4 марта (по юлианскому календарю) и в 3-ю неделю по Пятидесятнице
Подвижничество:
отшельничество, пост
Гера?сим Волого?дский († 1178) — монах Русской церкви, основатель вологодского мужского монастыря в честь Святой Троицы на Кайсаровом ручье, святой Русской православной Церкви в лике преподобных. Согласно преданию, Герасим основал город Вологду[1].
Основной источник биографических сведений о преподобном Герасиме — «Повесть о чудесах Герасима Вологодского», написанная неким Фомой около 1666 года по благословению архиепископа Вологодского и Великопермского Маркела[2]. Согласно ему, он родился в Киеве, а затем был послушником в монастыре, который в житии именуется «Глушенским». Однако, по мнению исследователей, здесь в документе допущена ошибка, поскольку «такого монастыря ни в XII веке, ни после не бывало в Киевской губернии»[3]. Предположительно речь идёт о Гнилецкой Успенской пустыни или Глушицком монастыре близ Киево-Печерской Лавры. В 30 лет принял сан пресвитера. Сказание повествует о том, что святой пришёл из Киева на реку Вологду в 1147 году и основал на так называемой Ленивой площадке мужской монастырь в честь Святой Троицы, вокруг которого затем вырос город Вологда.
Из «Жития Герасима Вологодского»
«Лета 6655 (1147) Августа в 19 день, на память
святого мученика Андрея Стратилата, прииде
Преподобный отец Герасим от богоспасаемого града
Киева, Глушенскаго монастыря постриженик, к
Вологде реке, ещё до зачала града Вологды, на
великий лес, на средний посад Воскресения
Христова Ленивыя площадки малаго Торжку,
и создал пречестень монастырь во славу
Пресвятыя Троицы, от реки Вологды расстоянием
на полпоприща»[4],[5]
Датировка основания монастыря подвергается учёными сомнению. Так, историки А. Н. Башенькин и И. П. Кукушкин указывают на отсутствие практики монастырской жизни на северо-востоке Руси в XII веке:
Необходимо отметить, что и сам факт прихода Герасима на Вологду в XII веке в общем контексте истории монастырей на Руси вызывает сомнение. Первые монастыри появляются в Киевской земле в XI веке; в первой половине XII века — на северо-западе Руси, в Новгороде; значительно позднее этот процесс начинается на северо-востоке. Первый монастырь во Владимире был основан в 1152 году, в Ростове — в 1212 году. В Белозерском крае первый монастырь основан в 1251 году белозерским князем Глебом Васильковичем.[6]
О его деятельности после основания монастыря и до самой кончины ничего не известно. Умер преподобный Герасим в 1178 году. В грамоте патриарха Адриана 1691—1692 гг. о месте его упокоения говорится так:
«А лежит он под спудом в земле, на краю Вологодского посада, при приходском храме Живоначальной Троицы на монастыре, в часовне; в ней гробница, под часовню ход, и с гроба берут там персть; а под часовней, против гробницы, лежит на земле камень синий и от земли вверх до помоста часовни полтора аршина».
Каноническая дата смерти Герасима — 4 марта. Однако историки подвергают её точность сомнению: «её день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днём памяти другого, более известного святого Герасима — Герасима Иорданского, скончавшегося 4 марта 475 года»[7].
Списки жития святого Герасима очень редки. По предположению учёных, «существовало какое-то раннее житие, которое могло погибнуть при захвате и разорении Вологды польско-шведскими отрядами в Смутное время, в 1612 г., когда был разгромлен основанный Герасимом Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Об этом сообщается в Сказании XVII в. о чудесах Герасима»[8]. Один из списков в настоящее время находится в Государственном историческом музее в Москве[9], другой — указан в сборнике из библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря № 37/36 [10]. Научное исследование памятника не проводилось. Как указывается в «Православной энциклопедии», ещё один список находится в Ярославском музее-заповеднике[11]. В последнем списке, в частности, говорится о том, что его автору, монаху Ионе Керженскому была доступна «особенная книжица древняго письма», в которой чудеса святого излагались в 37 статьях[12].
Почитание и канонизация
После разорения поляками Троицкой обители в 1612 году место погребения её основателя было утрачено и открыто вновь только спустя несколько десятилетий. С последним событием связывают многочисленные чудеса. Согласно записям священника Троицкой церкви о. Григория Попова, в 1649—1666 годах их было 37. Одно из чудес 6 июля 1649 года было свидетельствовано архиепископом Маркелом. В 1690 году братия вологодского Духосошественского монастыря обращалась с челобитной к патриарху Адриану с просьбой разрешить прославление Герасима как святого. Однако в 1699 году после дознания архиепископа Гаврииила в этой просьбе им было отказано. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений:
«Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют… Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася… на лице»[13].
Однако, несмотря на запрет архиепископа, почитание Герасима местными жителями продолжалось. В 1717 году деревянная Троицкая церковь, в которой хранились его мощи, была заменена каменной. Мощи перенесли в раку. В 1811 году преподобный Герасим уже упомянут в официальном списке вологодских святых, составленном епископом Евгением (Болховитиновым), а в 1841 году местная канонизация подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых. В 1894 году Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Герасима в Вологду крестным ходом[14].
Каменная Церковь Троицы Живоначальной у Кайсарова ручья, более известная как «Троице-Герасимовская», просуществовала менее полутора столетий. Её архитектурный стиль характеризовали как «провинциальное барокко». В 1930 году церковь была закрыта, а в 1940-х годах снесена до основания. По всей видимости, тогда же была безвозвратно утрачена рака с мощами преподобного Герасима. В 2008 году на месте снесённого храма был установлен памятный крест. Тогда же было объявлено о том, что на этом месте планируется построить часовню в честь святого, однако эти планы до сих пор не осуществлены.
Память 4 марта (по юлианскому календарю) и в 3-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых.
Иконография
Наиболее ранняя икона, изображающая святого Герасима, относится к 2-й половине XVII века. До революции она находилась в главном иконостасе Троице-Герасимовской церкви, слева от царских врат, у северной стены. В настоящее время она хранится в Вологодском музее-заповеднике (ВГИАХМЗ). На ней, кроме Герасима Вологодского, изображены Димитрий Прилуцкий и Иоанн Милостивый.
Изображение святого также встречается на следующих иконах, хранящихся в фондах ВГИАХМЗ: иконепрядница «Преподобные Герасим и Галактион Вологодские чудотворцы» (XVIII век); «Спас Вседержитель (Смоленский) с вологодскими святыми» (1779 год); «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу со святыми» (XVIII век) и др.
По традиции преподобный Герасим изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, в схиме на голове и на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке [15]. Согласно иконописному подлиннику Филимонова, Герасим «Подобием сед, брада аки Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия»[16].
См. также
История Вологды
Ленивая площадка
Собор Вологодских святых
Литература
Боярищев В. А. Троице-Герасимовская церковь / В. А. Боярищев // Мезон. — 2000. — N 9. — С. 16: ил.
Башенькин А. Н. , Кукушкин И. П. Древняя Вологда // Вологда: Ист.-краевед. альм. — Вологда, 1994. — Вып. 1. — С. 29-45: ил. — Библиогр. в примеч. в конце ст.
Васильев Ю. С. Герасим Вологодский и начало города Вологды // Вологда: Краевед. альм. — Вологда, 1997. — Вып. 2. — С. 588—600.
Гаранина Т. «Прииде Герасим на великий лес…» // Русский Север (Пятница). — 1997. — 27 июня. — С. 1-2
Герасим Вологодский, преподобный (1178) // Энциклопедия православной святости: Т. 1. — М., 1997. — С. 131
Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых.- М.: Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т, [1994?]. — 692, III, [7] с.
Лазарев И. В лето явления Вологды // Красный Север. — 1997. — 12 апр.
Маркелов, Г. В. Свод описаний // Маркелов Г. В. Святые Древней Руси: Материалы по иконографии: (Прориси и пер., иконопис. подлинники): [В 2 т. ].- М., 1998. — Т. 2. — С. 35-245
О торжествах в Вологде в память Вологодского преподобного Герасима // Вологодские Губернские Ведомости. — 1895. — N34. — С. 6
«Повесть о чудесах» Герасима Вологодского / Публ. Ю. С. Васильева, Е. А. Малышевой // Вологда: Краевед. альм. — Вологда, 1997. — Вып. 2. — С. 601—619
Роман, иерей. Вологодские святые угодники: [Рассказ иерея Рождество-Богородицкого кафедрального собора о. Романа] / Записала О. Крутикова // Вологодские новости. — 1997. — N 27 (3-9 июля). — С. 6
Суворов Н. И. Преподобный Герасим, Вологодский чудотворец и Троицкий Кайсаровский, основанный им, монастырь// Вологод. Епарх. Вед. — 1868. — N5. — С.115 — 133.
Халтурина Н. Вологодские святые // Русский огонёк. — Вологда, 1996. — N 24 (28 июня-4 июля).
? ГИМ, собр. Уварова, № 1247 (107) (134), в сборнике севернорусских житий начала XVIII в., на л. 69—81 об.: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (25 чудес, с 1649 г.)
? «Чудеса и деяния и преславная новоявленная творения преподобнаго и приснопамятнаго отца нашего Герасима, иже у пресвятыя Троицы, вверх посаду с поля от Прилука, что у Кайсарова ручья»
? «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского — ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807—1811 гг.).
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.