конец XV века
Шитала, Бенгалия (ныне в округе Бардхаман, Западная Бенгалия)
Смерть:
середина XVI века,
Шитала, Бенгалия (ныне в округе Бардхаман, Западная Бенгалия)
Почитается:
в гаудия-вайшнавизме
День памяти:
13 ноября (в 2010 году)
2 ноября (в 2011 году)
20 ноября (в 2012 году)
Дхананджа?я Па?ндит (Dhana?jaya Pa??ita IAST) — кришнаитский святой, живший в Бенгалии в первой половине XVI века. Был одним из сподвижников основоположника гаудия-вайшнавизма Чайтаньи Махапрабху и одним из ближайших спутников Нитьянанды. В «Чайтанья-бхагавате» говорится, что Дхананджая Пандит обладал всеми качествами великой святой личности.[1] Принадлежит к группе двенадцати кришнаитских святых двадаша-гопал.[2]
Дхананджая Пандит родился в бенгальской деревне Шитала, что в нынешнем округе Бардхаман (Бурдван) в окрестностях Катвы.[3] Бхактисиддханта Сарасвати говорил в своих комментариях к «Чайтанья-чаритамрите», что «прежде храм в этой деревне располагался в глинобитной хижине. Затем заминдары из рода Малликов из Баджаравана Кабаши построили большое здание для храма, но, придя в запустение, за последние шестьдесят пять лет он совсем разрушился. Фундамент храма ещё виден. Поблизости от него стоит колонна с туласи. Каждый год в месяц картика (октябрь-ноябрь) здесь отмечают уход Дхананджаи».[4]
Дхананджая принимал участие во многих играх киртаны Чайтаньи Махапрабху в Навадвипе.[1] По наказу Чайтаньи, Дхананджая Пандит активно путешествовал и проповедовал гаудия-вайшнавизм, нося лишь камандалу и всегда оставаясь поглощённым любовью к Кришне и Чайтанье.[1] Какое-то время Дхананджая жил в бенгальской деревне Санчадапанчада (в девяти километрах к югу от города Мемари), которую с тех пор называют Дхананджая-пата (место Джананджаи). Затем, по распоряжению Чайтаньи, он отправился во Вриндавану.[1] Возвратившись из Вриндаваны в Бенгалию, Дхананджая установил в своей родной деревне божества Гопинатхи, Гаура-Нитая и Дамодара шалаграма-шилу. Ученик Дхананджаи по имени Джива Кришна также установил божество Шьямасундары. Потомки учеников Дхананджаи и по сей день живут в Шитале и заботятся о поклонении в храме.
Дхананджая Пандит умер на восьмой день прибывающей луны месяца картика (октябрь-ноябрь). Его самадхи-мандир расположен в Шитале. У Дхананджаи Пандита был брат по имени Санджая, который стал его учеником. Дхананджая не оставил после себя прямых потомков.
Согласно гаудия-вайшнавскому богословию, у Чайтаньи Махапрабху есть две основные группы спутников. Дхананджая Пандит является членом одной из них, одним из двенадцати пастушков двадаша-гопал, которые служат Нитьянанде в настроении сакхья-расы (дружбы). Члены же второй группы всегда служат Радхе-Кришне в духовном-мире настроении мадхурья-расы (супружеской любви). Согласно «Гаура-ганоддеша-дипике» (127), в играх Кришны Дхананджая Пандит — это Васудама, один из двадаша-гопал Баларамы.[1]
? Шитала приписана к почтовому отделению деревни Кайчара, которая стоит на железнодорожной ветви, соединяющей Бардхаман и Катву. Деревня Шитала находится в полутора километрах на северо-восток от Кайчары.
Adamovka.ru – это религиозный православный информационный портал, посвящённый Фонду святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца, а также освещающий все свежие события и новости духовного мира. На нашем сайте собрана огромная база данных святых, содержащая краткую информацию о жизни, смерти и учении этих великих людей. Здесь же вы можете узнать название дополнительной литературы, рассказывающей ещё больше полезной и интересной информации, а также увидеть почти полтора десятка фотографий икон Святителя Иоанна.