1745(1745) или 1746
д. Димитсана, Аркадия,
Османская Греция, Османская империя
Смерть:
10 (22) апреля 1821(1821-04-22)
Константинополь, Османская империя
Похоронен:
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Афинах
Патриа?рх Григо?рий V (греч. ????????? ??, в миру Георгий Ангелопулос, греч. ???????? ????????????; 1745 или 1746, Димитсана греч. ????????? — 10 (22) апреля 1821, Константинополь) — патриарх Константинопольский (1797—1798, 1806—1808, 1818—1821). Во время восстания за независимость Греции повешен турками. Канонизирован как священномученик (память 10 апреля по юлианскому календарю), в народе прозван Этномартирас (греч. ????????????, что дословно означает «мученик Нации»).
Родился в 1745 или 1746 году в Димитсане на Пелопоннесе в семье бедных родителей. Первоначальное образование получил на родине под руководством двух иеромонахов, а позднее продолжил обучение в Афинах у известного педагога Димитрия Воды.
В 1767 году переехал в Смирну, где его дядя иеромонах Мелетий был экклисиархом храма св. Георгия. Посещал известную смирнскую евангелическую школу. Через некоторое время переселился на Строфадские острова, где принял постриг в монашество в одном из монастырей. Затем проживал на острове Патмос в монастыре св. Иоанна Богослова, где состоял слушателем знаменитого дидаскала Даниила Керамевса в основанной им богословской школе. С Патмоса переехал в Смирну по приглашению митрополита Прокопия, сделавшего его архидиаконом и протосинкеллом.
Перевод на новогреческий язык бесед Иоанна Златоуста дал ему научную известность (1785). В 1785—1797 годы митрополит Смирны.
Возведённый на константинопольский патриарший престол впервые в 1797 году, он дважды вынужден был его оставить и в третий раз занял его в 1818 году. Много заботился об образовании духовенства; издал несколько слов Василия Великого и сочинение Аристотеля о добродетелях и пороках.
До восшествия на престол в третий раз, во время пребывания на Афоне, ему было предложено вступить в тайное общество «Филики Этерия», готовившее восстание греков против оттоманского ига; Григорий отказался, сославшись на невозможность для себя давать клятву безусловного повиновения неведомым ему вождям тайной организации[1].
В конце 1820 года русский посланник советовал ему покинуть Константинополь, но патриарх отказался. В конце февраля (по григорианскому календарю) 1821 года, когда Александр Ипсиланти с гетеристами перешёл реку Прут, имея в виду поднять восстание Молдавии и Валахии, патриарх Григорий отлучил его от Церкви, чтобы спасти оттоманских греков от расправ, которые тем не менее последовали позднее, когда началось восстание в Морее 25 марта 1821 года (юлианский календарь).
В первый день Пасхи 1821 года, 10 апреля, Григорий был низложен, а на его место возведен Евгений Писидийский. Когда новоизбранный возвращался из Порты в патриархию с фирманом, тело Григория в полном облачении уже висело на воротах патриархии.
Почитание. Значение
Согласно агиографии, тело провисело 3 дня: ввиду ежедневных казней в Фанаре, греки не решались выкупить его у палача; на 4-й день константинопольские евреи купили тело патриарха за 800 пиастров и, привязав за ноги, бросили в море после поруганий[2][3].его тело было обретено греческими моряками и под русским флагом доставлено в Одессу, где в Троицком греческом храме оно покоилось до 1871 года, когда было перенесено в Афины.
Был официально канонизирован ЭПЦ в 1921 году. С 2000 года его имя вносится в святцы Московского Патриархата под 10 апреля по юлианскому календарю (в Греции память 10 апреля по григорианскому стилю). Мощи покоятся в Благовещенском кафедральном соборе Афин.
В память о нём главные ворота Константинопольской Патриархии были заклёпаны в 1821 году и остаются затворёнными (проход на территорию Патриархии осуществляется через боковую дверь).
Русский исследователь истории Константинопольской Церкви Иван Соколов в начале XX века писал: «<…> Особенно важное значение имела для греков ужасная смерть знаменитого патриарха Григория V. Она сделала этого иерарха святым и мучеником в сознании всего народа, заклеймила позором султана, упрочив за ним эпитет „убийцы“, уничтожила всякую мысль о примирении греков, пред лицом всего цивилизованного мира оправдал греков в их стремлении низвергнуть ненавистное иго и вообще оказала громадное нравственное влияние на ход дальнейшей борьбы греков. <…> Вождь церкви, вселенский православный патриарх, духовный отец и представитель всего греческого народа, повешенный на воротах патриархии в великий праздник Пасхи, подвергшийся самому бесчестному наказанию, без суда и расследования его дела, — это в глазах греков было событием чрезвычайной важности, было образцом истинного исполнения христианского долга, принесением себя в искупительную жертву за спасение других, мученичеством за веру и отечество. Поэтому кончина Григория V религиозно освятила и нравственно возвысила, в сознании греков, их борьбу с турками, вдохнула в них новые силы, нравственно укрепила и оправдала их подвиги и труды. Сами турки впоследствии были крайне изумлены, когда увидели, что кончина мученика, вместо того, чтобы прекратить и подавить восстание, расширила и утвердила его.»[4]
Литература
Тринадцать писем Патриарха Григория ([ум.] 1821 г. апр. 10) и одно к Патриарху Григорию… / Сообщ. о. Азарием // ТКДА. 1876. № 8. С. 421—442;
Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1. С. 163—176, 456—495;
Преображенский А. Ф. Григорий V, Патр. Константинопольский (1745—1821): Детские годы его жизни // ПС. 1904. Март. С. 457—491; он же. Церк.-административная деятельность Григория V, Патр. Константинопольского, за время управления Смирнской епархией (1785—1797) // Там же. Июнь. С. 944—962; он же. Общее церк.-полит. состояние греч. Востока ко времени вступления Григория V на Константинопольскую Патриархию // Там же. Июль/Авг. С. 166—189; он же. Церк.-нар. просвещение греков при Григории V, Патриархе Константинопольском // Там же. Окт. С. 598—631; Нояб. С. 798—815; Дек. С. 1132—1146; он же. Церк.-обществ. и административная деятельность Григория V, Патр. Константинопольского // Там же. 1905. Февр. С. 226—237; Апр. С. 575—599; Май. С. 3-14; Июнь. С. 212—242; Сент. С. 39-58; Окт. С. 230—260; он же. Гражданско-полит. деятельность Патр. Григория V в связи с обстоятельствами его двукратного низложения и пребывания на покое // Там же. Нояб. С. 377—402; Дек. С. 553—590; 1906. Февр. С. 173—182; он же. Патр. Григорий V и греч. восстание // Там же. 1906. Март. С. 340—369; Июль/Авг. С. 337—371;
Митрофан •Александр •Павел I •Евсевий •Македоний I •Евдоксий •Димофил •Евагрий •Григорий I •Максим I Киник •Нектарий •Иоанн Златоуст
V век
Арсакий •Аттик •Сисиний I •Несторий •Максимиан •Прокл •Флавиан •Анатолий •Геннадий I •Акакий •Фравита •Евфимий •Македоний II
VI век
Тимофей I •Иоанн II •Епифаний •Анфим I •Мина •Евтихий •Иоанн III Схоластик •Иоанн IV Постник •Кириак
VII век
Фома •Сергий I •Пирр I •Павел II •Петр •Фома II •Иоанн V •Константин I •Феодор I •Георгий I •Павел III •Каллиник I
VIII век
Кир •Иоанн VI •Герман I •Анастасий •Константин II •Никита I •Павел IV •Тарасий
IX век
Никифор •Феодот I (Милиссин-Касситера) •Антоний I •Иоанн VII •Мефодий I •Игнатий (Никита) •Фотий I Великий •Стефан I •Антоний II Кавлея
X век
Николай Мистик •Евфимий •Стефан II •Трифон •Феофилакт •Полиевкт •Василий I Скамавдрин •Антоний III Студит •Николай II Хрисоверг •Сисиний II
XI век
Сергий II Мануилит •Евстафий •Алексий Студит •Михаил Керуларий •Константин III Лихуд •Иоанн VIII Ксифилин •Козьма I Иерусалимит •Евстратий Гарида •Николай III Кирдиниат Грамматик
XII век
Иоанн IX Агапит •Лев Стипп •Михаил II Курку (Оксеит) •Козьма II Аттик •Николай IV Музалон •Феодот II •Неофит I •Константин IV Хлиарин •Лука Хрисоверг •Михаил III •Харитон Евгениот •Феодосии Ворадиот •Василий II (Филакопул) •Никита II Мунтан •Леонтий Феотокит •Досифей •Георгий II Ксифилин •Иоанн X
XIII век
Михаил IV Авториан •Феодор II Ириник (Копа) •Максим II •Мануил I (Харитопул) •Герман II •Мефодий •Мануил II •Арсений (Авториан) •Никифор II •Герман III (Лаз Маркуца) •Иосиф I •Иоанн XI Векк •Григорий II (Георгий) Кипрский •Афанасий I •Иоанн XII (Козьма)
XIV век
Нифонт I •Иоанн XIII Гликис •Герасим I •Исайя •Иоанн XIV Калека •Исидор I Вухирас •Каллист I •Филофей Коккин •Макарий •Нил •Антоний IV •Каллист II Ксанфопул •Матфей
XV век
Евфимий II •Иосиф II •Митрофан II •Григорий III •Афанасий •Геннадий Схоларий •Исидор II Ксанфопул •Софроний Сиропул •Иоасаф I Кокка •Марк II Ксилокарав •Симеон I •Дионисий I •Рафаил I •Максим III •Нифонт II •Максим IV •Иоаким I
XVI век
Пахомий I •Феолепт I •Иеремия I •Иоанникий •Дионисий II •Иоасаф II •Митрофан III •Иеремия II •Пахомий II •Феолепт II •Матфей II •Гавриил I •Феофан I •Мелетий I Пегас
XVII век
Неофит II •Рафаил II •Кирилл Лукарис •Тимофей II •Григорий IV •Анфим II •Кирилл II Контари •Афанасий Цареградский •Неофит III •Парфений I •Парфений II •Иоанникий II •Кирилл III •Паисий I •Парфений III •Гавриил II •Парфений IV •Феофан II •Дионисий III •Климент •Мефодий III •Дионисий IV •Герасим II •Афанасий IV •Иаков •Каллиник II •Неофит IV
XVIII век
Гавриил III •Неофит V •Киприан I •Кирилл IV •Афанасий V •Косьма III •Иеремия III •Кирилл Проусский •Каллиник III •Паисий II •Серафим I •Неофит VI •Кирилл V •Каллиник IV •Серафим II •Иоанникий III •Самуил I •Мелетий II •Феодосий II •Софроний II •Гавриил IV •Прокопий I •Неофит VII •Герасим III •Григорий V
XIX век
Каллиник V •Иеремия IV •Кирилл VI •Евгений II •Анфимий III •Хрисанф •Агафангел •Константий I •Константий II •Григорий VI •Анфим IV •Анфим V •Герман IV •Мелетий III •Анфим VI •Кирилл VII •Иоаким II •Софроний IV •Иоаким III •Иоаким IV •Дионисий V •Неофит VIII •Анфим VII •Константин V
XX век
Герман V •Мелетий Метаксакис •Григорий VII •Константин VII •Василий III •Фотий II •Вениамин •Максим V •Афинагор •Димитрий •Варфоломей I
Список разбит по векам (исходя из даты начала патриархата)
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.