». По мнению Геннадия, монах должен знать только церковь, трапезу да свою келью, «монастырские дела исправляти неропотливо, нелениво и безмятежно», беречь монастырское имущество, не быть «враждотворцем и неподобнословцем». Геннадий увещевал своих преемников и «крестьян насилием не обидети». Церковь для инока должна быть «земным небом». «Собора церковного не отлучайтеся, — увещевал Геннадий своих учеников, — первая бо мерзость монахом еже в церкви не приходити… Аще ли монах шесть недель святыни не причастится, несть монах». Неграмотный Геннадий советовал монахам приобретать книги. «Подобает бо вам, чада моя, — писал он, — в них вницати и ум прилагати к сведению разума».

23 января 1565 года преподобный мирно преставился и был погребён в созданном им монастыре.

Почитание

Житие преподобного Геннадия, содержащее описание 19 прижизненных и посмертных чудес, и канон ему написал его ученик и второй преемник игумен Алексий между 1584—1587 годами, поместив него духовное завещание, продиктованное самим Геннадием. Предположительно в этих же годах была составлена и служба преподобному. Алексий возбуждал тогда дело об его канонизации, не получившее хода. Однако местное почи­тание началось сразу же после преставления: в монастыре и в Костроме были освящены церкви во имя преподобного Геннадия.

Мощи обретены 19 августа 1644 года при закладке каменного Преображенского собора на месте построенной Геннадием деревянной церкви: когда открыли гроб Геннадия, не только тело его, но и одежды оказались «целы и нерушимы и никакоже тлению предавшиеся». Мощи, поставленные на время в монастырской церкви Алексия Человека Божия, 23 ноября 1646 года были торжественно перенесены в новоосвящённую Преображенскую церковь и поставлены на вскрытии у правого клироса Блоговещенского придела. Тогда же по благословению патриарха Иосифа было установлено церковное празднование преподобному Геннадию. В 1861 году была напечатана служба с акафистом преподобному Геннадию, сочинённая Г. Карцевым и «пересочинённая» архиепископом Ярославским Нилом.

Мощи хранились вначале открыто, а затем «по неизвестным причинам и неизвестно когда были сокрыты под спуд». В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, а мощи 28 сентября 1920 года вскрыты и вместе с принадлежавшими, как считается, Геннадию ковшом для сбора денег и топором вывезены в Ярославский губернский музей, где находились до середины 1930-х годов, дальнейшая судьба мощей неизвестна. С 1995 года возрождается Спасо-Геннадиев монастырь.

Память 23 января (5 февраля; этот день выбран в 1983 году датой Собора Костромских святых[2]), 23 мая (5 июня) в Собор Ростово-Ярославских святых и в третью неделю по Пятидесятнице в Собор белорусских святых (белор.)русск..

К празднованию 350-летия со дня обретения мощей и 435-летию преставления Святого Геннадия учреждена награда Костромской епархии — нагрудный знак «Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский» I и II степеней, к которому предоставляются священнослужители и миряне за проявленную ревность и особый вклад в дело духовного возрождения Костромского края.[1]

Литература

  • Житие и чудеса преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца. Издание Геннадиева монастыря. — М., 1895. — 46 с.
  • Добровольский Г. Ф. Спасо-Геннадиев мужской монастырь и преподобный Геннадий, Костромской и Любимоградский чудотворец. — М., 2004. — 50 с.

Примечания

  1. ? 1 2 Памятные и наградные медали, посвященные Костромским святым. Церковный историко-археологический музей Костромской епархии
  2. ? Собор Костромских святых. Русские святые

Источники

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.